Анализ финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:48, контрольная работа

Описание

Цель финансовой отчетности заключается в представлении информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, необходимой для широкого круга пользователей для принятия оптимальных экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, которыми управляет руководство компании.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа анализ финансовой отчетнос 2 вариант.docx

— 50.60 Кб (Скачать документ)

Внешних пользователей можно  разделить на 3 группы:

1) первая группа – пользователи, которым бухгалтерская (финансовая) отчетность передается в обязательном  порядке в: налоговые службы; органы  статистики; аудиторские фирмы, если  отчетность субъекта хозяйствования  проходит обязательную ежегодную  аудиторскую проверку;

2) вторая группа – которые  используют бухгалтерскую (финансовую) отчетность для последующей ее  обработки и применения: профсоюзы,  которые изучают ее при подготовке  и заключении коллективных договоров  с целью защиты интересов работников, для получения информации об  экономической жизнеспособности  организации, для оценки занятости  работников, оплаты труда, условий  образования и использования  пенсионных фондов, фондов потребления;  информационные и консультационные фирмы, которые используют информацию для выработки рекомендаций своим клиентам относительно размещения капиталов в то или иное предприятие; пресса и информационные агентства, использующие информацию для подготовки экономических обзоров, для публикации отчетности в целях ознакомления с нею широких кругов общественности; торгово-производственные ассоциации, которые на основе отчетности проводят сравнительный анализ и оценку результатов деятельности на отраслевом уровне; Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ, использующая отчетность акционерных обществ для оценки финансового положения, платежеспособности, уровня рентабельности и перспектив развития акционерных обществ, так как этот орган создан для защиты прав акционеров и регулирует выпуск, продажу, покупку ценных бумаг и т. д.;

3) третья группа – особая  группа пользователей составляют  дочерние и зависимые общества, которые заинтересованы в данных  бухгалтерской (финансовой) отчетности, поскольку основное общество  имеет возможность влиять на  решения, которые они принимают,  и диктовать им свою волю (условия  признания общества дочерним  и зависимым и последствия  такого признания определены  Гражданским кодексом РФ и  Федеральным законом «Об акционерных  обществах»). Эту группу называют партнерами и их интересует вся информация о финансово-хозяйственной деятельности предприятия; деловые партнеры (кредиторы, поставщики, покупатели), нуждающиеся в информации о платежеспособности организации, качестве продукции, надежности поставок; инвесторы, которые анализируют бухгалтерскую отчетность, делают выводы о том, каковы финансовые перспективы организации в будущем, стоит ли вкладывать в нее средства.

Таким образом, анализ финансовой отчетности представляет собой основной инструмент, который помогает обнаружить проблемы в текущем управлении организации  и выбрать центральные направления  для инвестирования капитала и, используя  специфические методы и приемы, позволяет  определить параметры, дающие возможность  объективно оценивать финансовое состояние  предприятия. Результаты анализа позволяют  заинтересованным лицам и предприятиям принимать управленческие решения  на основе оценки текущего финансового  положения, деятельности предприятия  за предшествующие годы и проекции финансового состояния на перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового  положения.

 

 ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ  ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Содержание основных  приемов финансовой отчетности

Выполняя анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности можно использовать как общенаучный и специальные  методы. При использовании общенаучного диалектического метода предполагается проведение анализа отчетности, учитывая динамику развития организации, «последовательного накопления количественных изменений  и их перехода в новое качество, единства отчетности и возникновения  противоречий между составителями  и пользователями отчетности, между  отчетностью разных уровней и  направлений». Использование динамического  метода (основополагающего для всех экономических наук) подразумевает, что любой анализируемый процесс  находится в динамике и взаимосвязан с другими явлениями. Таким образом анализ отчетности рассматривается как целенаправленный процесс, где цель определяет направление анализа, его масштабы, использование нужной информации, подходы к оценке показателей отчетности.

Метод детализации применяется  в анализе содержания отчетности – последовательное раскрытие комплексных  статей и показателей через частные. Данный метод служит выявлению внутренней противоречивости и взаимосвязи  всех составляющих объекта анализа, метод сочетает анализ и синтез.

Дедуктивный метод анализа  подразумевает: от общего – к частному, то есть анализ начинаем с обобщающих показателей деятельности. Так же существует метод индукции, при применении которого, показатели рассматриваются  в пределах отдельных подразделений, а затем обобщаются. Поэтому в  процессе аналитического изучения деятельности организации эти вида анализа  сочетаются.

Метод анализа – это  использование системного комплексного подхода к изучению результатов  деятельности организации, включая  выявление и измерение различного влияния отдельных факторов, приведение выводов и рекомендаций, полученных в результате обработки информации специальными приемами. Существуют несколько  типов моделей, с помощью которых  проводится финансовый анализ. Выделяют три основных типов моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные.

1. С помощью нормативных  моделей сравнивают фактические  и ожидаемые результаты деятельности  организации. Ожидаемые результаты  рассчитывают по бюджету. Такие  модели используют во внутреннем  финансовом анализе, так как  их сущность заключается в  установлении нормативов для  каждой статьи расходов и в  анализе отклонений фактических  данных от этих нормативов.

2. Предикативные модели  носят прогностический характер  и используются для прогноза  доходов организации и ее будущего финансового состояния. Чаще всего встречаются: расчет точки критического объема продаж, моделей динамического анализа, строение прогноза финансовых отчетов, моделей ситуационного характера.

3. Дескриптивные модели  носят описательный характер, и  является основными при оценке  финансового состояния организации.  Включают в себя горизонтальный, трендовый, вертикальный анализ (структурно-динамический), коэффициентный, сравнительный анализ, факторный  анализ.

Вертикальный (структурный) анализ дает представление о структуре  итоговых финансовых показателей с  выявлением влияния каждой позиции  на результат. Данный метод финансового  анализа применяется для изучения структуры баланса. Расчеты производятся в процентном соотношении от общей  суммы средств организации. Важным моментом вертикального анализа  является представление структуры  показателей в динамике, что позволяет  отслеживать и прогнозировать структурные  изменения в составе активов  и пассивов баланса. Использование  относительных показателей сглаживает инфляционные процессы.

Для интерпретации финансовых документов широко используется вертикальный финансовый анализ. Данный вид аналитической  деятельности представляет собой широко известный вид финансового анализа, ориентированный на «определение структуры  итоговых финансовых показателей с  выявлением влияния каждой позиции  отчетности на результат в целом». Согласно этому методу каждая статья финансового документа рассчитывается в процентах к самой крупной  величине этого документа. Метод  вертикального анализа достаточно прост, но в ходе использования оказывается  полезным и, главное, удобным в понимании.

В управлении вертикальный анализ является заключительным по степени  детализации этапом диагностики, использующим системный подход в исследовании взаимосвязи и взаимодействия элементов системы, их функциональной роли и определения коммуникаций в целом организме.

С помощью вертикального  анализа можно анализировать  отчет о прибылях и убытках, а  также баланс. Рассмотрим отчет о  прибылях и убытках. Самая большая  величина в счете прибылей - продажи. Поэтому все остальные компоненты счета устанавливаются в процентах  от объема продаж. Например, если стоимость  проданных товаров составляет 40% от объема продаж, то валовая прибыль  будет равна 60% от объема продаж.

Баланс. Самая крупная  величина в балансе - совокупные активы или совокупный капитал, а потому все компоненты баланса выражаются в процентах к совокупным активам  или совокупному капиталу, которые  равны между собой, поэтому можно  использовать в расчетах и то, и  другое.

Вертикальный анализ позволяет  высветить взаимосвязь всех компонентов  финансовых документов, и особенно полезен в двух случаях: когда  сравнивается деятельность компании за два года, или сравниваются две  компании, разные по размеру. В первом случае изменение относительных  величин делает очевидным для  аналитика ситуацию, сложившуюся  за два года. Например, если вырос  объем продаж, аналитик вряд ли сможет заметить подъем на несколько процентов  валовой прибыли или резкий скачок издержек, связанных с реализацией  товара. Но с помощью вертикального  анализа эти изменения делаются очевидными.

Вертикальный финансовый анализ можно представить в виде таблицы:

 

Таблица 1. Вертикальный анализ

Статья отчетности

(1)

Период N, %

(2)

Период N+1, %

(3)

     

 

Таким образом, вертикальный анализ – определяет структуру итоговых финансовых показателей, выявляя влияние  каждой строки отчётности на результат  в целом, может употребляться  для исследования структуры актива и пассива.

При горизонтальном (временном) анализе абсолютные показатели дополняются  относительными, как правило, темпами  роста или снижения. На основе горизонтального  анализа дается оценка изменений  основных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Чаще всего  горизонтальный анализ применяется  при изучении баланса. Недостатком  метода является несопоставимость данных в условиях инфляции. Устранить этот недостаток можно путем пересчета  данных.

Горизонтальный анализ заключается  в сравнении статьи баланса текущего периода с базисным периодом в  относительном и абсолютном выражении, при его помощи определяются абсолютные и относительные изменения, с  помощью сопоставления с началом  отчетного периода;

Горизонтальный анализ весьма популярен в аналитической практике и призван отвечать на следующие  вопросы:

1. Увеличивается или уменьшается  за период времени объем продаж, валовая прибыль, расходы, чистый  доход? 

2. Как изменился объем  продаж по сравнению с прошлым  годом? 

3. Как изменился объем  денежной наличности за последние  два года?

Горизонтальный финансовый анализ можно так же представить  в виде следующей таблице:

Таблица 2. Горизонтальный анализ

Статья отчетности

(1)

Период N

 

(2)

Период N+1

 

(3)

Абсолютное изменение

(4)

Относительное изменение

(5)

     

(3)-(2)

((2)-(3))/(2)


 

Трендовый анализ является разновидностью горизонтального анализа, он используется в тех случаях, когда  сравнение показателей производится более чем за три года. При этом долгосрочные сравнения обычно проводятся с использованием индексов. Каждая позиция отчетности сравнивается с  рядом предыдущих периодов для определения  тренда. Анализ тенденций или трендовый  анализ, характеризует изменение  показателей деятельности организации  на протяжении длительного отрезка времени по сравнению с базовым показателем, который равен 100. Расчет серии индексных чисел требует выбора базисного года для всех показателей. Поскольку базисный год будет выступать основой для всех сравнений, лучше всего выбрать год, который в смысле предпринимательских условий является самым нормальным или типичным. При использовании индексных чисел процентные изменения могут трактоваться только в сравнении с базисным годом. Этот вид анализа носит характер перспективного прогнозного анализа, используется в тех случаях, когда необходимо составить прогноз по отдельным финансовым показателям или по финансовому состоянию предприятия в целом. Целью такого анализа является оценка работы финансовых менеджеров за прошедший период времени и прогнозирование их поведения в будущем.

Анализ финансовых коэффициентов  основан на существовании определенных соотношений между статьями отчетности. Коэффициенты позволяют определить круг сведений, который важен для  пользователей информации о финансовом состоянии предприятия с точки  зрения принятия решений. Коэффициенты дают возможность выяснить основные симптомы изменения финансового  положения и определить тенденции  его изменения. При правильном анализе  коэффициентов можно определить области, требующие дальнейшего  изучения. У этого анализа существует большое преимущество, так как  он сглаживает негативное влияние инфляции, которая существенно искажает абсолютные показатели.

Информация о работе Анализ финансовой отчетности