Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 10:55, контрольная работа
В условиях рыночной экономики целью любого производства является получение максимально возможной прибыли. В этих условиях могут осуществлять свою производственно-финансовую деятельность только те предприятия, которые получают от нее наивысший экономический результат. Те же предприятия, которые работают неэффективно, малорентабельно, тем более убыточно, нежизнеспособны. Они неизбежно разоряются и прекращают свое существование. Следовательно, на каждом предприятии необходимо выявлять наличие фактов бесхозяйственности, непроизводительных потерь, неразумного вложения средств и т. п. для их устранения. Следует выявлять и включать в работу предприятия резервы производства, рационального и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств.
Внедрение новой техники, передовой технологии, механизации и автоматизации производственных процессов с целью увеличения объема производства продукции и повышения производительности труда приводят к росту ОПФ предприятия, укреплению его материально-технической базы. В связи с этим с каждым годом возрастает доля ОПФ, приходящихся на одного работающего. Следовательно, повышается фондовооруженность труда, которую определяют как отношение стоимости ОПФ к среднесписочной численности промышленно-производственного персонала (ППП). Рост фондовооруженности труда должен сопровождаться ростом производительности труда. При этом темпы роста производительности труда должны быть выше темпов роста фондовооруженности труда.
Для анализа фондовооруженности труда рекомендуется таблица 9.
Таблица 9
Анализ фондовооруженности труда
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год | В процентах | ||
план | факт. | к плану | к предыдущему году | ||
Среднегодовая
стоимость ОПФ, тыс. р.
Среднесписочная численность ППП, чел. Фондовооруженность труда, тыс. р. Объем продукции, тыс. р. Выработка продукции на 1 работающего, тыс. р. |
Причинами отставания темпов роста производительности труда от темпов роста фондовооруженности труда могут быть немотивированный спад производства продукции, необоснованный рост ОПФ, особенно пассивной их части, численности работников управления в составе ППП и др.
Более объективную оценку эффективности внедрения новой техники, передовой технологии, механизации и автоматизации производства можно дать по показателю технической вооруженности труда, которую исчисляют как отношение активной части ОПФ к наибольшему числу рабочих в смене. Так как данные о наибольшей численности рабочих в смене зачастую отсутствуют, на практике техническую вооруженность труда рассчитывают на одного среднесписочного рабочего. В абсолютной величине этот показатель будет несколько занижен, но при сопоставлении его в динамике он даст правильное представление о темпах роста технической вооруженности труда. При этом темпы роста технической вооруженности труда не должны опережать темпы роста производительности труда рабочих.
Для
анализа технической
Таблица 10
Анализ технической вооруженности труда
| |||||||||||
Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса потребителей высококачественной продукцией. Качество выпущенной и реализованной продукции (работ, услуг) - в дальнейшем - продукции - определяется потребностями рынка, производственно-техническими возможностями предприятия и эффективностью использования его ресурсов.
Реализуя продукцию, предприятие возмещает затраты на ее изготовление и сбыт и получает прибыль, служащую источником технического и социального развития. Несвоевременная реализация продукции наносит ущерб не только производителю, но и предприятиям - потребителям, вызывая нарушения их нормальной деятельности.
Анализ производственных результатов проводится по следующим основным направлениям:
- оценка динамики производства и реализации продукции;
- анализ производства продукции по номенклатуре и ассортименту;
- анализ влияния факторов на объем продукции;
- анализ влияния структурных сдвигов на объем продукции;
- анализ ритмичности работы предприятия;
- оценка и анализ конкурентоспособности продукции;
- анализ обновления продукции;
- анализ качества продукции.
Объем производства продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки в оптовых ценах. Натуральные показатели используются при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции. Условно-натуральные применяются для обобщающей характеристики объемов производства продукции. Например, на консервных заводах используется показатель тысяч условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов и т. д.
Основная информация для анализа производственных результатов содержится в планах экономического и социального развития предприятия, оперативных планах - графиках, формах статистической отчетности №П-1 “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг”, данных аналитического учета по счетам 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”, 45 “Товары отгруженные” и др.
Динамика объема производства и реализации продукции характеризует изменение производства продукции и степень насыщения рынка продукцией предприятия. Оценка динамики объема производства и реализации продукции осуществляется по сопоставимым оптовым ценам (без НДС и акцизов). В качестве сопоставимых цен применяются действующие цены в соответствующем месяце отчетного года (фиксированные цены). Используя индекс цен определяется объем произведенной и реализованной продукции в предыдущем году в ценах, действующих в отчетном году, т. е. в фиксированных (сопоставимых).
Для анализа рекомендуется таблица 12.
Таблица 12
Оценка динамики производства и реализации продукции
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год | Откл. +, - | Темпы роста, % | ||||
план | факт | от преды-дущего года | от плана | по плану | факти-чески | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | б | 7 | 8 | |
Объем
продукции в
оптовых ценах пред-приятия (без НДС и
акцизов), тыс. р.:
в действующих ценах соответствующего года в фиксированных (со-поставимых) ценах Объем реализованной продукции, тыс. р.: в действующих ценах соответствующего года (выручка от реализации продукции (без НДС и акцизов) В фиксированных (сопоставимых) ценах Индекс цен на продукцию предприятия |
Различие в темпах роста реализованной продукции и объема производства продукции может произойти за счет изменения остатков нереализованной продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим.
Как известно, производство продукции должно завершаться ее реализацией. Поэтому особое внимание следует уделять динамике объема реализованной продукции. На объем реализации продукции оказывают влияние 2 группы факторов:
- изменение объема производства продукции;
- изменение остатков нереализованной продукции.
Для анализа влияния этих факторов рекомендуется таблица 13.
Таблица 13
Расчет влияния факторов на изменение объема реализации продукции в сопоставимых (фиксированных) ценах, тыс. р.
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год | Откл. +, - | Темпы роста, % | |||
план | факт | от предыдущего года | от плана | по плану | фактически | ||
Объем
реализованной
продукции
Объем продукции Изменение остатков нереализованной продукции |
Влияние факторов на изменение объема реализации продукции можно анализировать и в действующих ценах соответствующего года. При таком анализе определяется доля изменения остатков нереализованной продукции от объема производства продукции и ее увеличение (уменьшение) по сравнению с предыдущим периодом. Для этого рекомендуется табл. 14.
Таблица 14
Расчет влияния факторов на изменение объема реализованной продукции в действующих ценах, тыс. р.
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год | Откл. +,- | Темпы роста, % | |||
план | факт | от предыдущего года | от плана | по плану | фактически | ||
1.
Объем продукции в
действующих ценах соответствующего года
(без НДС и акцизов)
2. Выручка от реализации продукции (без НДС и акцизов), (объем реализованной продукции в действующих ценах соответствующего года) 3. Изменение остатков Нереализованной про-дукции в действующих ценах соответствующего года (п. 1 - п.2) 4. Доля изменения ос-татков нереализованной продукции (п.3 : п. 1x100),% |
Увеличение остатков нереализованной продукции в действующих ценах соответствующего года в отчетном году по сравнению в с предыдущем годом при одновременном снижении их доли от объема продукции свидетельствует о росте цен на продукцию и снижении физического объема остатков нереализованной продукции.
При изменении объема реализованной продукции за счет изменения объема производства продукции анализируется номенклатура и ассортимент продукции по данным отчета ф. №П-1.
При значительном увеличении (уменьшении) остатков нереализованной продукции следует рассмотреть изменение отдельных видов остатков нереализованной продукции по данным бухгалтерского учета: готовая продукция на складах, товары отгруженные и т. д. Следует указать причины роста остатков нереализованной продукции (неритмичность работы предприятия; скопление на складах
предприятия продукции, не пользующейся спросом; несвоевременная оплата продукции заказчиком и т. д.) В процессе анализа следует определить меры по сокращению остатков готовой продукции, ускорению ее отгрузки и расчетов за продукцию.
Номенклатура - это перечень наименований изделий, работ, услуг. Ассортимент - перечень наименований изделий, работ, услуг с указанием количества по каждому из них. В процессе анализа изучаются изменения в номенклатуре и ассортименте продукции по сравнению с предыдущим годом, а также устанавливаются причины изменения как зависящие, так и не зависящие от работы предприятия. Во всех случаях необходима не просто констатация фактов изменения номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, а изучение целесообразности этих изменений. Объективно все изменения в номенклатуре и ассортименте выпускаемой продукции должны быть подчинены интересам и требованиям рынка. При этом должны соблюдаться и собственные интересы предприятия, т. е. стремиться выпускать высокорентабельную, а не убыточную и низкорентабельную продукцию.
На основании отчета ф. № П-1 рекомендуется составить аналитическую таблицу 15.
Процент выполнения по ассортименту выпускаемой продукции по сравнению с предыдущим годом представляет отношение итога гр. 6 к итогу гр. 5.
Величина среднего процента ассортимента продукции меньшая 100 свидетельствует об ассортиментных сдвигах в производстве продукции по сравнению с предыдущим годом.
Информация о работе Анализ хозяйственно-финансовой дея¬тельности предприятия