Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы провести анализ использования грузового автотранспорта на ООО СПК «Звениговский». Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- проанализировать количественный и качественный состав автомобилей;
- проанализировать показатели использования транспорта;
- изучить особенности структуры себестоимости транспортных работ;
- выявить перспективы улучшения использования автомобильного парка, рассчитать резервы повышения грузооборота.
Видно, что коэффициенты увеличиваются на протяжении периода. коэффициент использования рабочего времени вырос на 105,32%. В 2008 г. значение составило 0,9. это достаточно высокий показатель. Коэффициент использования пробега увеличился до 0,69. Это говорит о повышении эффективности использования автотранспорта. Коэффициент использования грузоподъемности снизился 96,75%. Общий темп роста грузооборота составил 242,35%. Это достаточно высокий показатель. Таким образом, видно, что эффективность использование автотранспорта на предприятии увеличивается. Это положительный факт в работе организации.
Чтобы определить неиспользованные резервы увеличения объема грузооборота, необходимо провести факторный анализ этого показателя. Известно, что объем грузооборота (V) зависит от среднегодового количества машин (М), количества отработанных дней в среднем одной машиной в год (Д), средней продолжительности рабочего дня (П), коэффициента использования рабочего времени (Кр),среднетехнической скорости движения (СК), коэффициента использования пробега (Кп), средней грузоподъемности машин (Т) и коэффициента использования грузоподъемности машин (Кгр).
В таблице 19 собраны показатели ля проведения анализа.
Таблица 19
Показатели для проведения расчетов
Показатели |
Годы |
Отклонение, (+/-) | |
2007 |
2008 | ||
Объем грузооборота, тыс.т. |
5047 |
11851 |
6804 |
Среднегодовое количество машин (М) |
77 |
83 |
6 |
Количество отработанных дней в среднем одной машиной в год (Д) |
142 |
169 |
27 |
Средняя продолжительность рабочего дня (П) |
6,5 |
6,8 |
0,3 |
Коэффициент использования рабочего времени (Кр) |
0,86 |
0,9 |
0,04 |
Среднетехническая скорость движения (СК) |
25,3 |
28,1 |
2,8 |
Коэффициент использования пробега (Кп) |
0,64 |
0,69 |
0,05 |
Средняя грузоподъемность машин (Т) |
6 |
8 |
2 |
Коэффициент использования грузоподъемности машин (Кгр) |
0,85 |
0,89 |
0,04 |
Детерминированная модель факторной системы объема грузооборота имеет следующий вид:
V = М * Д * П * Кр * СК * Кп * Т * Кгр.
Расчет влияния этих факторов на объем грузооборота можно выполнить с помощью одного из приемов детерминированного факторного анализа.
Расчет выполним в таблице 20.
Таблица 20
Расчет влияния факторов на объем грузооборота
Изменение грузооборота за счет: |
Значение |
1 |
2 |
1. за счет среднегодового количества машин |
393,3 |
(Мф - Мпл) * Дпл * Ппл * Крпл * СКпл * Кппл * Тпл * Кгрпл |
|
2. за счет отработанных дней одной машиной |
1034,5 |
Мф *(Дф- Дпл) * Ппл * Крпл * СКпл * Кппл * Тпл * Кгрпл |
|
3. за счет средней продолжительности рабочего дня |
298,9 |
Мф** Дф *(Пф- Ппл) * Крпл * СКпл * Кппл * Тпл * Кгрпл |
|
Окончание таблицы 20 | |
1 |
2 |
4. за счет коэффициента использования рабочего времени |
315,1 |
Мф* Дф * Пф*(Крф-Крпл) * СКпл * Кппл * Тпл * Кгрпл |
|
5. за счет средней технической скорости движения |
784,6 |
Мф*Дф*Пф * Крф *(СКф-СКпл) * Кппл * Тпл * Кгрпл |
|
6. за счет коэффициента использования пробега |
615,1 |
Мф * Дф * Пф * Крф * СКф * (Кпф-Кппл) * Тпл * Кгрпл |
|
7. за счет средней грузоподъемности машин |
2829,6 |
Мф * Дф * Пф * Крф * СКф * Кпф * (Тф-Тпл) * Кгрпл |
|
8. за счет коэффициента ииспользования грузоподъмности машин |
532,6 |
Мф * Дф * Пф * Крф * СКф * Кпф * Тф * (Кгрф-Кгрпл) |
|
Общее изменение |
6803,6 |
Таким образом, общее влияние факторов составляет 6803,6 тыс.т. При этом наибольшее влияние оказало рост средней грузоподъемности машин в размере 2829,6 тыс.т. наименьшее влияние оказало увеличение средней продолжительности рабочего дня.
Себестоимость представляет собой денежное выражение затрат предприятия на производство транспортной продукции. Величина себестоимости зависит от уровня производительности труда в автохозяйстве, степени и эффективности использования подвижного состава, рациональности использования материальных ресурсов, организации транспортного процесса и его обслуживания.
При определении себестоимости продукции на автомобильном транспорте практикуется условное деление затрат на переменные и постоянные. К переменным расходам относят те, которые зависят от изменения общего пробега автомобилей. Это затраты на топливо, смазочные материалы, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, амортизационные отчисления по подвижному составу и др.
В переменные расходы условно включают некоторые виды расходов, не зависящие от пробега автомобилей, например внутригаражный расход топлива, ежедневное обслуживание, обтирочные материалы, часть расходов по ремонту автомобилей (например, расходы на окраску).
К постоянным расходам относят те, которые не зависят от общего пробега автомобилей. Они планируются на 1 автомобиле-день работы. Это накладные расходы и заработная плата водителей.
В таблице 21 выполним анализ себестоимости грузовых перевозок на протяжении рассматриваемого периода.
Таблица 21
Динамика и структура затрат на грузовые перевозки
Статьи затрат |
2006 |
2007 |
2008 |
2008 г. к 2006 г. | |||
Тыс.руб. |
В % к итогу |
Тыс.руб. |
В % к итогу |
Тыс.руб. |
В % к итогу | ||
Заработная плата водителей с отчислениями на соц. нужды |
534,6 |
29,1 |
292,1 |
23,7 |
333,3 |
21,9 |
62 |
Автомобильное топливо |
480,4 |
26,2 |
267,6 |
21,7 |
300 |
19,8 |
62,4 |
Смазочные и прочие эксплуатационные материалы |
50,6 |
2,8 |
44,9 |
3,6 |
4,6 |
0,3 |
9,0 |
Износ и ремонт автомобильной резины |
90,8 |
4,9 |
51,2 |
4,2 |
29 |
1,9 |
31,9 |
ТО и эксплуатационный ремонт автомобилей |
202,5 |
11,0 |
97,2 |
7,9 |
130 |
8,6 |
64,2 |
Амортизация |
277,4 |
15,1 |
173,4 |
14,0 |
65 |
4,2 |
23,4 |
Общехозяйственные расходы |
200,6 |
10,9 |
304,5 |
24,7 |
657 |
43,3 |
327,5 |
Итого |
1836,9 |
100 |
1230,9 |
100 |
1518,9 |
100 |
82,7 |
Себестоимость 1 т/км |
11,2 |
* |
20,9 |
* |
23,5 |
* |
210 |
Себестоимость 1 т/км значительно выросла. Особенно резкий рост наблюдается в 2007 г. таким образом, за три года рост составил 210%. Из структуры затрат видно, что наибольшая доля приходится на заработную плату водителей и автомобильное топливо. Доли остальных статей расходов значительно ниже. Наименьшая доля принадлежит смазочным и прочим эксплуатационным материалам. При этом наблюдается резкий рост общехозяйственных расходов в 2008 г. таким образом, их доля выросла с 10,9 до 43,3%.
Рассмотрим на диаграмме 3 структуру затрат.
Рис.3. Структура затрат на грузовые перевозки.
На диаграмме видно, что доли затрат меняются на протяжении периода. При этом наиболее резкое изменение наблюдается по следующим затратам: общехозяйственные расходы, амортизация. Доли заработной платы и автомобильного топлива значительных изменений не имели за рассматриваемый период. Это подтверждает сделанные выше выводы о структуре затрат.
Для повышения объема грузооборота необходимо по возможности увеличить количество машин или изменить структуру парка, причем приобретать автомобили, пользующиеся у клиентов большим спросом, т.е. сочетающие в себе большой тоннаж и экономичность работы двигателя, а также потребляющие более дешевое дизельное топливо. Таким автомобилем, например, является КАМАЗ-55111(самосвал) грузоподъемностью 10 тонн, который на 100 км потребляет 35-37 литров солярки, тогда как ЗИЛ-ММЗ –555 грузопоъемностью 4 тонны на 100 км пробега потребляет 35-37 литров бензина.
Для обслуживания КАМАЗ-55111 необходимо принять на работу 2 водителей, второго класса. Рассмотрим экономическую эффективность внедрения грузового автомобиля КАМАЗ-55111 в сравнении с КАМАЗ-65117 с помощью таблицы 22.
Таблица 22
Исходная информация для сравнения
Показатель |
КАМАЗ-55111 |
КАМАЗ-65117 |
Себестоимость 1т/км |
21,8 |
23,5 |
Общий грузооборот машины, тыс.тонн |
858,4 |
789,6 |
Стоимость машины, тыс.руб. |
1900 |
1950 |
Общий объем груза, т |
28329,1 |
13537,26 |
Далее, определим:
- прирост прибыли за счет снижения себестоимости 1 ткм:
где Sткма и Sткмл – себестоимость на 1ткм КАМАЗ-55111 и КАМАЗ-65117;
Рл – общий грузооборот КАМАЗ-55111.
П = (23,5-21,8) * 858,4 = 1459,28 тыс.руб.
- срок окупаемости
дополнительных капитальных
Ток = К / П = 1900 тыс.р. / 1459,28 тыс.р. = 1,3 года.
- производительность труда по Wв по двум вариантам:
Wв (КАМАЗ-65117) = 13537,26 / 2 = 6768,3 т. / ч.
Wв (КАМАЗ-55111) = 28329,1 / 2 = 14164,6 т. / ч.
- рост производительности труда (РПТ):
РТП = (14164,6 / 6768,3) * 100% = 209,28 %
Таким образом, после введения нового грузового автомобиля прирост прибыли составит 1459,28 тыс. р., при этом дополнительных капитальных вложений потребуется 1900 тыс. р., срок окупаемости дополнительных капитальных вложений составит 1,3 года, рост производительности труда составит 209,28%.
Для создания нормальных условий эксплуатации и обеспечения бесперебойной работы подвижного состава автомобильного транспорта необходимо располагать производственно-технической базой, состояние и развитие которой должны всегда соответствовать численности и потребности подвижного состава.
Техническое состояние подвижного состава, его надежность и работоспособность, а также регулярность и себестоимость перевозок зависят не только от конструктивных качеств и производственного исполнения, но и от состояния, организованности и оснащенности производственно-технической базы АТП, которое обеспечивает техническое обслуживание (ТО), ремонт и хранение автомобилей.
В результате анализа деятельности предприятия ООО СПК «Звениговский» можно сделать следующие выводы:
Показатель выручки стабильно растет на протяжении периода. Рост составил 315763 тыс.руб. Темп роста достаточно высокий 155,86%. Показатель себестоимости тоже увеличивается. Видно, что себестоимость ниже на протяжении 2006-2008 г.г. это говорит о том, что затраты полностью покрываются полученной выручкой. Темп роста балансовой прибыли высокий 183,25%. Фонд оплаты труда вырос незначительно на 36879 тыс.руб. так что к 2008 г. он составляет 135415 тыс.руб. Вместе с ростом выручки происходит рост материальных затрат.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов увеличивается на протяжении периода. Это говорит о том, что организация наращивает свои производственные мощности. Показатель фондоотдачи максимален в 2007 г. 2,02, но снижается к 2008 г. до 1,89. это говорит о снижении эффективности использования средств. Снижается величина работ ,приходящаяся на единицу оборудования. Соответственно этому показателю фондоемкость растет к 2008 г. показатель фондорентабельности растет до 0,51. это положительная динамика для показателя. Рост показателя связан с превышением темпа роста прибыли над темпом роста стоимости ОПФ.