Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы провести анализ использования грузового автотранспорта на ООО СПК «Звениговский». Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- проанализировать количественный и качественный состав автомобилей;
- проанализировать показатели использования транспорта;
- изучить особенности структуры себестоимости транспортных работ;
- выявить перспективы улучшения использования автомобильного парка, рассчитать резервы повышения грузооборота.
Из таблицы можно сделать вывод, что организация обладает автомашинами разной весовой категории. Наибольшая доля принадлежит машинам: газель и ГАЗ 3307. при этом по данным машинам происходит роста за 2007-2008 г.г. этот рост привел к незначительному изменению доли данных машин: доля газелей выросла на 0,81% или на 2 машины, а доля ГАЗ 3307 снизилась на 0,95%. По всем видам машин не наблюдается резкого изменения в долях. На протяжении рассматриваемого периода количество машин выросло на 6 шт. Наибольшее количество машин тоннажем до 8 тонн. Меньше машин в группе 8-10 тонн. Всего одним КАМАЗ 65117 представлена группа машин тоннажем 10,1-13 тонн. Для наглядности нанесем количество машин по автопарку на диаграмму 2.
Рис.2. Структура автопарка
На диаграмме 2 видно, что наиболее количество машин тоннажем до 8 тонн. Меньше доля машин тоннажем 8-10 тонн. Доли других групп значительно ниже. При этом на диаграмме прослеживается общий рост количества автопарка. Это свидетельствует о расширении деятельности по грузоперевозкам и увеличении объемов работ. Это положительно характеризует деятельность предприятия.
Таблица 11
Структура грузового автопарка по срокам эксплуатации машин
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 | |||
Шт. |
в % к итогу |
Шт. |
в % к итогу |
Шт. |
в % к итогу | |
Всего машин: |
73 |
100 |
77 |
100 |
83 |
100 |
в т.ч. технически исправных |
58 |
79,45 |
65 |
84,4 |
71 |
85,5 |
Эксплуатация свыше 5 до 8 лет |
5 |
6,85 |
7 |
9,1 |
5 |
6 |
Эксплуатация свыше 13 лет |
68 |
93,15 |
70 |
90,9 |
78 |
94 |
На предприятии большинство машин технически исправны. При этом прослеживается на протяжении 2006-2008 г.г. улучшение технического состояния автопарка. Если в 2006 г. доля технически исправных равнялась 79,45%, то в 2008 г. уже 85,5%. В 2007 году технически исправные машины составляют 84,4%, при этом 90,9% машин от общего числа находятся в эксплуатации свыше 13-и лет. Но из-за высокой изношенности грузового транспорта в 2008 году их количество машин в эксплуатации свыше 13 лет увеличивается до 78 шт. их доля уже составляет 94%. предприятие стремится обновлять свои транспортные средства, поэтому увеличивается доля технически исправных машин к 2008 г. до 71 шт. Однако видно, что большая часть транспорта сильно изношено, т.к. их эксплуатация превышает 13 лет.
Основными показателями использования грузового автотранспорта являются объем перевозок и грузооборот.
Таблица 12
Выполнение плановых показателей за 2006 г.
Показатели |
План |
Факт |
% выполнения |
Количество машин на балансе предприятия, шт |
76 |
73 |
96,05 |
Перевезено грузов, тыс.т |
564188 |
486555 |
86,24 |
Общий объем грузооборота, т/км |
5015 |
4890 |
97,51 |
Общий пробег автопарка, тыс. км |
112,5 |
99,5 |
88,44 |
В расчете на 1 а/м |
|||
перевезено грузов, тыс.т |
7424 |
6665 |
89,78 |
выполнено т/км |
65,99 |
66,99 |
101,51 |
выполнен общий пробег, тыс. км |
1,48 |
1,36 |
92,08 |
Среднее расстояние перевозки, км |
42 |
40,3 |
95,95 |
Количество водителей |
64 |
64 |
100,00 |
Количество механизаторов |
9 |
8 |
88,89 |
Обеспеченность предприятия количеством машин недостаточна для выполнения необходимого объема работ, всего 96,05%. Эта нехватка сказалась на таких важных показателях, как объем перевозок и грузооборота. Данные значения не выполнены на 100%. При этом предприятие обеспечено количеством водителей на 100%. Однако недостаточное количество автотранспорта снижается эффективность их использования. Количество механизаторов недостаточно на 1 человека.
Таблица 13
Выполнение плановых показателей за 2007 г.
Показатели |
План |
Факт |
% выполнения |
Количество машин на балансе предприятия, шт |
78 |
77 |
98,72 |
Перевезено грузов, тыс.т |
634026 |
607154 |
95,76 |
Общий объем грузооборота, т/км |
5052 |
5047 |
99,90 |
Общий пробег автопарка, тыс. км |
125,5 |
120,3 |
95,86 |
В расчете на 1 а/м |
|||
перевезено грузов, тыс.т |
8129 |
7885 |
97,01 |
выполнено т/км |
64,77 |
65,55 |
101,20 |
выполнен общий пробег, тыс. км |
1,61 |
1,56 |
97,10 |
Среднее расстояние перевозки, км |
44 |
43,9 |
99,77 |
Количество водителей |
69 |
65 |
94,20 |
Количество механизаторов |
9 |
9 |
100,00 |
Обеспеченность предприятия количеством машин в 2007 г. недостаточна для выполнения необходимого объема работ. процент выполнения плана составил всего 98,72%. Эта нехватка сказалась на таких важных показателях, как объем перевозок и грузооборота. На эти плановые показатели оказало влияние и недостаточное количество водителей на 4 человека. Нехватка в рабочих приводит к невыполнению плановых показателей по перевозкам. Лишь количество механизаторов, т.е. обслуживающего персонала в норме.
Таблица 14
Выполнение плановых показателей за 2008 г.
Показатели |
План |
Факт |
% выполнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Количество машин на балансе предприятия |
83 |
83 |
100,00 |
Перевезено грузов, тыс.т |
2021700 |
2123699 |
105,05 |
Окончание таблицы 14 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
Общий объем грузооборота, т/км |
11500 |
11851 |
103,05 |
Общий пробег автопарка, тыс. км |
175,8 |
179,2 |
101,93 |
В расчете на 1 а/м |
|||
перевезено грузов, тыс.т |
24358 |
25587 |
105,05 |
выполнено т/км |
138,55 |
142,78 |
103,05 |
выполнен общий пробег, тыс. км |
2,12 |
2,16 |
101,93 |
Среднее расстояние перевозки, км |
56 |
57,2 |
102,14 |
Количество водителей |
75 |
74 |
98,67 |
Количество механизаторов |
11 |
10 |
90,91 |
Количество машин на балансе предприятия соответствует плановому показателю. Благодаря этому достигнуто выполнение и перевыполнение плана по общему объему перевезенного груза и грузообороту: 105,05% и 103,05%. За счет роста автопарка увеличилось и среднее расстояние перевозок. Несмотря на соответствие количества машин плановым показателям, количество водителей недостаточно на 1 человека. Так же наблюдается нехватка в механизаторах на 1 человека. Это может привести к срыву в работах, т.к. не будут вовремя проверены и отремонтированы рабочие машины.
Теперь проанализируем эти же показатели в разрезе трех лет.
Таблица 15
Темпы роста (снижения) объемов выполненных работ грузовым автотранспортом
Показатели |
2007-2006 |
2008-2007 |
2008-2006 |
Общий пробег автопарка, тыс.км |
120,90 |
148,96 |
180,10 |
Объем грузооборота, тыс.т/км |
103,21 |
234,81 |
242,35 |
Объем перевозок, тыс.т |
124,79 |
349,78 |
436,48 |
Из вышеприведенных данных таблицы видим, что объем грузооборота снизился за 2006-2008 г.г. вырос на 242,35%. Это положительный факт в работе автопарка. При этом значительно вырос объем перевозок на 436,48%. Видно ,что темп роста по всем показателям выше в 2008 г. по сравнению с 2007 г. это говорит о повышении эффективности использования автотранспортных средств.
Таким образом, видно, что в 2008 г. предприятие полностью обеспеченно машинами для перевозки грузов. Но при этом наблюдается недостаток в работниках: водителей и механизаторов. Поэтому для налаженной работы предприятию необходимо уделить кадровой политике особое внимание, снизить текучесть кадров, бороться за постоянство коллектива.
Успешная работа автомобилей
и высокие технико-
Анализ начнем с рассмотрения
показателей использования
Таблица 16
Использование автотранспорта по времени
Показатели |
Ед. изм-я |
Годы |
Темпы роста, % | ||
2006 |
2007 |
2008 | |||
Авто-дни в хозяйстве |
м/д |
20452 |
21 968 |
24 306 |
118,84 |
Авто-дни в работе |
м/д |
9125 |
9 376 |
11 923 |
130,66 |
Авто-дни в ремонте |
м/д |
5312 |
5 113 |
5 051 |
95,09 |
Авто-дни в ожидании ремонта |
м/д |
842 |
851 |
580 |
68,88 |
Авто-дни в отсутствии работы |
м/д |
1720 |
1 640 |
1 767 |
102,73 |
Праздничные и выходные дни |
м/д |
4932 |
4 928 |
4 985 |
101,07 |
Среднесписочное количество автомобилей |
ед. |
73 |
77 |
83 |
113,70 |
Время в наряде |
час |
4196588 |
4692688 |
6729341 |
160,35 |
Автотранспорт во времени работает достаточно эффективно. Из-за увеличения количества машин на 6 шт.в 2007 г. Увеличились авто-дни в хозяйстве до 24306 маш-дни. Снизились авто-дни в ремонте, за период происходит общее снижение показателя 95,09%., т.е. снижаются работы по ремонту автомобилей. Значительно снизились авто-дни в ожидании ремонта. Чтобы сокращать авто-дни в ожидании ремонта необходимо увеличить количество смен, увеличить количество людей для обслуживания машин. Благодаря росту машин увеличивается время в наряде. Это положительный факт при использовании автопарка.
Для оценки степени использования машин во времени рассчитываются следующие коэффициенты:
- коэффициент использования машин на работе;
- коэффициент технической готовности машин;
- коэффициент исправности машин
Таблица 17
Анализ использования автотранспорта во времени
Показатель |
Годы |
Отклонения в % | ||
2006 |
2007 |
2008 | ||
Коэффициент использования машин на работе |
0,45 |
0,43 |
0,49 |
109,94 |
Коэффициент технической готовности |
0,74 |
0,76 |
0,79 |
106,76 |
Коэффициент исправности машин |
0,58 |
0,55 |
0,42 |
72,77 |
В 2008 году коэффициент использования машин в работе на 0,49. Данный показатель вырос за период на 109,94%. Это положительный факт в использовании машин. При этом видно, что по всем показателям происходит увеличение. Коэффициент технической готовности вырос до 0,79. Однако значение показателя недостаточно высокое. Необходимо особое внимание обратить на подготовку транспорта к работе, проведение своевременных ремонтов и осмотров. коэффициент исправности машин вырос, однако его значение пока низкое.
Таблица 18
Анализ использования грузового транспорта от объема грузоперевозок
Показатель |
Годы |
Отклонения в % | ||
2006 |
2007 |
2008 | ||
Время нахождения машин: |
||||
- в наряде, м\ч |
4196588 |
4692688 |
6729341 |
160,35 |
- в пробеге, м\ч |
3567099 |
4021164 |
6024106 |
168,88 |
Общий пробег машин, тыс.км |
99,5 |
120,3 |
179,2 |
180,10 |
Пробег с грузом, тыс.км |
52,3 |
76,9 |
124,1 |
237,28 |
Технически возможный объем грузооборота, тыс.т/км |
4950 |
5185 |
12400 |
250,51 |
Коэффициент использования раб. времени |
0,85 |
0,86 |
0,90 |
105,32 |
Коэффициент использования пробега |
0,53 |
0,64 |
0,69 |
131,75 |
Коэффициент использования грузоподъемности машин |
0,99 |
0,97 |
0,96 |
96,75 |
Объем грузооборота, тыс. т/км |
4890 |
5047 |
11851 |
242,35 |
Среднетехническая скорость движения, км/ч |
24,1 |
25,3 |
28,1 |
116,60 |