Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:56, курсовая работа
Цель работы — анализ и оценка финансового состояния предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………...
1.1 .Содержание, цели и задачи финансового анализа………………………..
1.2 .Методы проведения финансового анализа………………………………..
1.3 .Методологическая база анализа финансового состояния предприятия…………………………………………………………………..
2. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………
2.1 Оценка имущества организации и источников его формирования……...
2.2 Анализ финансовой устойчивости……………………………………….…
2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия…………….….
2.4 Анализ финансовых результатов и показателей рентабельности…….….
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………..…..
3.1 . Предложения по развитию деятельности предприятия………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ИССПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………....
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....
2. Источники информации
учетного характера – все
3. Во внеучетные источники информации обычно включают:
- директивную информацию
в виде законов, постановлений
правительства, указаний
- нормативно-плановую – в виде бизнес-планов, нормативов, прейскурантов, справочников;
- материалы ревизий,
- объяснительные и докладные
записки; переписку с
- статьи в газетах, журналах, бюллетени бирж и т. д.
Основным источником информации для проведения анализа финансового состояния предпринимательской фирмы служит финансовая отчетность. Финансовая отчетность представляет собой формы, показатели и пояснительные материалы к ним, в которых отражаются результаты хозяйственной деятельности фирмы. Финансовая отчетность составляется на основе документально подтвержденных и выверенных записей на счетах бухгалтерского учета. Для сравнения в финансовой отчетности приводятся показатели предыдущего периода функционирования предприятия. Основные документы, используемые для проведения анализа финансового состояния фирмы, - это документы бухгалтерской отчетности. Они включают: - Бухгалтерский баланс (форма №1)
- Отчет о прибылях и убытках (форма №2). Он содержит сравнение суммы всех доходов организации от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных организацией для поддержания ее деятельности за период с начала года;
- Отчет об изменениях капитала (форма №3). В данной форме отражаются данные о наличии и движении составляющих капитала: уставного (складочного), добавочного, резервного капитала, фондов накопления и социальной сферы, а также средств целевого финансирования и поступлений и нераспределенной прибыли прошлых лет;
- Отчет о движении денежных средств (форма №4). Сведения о движении денежных средств представляются в валюте Российской Федерации. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду;
- Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5). В данной форме дается расшифровка отдельных статей основных форм отчетности: «Движение заемных средств», «Дебиторская и кредиторская задолженность», «Амортизируемое имущество», «Нематериальные активы», «Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности», «Организационные расходы», «Нематериальные активы», «Разница между покупной ценой и оценочной стоимостью», «Основные средства; и т.д.
- Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6)
Кроме форм бухгалтерской
отчетности финансовый анализ использует
данные управленческого учета, выборочные
учетные данные, статистическую отчетность.
В соответствии с
«Методическими рекомендациями о порядке
формирования показателей бухгалтерской
отчетности организации», утвержденными
приказом Министерства финансов РФ от
20 июня 2000 г. № 60, в бухгалтерскую отчетность
должны включаться данные, необходимые
для формирования достоверного и полного
представления о финансовом положении
организации, финансовых результатах
ее деятельности и изменениях ее финансового
положения. Если выявляется недостаточность
данных для формирования полного представления
о финансовом положении предприятия, в
бухгалтерскую отчетность включаются
соответствующие дополнительные показатели
и пояснения. При этом должна быть обеспечена
нейтральность информации, содержащейся
в бухгалтерской отчетности, т.е. исключено
одностороннее удовлетворение интересов
одних групп пользователей бухгалтерской
отчетности в ущерб интересам других.
Данные бухгалтерской отчетности должны
включать показатели деятельности всех
филиалов, представительств и иных подразделений.
Бухгалтерская отчетность
фирмы служит основным источником информации
о ее деятельности. Тщательное изучение
бухгалтерских отчетов раскрывает причины
достигнутых успехов, а также недостатков
в работе фирмы, помогает наметить пути
совершенствования ее деятельности.
Основой бухгалтерской
отчетности фирмы является бухгалтерский
баланс, который представляет собой сводную
двустороннюю таблицу всех бухгалтерских
счетов фирмы. В ней отражено ее финансовое
состояние на день составления по сравнению
с началом отчетного года. Такое представление
информации в балансе и дает возможность
анализа, сопоставления показателей, определяя
их рост или снижение. В балансе фиксируются
стоимость (денежное выражение) остатков
имущества, материалов, финансов, образовательный
капитал, фонды, прибыль, займы, кредиты
и прочие долги и обязательства. Бухгалтерский
баланс позволяет оценить эффективность
размещения капитала фирмы, его достаточность
для текущей и предстоящей хозяйственной
деятельности, оценить размер и структуру
заемных источников, а также эффективность
их привлечения. На основе информации,
представленной в балансе, внешние пользователи
могут принять решение о целесообразности
и условиях ведения дел с данной фирмой
как с партнером; оценить кредитоспособность
фирмы как заемщика; оценить целесообразность
приобретения ее акций и активов. Некоторые
наиболее важные статьи баланса расшифровываются
в приложении к балансу, которое включает
в себя следующие разделы: движение заемных
средств с выделением ссуд, не погашенных
в срок; дебиторская и кредиторская задолженность,
а также обеспечения, полученные и выданные;
амортизируемое имущество; движение средств
финансирования долгосрочных инвестиций
и финансовых вложений; финансовые вложения;
затраты, произведенные фирмой, — расшифровкой
отдельных прибылей и убытков и др.
Собственники фирмы и прочие
заинтересованные службы не могут получить
ответы на все интересующие их вопросы
только на основе информации, представленной
в бухгалтерском балансе, им необходимы
дополнительные сведения не только об
остатках, но и о движении хозяйственных
средств и источников их формирования.
Это достигается введением других форм
финансовой отчетности.
В первую очередь
это форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»,
которая содержит сведения о текущих финансовых
результатах деятельности фирмы за отчетный
период, т.е. отражает основной круг вопросов,
связанных с формированием, распределением
и использованием прибыли фирмы. В ней
отражаются все расходы, связанные с производством
продукции (услуг), и общая сумма поступлений
за проданные изделия, оказанные услуги
и прочие источники доходов. Разница между
выручкой и всеми затратами показывает
чистую прибыль или убытки предприятия.
В «Отчете о прибылях и убытках» отражаются
следующие позиции:
- Товарооборот (реализованная
продукция), складывающийся из суммы
продаж товаров и услуг
- Затраты на приобретение перепродаваемых продуктов и услуг, на изготовление реализуемых продуктов и услуг, расходы по сбыту, административные расходы.
- Прибыль от реализации,
получаемая при вычитании
- Поступления и убытки от инвестиционной деятельности, состоящие из прибыли по акциям фирмы, прибыли от инвестиций, процентов уплаченных, списанных инвестиций, процентов, полученных по предоставленным клиентам кредитам и по счетам в банках.
- Прибыль (убыток) до налогообложения, включающая прибыль от реализации, поступления (или убыток) от инвестиционной деятельности и сальдо внереализационных операций.
- Налог на прибыль от основной деятельности.
- Чрезвычайные доходы
и расходы, которые включают
вес непредвиденные операции. По
статье «Чрезвычайные доходы»,
в частности, могут быть
- Чистая прибыль (или убытки) за отчетный период.
Справочно к отчету
о прибылях и убытках акционерным обществом
приводятся данные о дивидендах, приходящихся
на одну акцию.
В разделе «Расшифровка отдельных прибылей
и убытков» отчета о прибылях и убытках
приводится расшифровка отдельных прибылей
и убытков, полученных (выявленных) фирмой
в течение отчетного периода, в сравнении
с данными за аналогичный период предыдущего
года.
Отчет о прибылях и убытках
является важнейшим источником информации
для анализа показателей рентабельности
фирмы, рентабельности реализованной
продукции, рентабельности производства
продукции, определения величины чистой
прибыли, остающейся в распоряжении предприятия,
и других показателей.
1.3. Методологическая база
проведения анализа
Методическое обеспечение
Разные авторы предлагают разные методики финансового анализа. Детализация процедурной стороны методики финансового анализа зависит от поставленных целей и различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения. Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры: экспресс-анализ и детализированный анализ финансового состояния. Целью экспресс-анализа финансового состояния является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. Экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор финансовой отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности1.
Цель первого этапа - принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению. Здесь проводится визуальная и простейшая счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу: определяется наличие всех необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей, проверяется правильность и ясность всех отчетных форм; проверяются валюта баланса и все промежуточные итоги. Цель второго этапа - ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта. Третий этап - основной в экспресс-анализе; его цель - обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта. Такой анализ проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных пользователей. Экспресс-анализ может завершаться выводом о целесообразности или необходимости более углубленного и детального анализа финансовых результатов и финансового положения.
Цель детализированного
Сравнительный анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия с показателями конкурентов, среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными.
Рассмотрим методику, предложенную профессором В.И. Подольским. Основные этапы анализа финансового состояния предприятия, согласно этой методике2:
1. Общая оценка финансового
- ознакомление с бухгалтерской отчетностью;
- техническая проверка готовности;
- составление сравнительного аналитического баланса;
- расчет удельных весов величин статей баланса за отчетный период;
- расчет изменений статей баланса к величинам на начало периода;
- расчет изменений статей баланса к изменению итога аналитического баланса.
2. Анализ платежеспособности и
финансовой устойчивости
- расчет излишков или недостатков средств для формирования запасов и затрат;
- определение степени финансовой устойчивости предприятия методом коэффициентов (коэффициент автономии; коэффициент соотношения заемных и собственных средств; коэффициент обеспеченности собственными средствами; коэффициент маневренности; коэффициент финансирования).
3. Анализ кредитоспособности и
ликвидности баланса
- методом сравнения - сопоставление средств по активу с обязательствами по пассиву;
- методом коэффициентов (коэффициент абсолютной ликвидности; коэффициент покрытия или текущей ликвидности).
4. Анализ оборачиваемости
- определение оборачиваемости активов;
- определение средней величины активов;
- определение продолжительности оборота;
- расчет показателя привлечения (высвобождения) средств в оборот.
5. Анализ дебиторской
- расчет показателя оборачиваемости дебиторской задолженности;
- определение периода погашения дебиторской задолженности;
- определение показателя доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств;
- определение доли сомнительной дебиторской задолженности.
6. Анализ оборачиваемости
- расчет показателя оборачиваемости запасов;
- определение срока хранения запасов.
7. Анализ финансовых результатов предприятия:
- оценка динамики показателей чистой прибыли;
- количественная оценка влияния на изменение прибыли от реализации продукции ряда факторов;
- расчет показателя рентабельности предприятия.
8. Оценка потенциального
- определение признаков банкротства с помощью использования формулы «Z-счета» Е. Альтмана.
- определение признаков банкротства с помощью коэффициентов текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и восстановления (утраты) платежеспособности.
Движение любых товарно-
Информация о работе Анализ и оценка финансового состояния предприятия