Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является выяснить эффективно ли ЗАО «Тандер» использует свой собственный и заёмный капитал. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить экономической природы капитала, его понятие и классификацию.
2. Проанализировать состав, структуру и динамику собственного и заёмного капитала;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………………………...5
1.1. Экономическая сущность капитала и его классификация……...5
1.2. Понятия, структура собственного и заемного капитала
предприятия…………………….…………………………...……………...10
1.3. Методика расчета показателей, характеризующие эффективности использования капитала предприятия…………………………………….18
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННОГО И ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «ТАНДЕР»……………………………………………………………………….24
2.1. Общая характеристика ЗАО «Тандер» предприятия……..…………..24
2.2. Анализ состава и структуры собственного и заёмного капитала……27
2.3. Анализ эффективности использования заёмного капитала
предприятия. Эффект финансового рычага……………………..……...…33
2.4. Анализ доходности собственного капитала………………………….43
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПОВЫШАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЕМ ЗАО «ТАНДЕР»……………………………………………………………………….47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….......................................57
Среднесписочная численность работников общества за 2009 год составила 69385 человек.
Органами управления Общества является:
Генеральным директором с 28.06.2006 года по настоящее время является Гордейчук Владимир Евгеньевич.
ЗАО
«Тандер» (управляющая компания сети
магазинов «Магнит») основана в 1994 г.
как оптовый поставщик бытовой
химии и косметики, а с 1997 г. приступила
к освоению продовольственного сегмента
рынка, став одним из пяти крупнейших дистрибьютеров
в России.
В 1998 году начата работа по развитию розничного
рынка: открыт первый магазин самообслуживания.
В течение года компания вышла на лидирующие
позиции на юге России, после чего началось
продвижение компании в другие регионы.
2000 г. – знаменательный год в истории компании.
Руководство принимает решение о реорганизации
работы розничного направления. Все магазины
переводят в формат дискаунтера и объединяются
под брендом «Магнит».
В период с 2001 – 2005 гг. сеть показала стремительный
региональный рост и заняла первое место
в России по количеству магазинов – 1500
и стала второй по объему выручки в стране.
В начале 2006 года была завершена реорганизация
группы компаний «Магнит», в результате
которой ОАО «Магнит» стало холдинговой
компанией группы обществ, занимающихся
розничной торговлей через сеть магазинов
«Магнит».
В апреле
2006 года компания провела IPO, большая часть
вырученных средств направлена на развитие
сети магазинов «Магнит» и разработку
формата гипермаркетов под тем же брендом.
В апреле 2008 года в рамках вторичного размещения
Компания вышла на Лондонскую Фондовую
Биржу. Средства,
привлеченные в результате SPO, были также
направлены на развитие сети «магазинов
у дома», гипермаркетов, а также на усиление
собственной логистической системы. По
неаудированным данным чистая выручка
ОАО «Магнит» на 30 сентября 2010 составила 164
512,49 млн. руб. Количество магазинов сети
«Магнит», по состоянию на 30 сентября 2010
года, составило 3693 (3658 «магазина у дома»
и 35 гипермаркетов).
На 30 сентября
2010 года в компании действуют 64 филиала
и 1 представительство, в которых по состоянию
на 30 сентября 2010 года работает около 100
тысяч сотрудников.
Благодаря использованию региональных
распределительных центров ОАО «Магнит»
удалось наладить эффективную систему
логистики. В составе компании действуют
10 собственных распределительных центров,
на которые приходится порядка 78% всего
товарооборота.
Также
компания располагает и собственным автопарком
из 2262 машин, что позволяет снижать транспортные
издержки и практически полностью исключать
потери при транспортировке.
По состоянию на 30 сентября 2010 г. в ассортименте
ОАО «Магнит» насчитывалось около 620 наименований
товаров под собственной торговой маркой,
что составляет 18,51% в ассортименте и 12,51%
в общем объеме продаж.
Внедрена
в компании и автоматизированная система
управления товарными запасами, благодаря
чему повышается их оборачиваемость.
ОАО «Магнит» является владельцем крупнейшей
по числу магазинов и территории их покрытия
сети в России, что позволяет осуществлять
закупки на специальных условиях.
Большое внимание уделяется сотрудничеству
с местными производителями и поставщиками,
что позволяет оперативно решать вопросы
обеспечения сетей магазинов свежими
товарами местного производства.
С 2006 года компания развивает во всех городах
России новый формат розничной торговли
– сеть гипермаркетов «МАГНИТ».
У нашей компании
есть огромное желание расти и соответствовать
потребностям и желаниям каждого покупателя.
Мы стремимся к тому, чтобы развивать и
совершенствовать новые идеи, новые возможности.
Мы гордимся тем, что наши покупатели с
нами на протяжении длительного времени.
Стратегия развития ЗАО «Тандер»:
2.2.
Анализ состава
и структуры собственного
и заёмного капитала
Структура источников образования активов представлена основными составляющими: Собственного и заёмного капитала.
Раскрытия сущности и содержания собственного капитала, основных понятий и современных взглядов на эту категорию является основополагающим элементом проведения анализа и оценки эффективности использования собственного и заёмного капитала, формирования обоснованных выводов и разработки соответствующих рекомендаций.
На
основании показателей
Таблица. 2.1
Анализ состава и структуру источников формирования предприятия ЗАО «Тандер» за 2008-2009 года
Виды источников финансирования | За 2008 год | За 2009 год | Абсолютное отклонение (+,_) | Темп прироста (%) |
|
8560697 | 13428463 | +4867766 | 57% |
Уставный капитала | 100000 | 100000 | - | - |
Добавочный капитал | 9 | 9 | - | - |
Резервный капитал | 15000 | 15000 | - | - |
Нераспределённая прибыль | 8445688 | 13313454 | +4867766 | 57,6% |
|
17338882 | 27373242 | +10034360 | 57,9% |
Займы и кредиты | 17338831 | 27057520 | +9718689 | 56% |
Отложенные налоговые обязательства | 51 | 315722 | +315671 | 618962,7% |
|
24094087 | 30751401 | +6657314 | 27,6% |
Кредиты и займы | 6332373 | 7581647 | +1249274 | 19,7% |
Кредиторская задолженность: | 17761714 | 23169754 | +5408040 | 30,4% |
Задолженность поставщикам и подрядчикам | 15810789 | 20707912 | +4897123 | 31% |
Задолженность пред персоналом | 684719 | 804750 | +120031 | 17,5% |
Задолженность перед гос.внебюд. фондом | 130099 | 167826 | +37727 | 29% |
Виды источников финансирования | За 2008 год | За 2009 год | Абсолютное отклонение (+,_) | Темп прироста (%) |
Задолженность по налогам | 567041 | 947003 | 379962 | 67% |
Прочие кредиторы | 569066 | 542263 | -26803 | 4,9% |
ИТОГО | 49993666 | 71553106 | +21559440 | 43% |
Из таблицы 2.1 видно, что источники финансирования предприятия увеличились на 21559440 тыс.рублей или на 43%. Это свидетельствует о расширении оборота предприятия. На этот прирост повлияло как увеличение собственного капитала предприятия, так и заёмного капитала собственный капитал увеличился на 4867766 тыс.рублей или на 57%. Это связано с тем, что у предприятия значительно увеличилась нераспределённая прибыль на 4867766 тыс.рублей, то есть на 57,6%. Это произошло за счёт увеличения объёма реализации продукции, но точно не за счёт снижения себестоимости продукции(см. приложения Б).
Долгосрочные
кредиты и займы имеют
Краткосрочные кредиты и займы тоже имеют положительную динамику и увеличились на 1249274 тыс.рублей или на 19,7%. Нужно отметить, что темп прироста долгосрочных кредитов значительно превышает темп прироста краткосрочных кредитов. Это положительный фактор, по сколько преобладание краткосрочных обязательств у предприятия понижается текущая ликвидность и в следствии и платёжеспособность тоже
Что касается кредиторской задолженности, то она увеличилась на 5408040 тыс.рублей и в 2009 голу составила 23169754 тыс.рублей. на это увеличение в большей степени повлияло увеличение суммы задолженности поставщикам и подрядчикам на 4897123 тыс.рублей или на 30,9%, что свойственно для торговых предприятий. Так же имеет положительную динамику задолженность по налогам, которая увеличилась на 379962 тыс.рублей или на 67%. Повышение кредиторской задолженности это негативный фактор. Предприятию необходимо разработать эффективную налоговую политику, потом что руководитель несёт материальную ответственность перед налоговыми органами за своевременность выплаты всех налогов.
Для определения доли каждого фактора источников финансирования предприятия проведем анализ структуры пассива предприятия. Для анализа используем бухгалтерский баланс за 2 года. (Приложение А)
Таблица 2.2
Анализ структуры источников финансирования ЗАО «Тандер»
за 2008-2009 года
Виды источников финансирования | За 2008 год | Структура источников 2008 года(%) | За 2009 год | Структура источников 2008 года(%) |
|
8560697 | 17,1236 | 13428463 | 18,76712 |
Уставный капитал | 100000 | 0,20002 | 100000 | 0,13976 |
Добавочный капитал | 9 | 0,00002 | 9 | 0,00001 |
Резервный капитал | 15000 | 0,03 | 15000 | 0,02096 |
Виды источников финансирования | За 2008 год | Структура источников 2008 года(%) | За 2009 год | Структура источников 2008 года(%) |
Нераспределённая прибыль | 8445688 | 16,89352 | 13313454 | 18,60639 |
|
17338882 | 34,68216 | 27373242 | 38,25584 |
Займы и кредиты | 17338831 | 34,68206 | 27057520 | 37,8146 |
Отложенные налоговые обязательства | 51 | 0,00011 | 315722 | 0,44124 |
|
24094087 | 48,18424 | 30751401 | 42,97704 |
Кредиты и займы | 6332373 | 12,67 | 7581647 | 10,59 |
Кредиторская задолженность: | 17761714 | 35,52 | 23169754 | 32,38 |
Задолженность поставщикам и подрядчикам | 15810789 | 31,62 | 20707912 | 28,94 |
Задолженность пред персоналом | 684719 | 1,37 | 804750 | 1,13 |
Задолженность перед гос.внебюджетным фондом | 130099 | 0,26 | 167826 | 0,23 |
Задолженность по налогам | 567041 | 1,13 | 947003 | 1,32 |
Прочие кредиторы | 569066 | 1,14 | 542263 | 0,76 |
ИТОГО | 49993666 | 100% | 71553106 | 100% |
Как видно из таблицы 2.2, что доля собственного каптала предприятия очень мала, но в динамике имеет положительную тенденцию. Она выросла на 1,64%. Такое положение предприятия говорит о финансовой устойчивости, то есть зависимости от кредиторов. Доля кредиторской задолженности занимает 32,38% в 2009 голу, она уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 3,14%. Все краткосрочные обязательства анализируемого предприятия уменьшились на 5,2% и в 2009 года их доля составила 43%. Это всё за счёт увеличения доли долгосрочных обязательств на 3,57%.
Покажем на круговой диаграмме долю собственного капитала и заёмного капитала за 2008 и 2009 года.
На диаграммах видно, что у предприятия критическое финансовое состояние. Это когда предприятие финансирует свой оборот заёмными средствами и, как правило, у таких предприятий отсутствуют собственные оборотные средства.
Подведя
итоги анализа состава и
2.3.
Анализ эффективности
использования заёмного
капитала предприятия.
Эффект финансового
рычага
Эффективность использования заёмного капитала характеризуется её доходностью (рентабельностью). Рентабельность заёмного капитала определяется как отношение чистой прибыли и суммы заёмных средств. Он показывает на сколько эффективно предприятие использует заёмный капитал.
Для анализа рентабельности заёмного капитала мы будем использовать трёх факторную модель, которая определяется по следующей формуле:
Определим каждый фактор за 2008 и 2009 года: