Анализ экспортной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:53, дипломная работа

Описание

На современном этапе наиболее развитой формой международных отношений является внешняя торговля, необходимость которой обусловлена интенсивным ростом мирового рынка, неравномерностью развития различных отраслей в разных странах и невозможностью реализовать избыток продукции на внутреннем рынке. Эволюция внешнеторговых отношений нуждается в четком регулировании данной деятельности и составляющих ее операций.

Работа состоит из  1 файл

анализа экспортных операций ДИПЛОМ.doc

— 523.50 Кб (Скачать документ)

      Это создает уязвимость российской экономики от состояния конъюнктуры мировых товарных рынков и не может гарантировать стране стабильного поступательного развития. Среди комплекса проблем, которые предстоит решать в стратегической перспективе в области внешней торговли, центральное место должны занять вопросы развития на качественно новой основе экспортного потенциала страны.

      К сожалению, в России до сих пор не выработана четкая концепция создания и наращивания экспортного потенциала в отраслях обрабатывающей промышленности, продукция которых имела бы наиболее высокие шансы для реализации на рынках развитых стран. До сих пор Россия стремится продвигать за рубеж товары, производимые во многих отраслях и подотраслях нашей промышленности. Вместе с тем наибольший эффект мог бы быть получен на путях концентрации усилий по формированию относительно небольшой товарной номенклатуры.

     Особое внимание необходимо будет уделить диверсификации структуры российского экспорта. Поэтому одной из важнейших задач долгосрочной стратегии внешней торговли должен стать выбор критериев развития экспортного потенциала и, затем, реализация инновационной стратегии внешнеторговой деятельности.

      Успешной реализации данной инновационной стратегии будут способствовать:

  - эффективные меры по наращиванию и укреплению финансовой базы государства;

  -  политическая стабилизация страны;

  -  дебюрократизация (снижение налогов, проверок, перечня лицензий, облегченный режим надзора);

  -   рост прозрачности экономики (честность сделок, операций, финансовых отчетов и т.д.).

     При выработке экспортной стратегии страны необходимо учитывать опыт других государств, которые добились значительных успехов в своей экспортной практике.

     Итак, экспорт товаров – это коммерческая деятельность, связанная с продажей и вывозом за границу пользующихся спросом на внешнем рынке товаров, предусматривающая поступление валюты и развитие конкурентоспособных производств в экспортирующей стране. Реэкспорт, как разновидность экспортных операций, бывает естественным или вынужденным компонентом внешнеторговой деятельности.

     Стимулирующее влияние экспорта России на экономику в целом велико и при определении приоритетов развития экспортного потенциала страны необходимо руководствоваться четкими представлениями о том, что будет требовать мировой рынок в перспективе. 

1.2. Методы стимулирования  экспортного производства

      В стимулировании развития экспорта и формировании его структуры важная роль принадлежит государству, она заключается в поиске, выявлении и развитии производств, продукция которых может быть активно востребована на внешних рынках.

     Но для перспективных рынков за рубежом, снятия дискриминационных ограничений в отношении российского  экспорта на мировых рынках предприятиям необходимы помощь и поддержка.

     Рынок способен решить целый ряд вопросов экономического характера, но он в силу объективных обстоятельств не может решать многих социально-экономических, оборонных, демографических, экологических и других проблем. Поэтому рынок должен развиваться на основе государственного управления, регулирования и поддержки. Рыночный механизм хозяйствования и государственного стимулирования рыночных отношений - это главные, не противоречащие друг другу, а взаимодополняющие элементы в смешанной рыночной экономике.

      Мировым сообществом наработана практика государственного содействия экспорту в виде улучшения условий государственного и частного кредитования экспорта, включая государственное страхование частных кредитов, экономическое стимулирование экспорта путем кредитования экспортированных предприятий с участием государственных финансовых учреждений.

      Необходима разработка и реализация общегосударственной системы поддержки экспорта продукции с высокой степенью добавленной стоимости, создание эффективного механизма экспортных гарантий и финансирование на условиях краткосрочного, средне- и долгосрочного кредитования, а также страхования экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от коммерческих и политических рисков.

      Прямое финансирование экспортеров осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям  дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Государство выделяет до 30% средств, необходимых для проведения научных, исследовательских, конструкторских работ с целью исследования и внедрения новых товаров в экспортном производстве. Государственное финансирование направлено на поддержку не только крупных компаний в странах с рыночной экономикой, но также средних и малых фирмах способных в короткие сроки модернизировать и перестраивать экспортное производство в соответствии с требованиями мирового рынка.

      Косвенное финансирование экспортеров производится через сеть частных банков, которым государство выдает специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам. Косвенным финансированием следует считать возврат экспортерам пошлин, выплаченных при ввозе сырья, а также передачу экспортерам правительственных, в том числе и военных, заказов по стабильным и, как правило, высоким ценам.

      Для фирм и организаций распространено прямое снижение налогов  в зависимости от доли экспорта в их производстве. Разрешено фирмам-экспортерам осуществлять отчисления в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли.

      Кредитование экспортера может быть внутренним и внешним. Внутреннее кредитование осуществляется через государственные банки предоставлением кредитов среднесрочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 20—30лет) на развитие экспортного производства в национальной и свободно конвертируемой валюте. При этом предоставление кредитов осуществляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам.

      Внешнее кредитование нацелено на выделение кредитов импортерам в форме финансовых и товарных кредитов поставщиков экспортной продукции. Государство производит субсидирование из бюджета как фирменных, так и банковских кредитов, которые являются целевыми и, следовательно, должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы или страны кредитора.

      Страхование экспортера имеет два направления — внутренне и внешнее. Внутреннее страхование осуществляется государством, помогающим за счет бюджетных средств перекрывать часть рисков при крупных капиталовложениях в экспортное производство.

      Осуществляя внешнее страхование, государство за счет бюджета берет на себя часть политических и коммерческих рисков по экспорту. К политическим рискам относятся войны, правительственные перевороты, резкие изменения политической обстановки, забастовки. Все эти факторы либо затрудняют, либо вообще срывают исполнение контрактов. К коммерческим рискам относятся колебания валютных курсов, банкротства, изменения в таможенной и налоговой системах. Благодаря страхованию экспортер возмещает почти все потери от рисков.

      Страхование экспортных операций в странах с рыночной экономикой осуществляют государственные организации, а так же фирмы и корпорации, получающие дотации из бюджета. Страховые государственные организации, обеспечивают 80 - 90% суммы сделки по ставкам значительно более низким, чем частные страховые фирмы. Они составляют в США 1-2 % суммы контракта, в Японии - 0,3%.

      Финансовая поддержка экспорта предприятий (организаций) региона, содействие развитию экспортного потенциала и импортзамещающих производств -  одно из наиболее эффективных средств укрепления внешнеэкономического потенциала Белгородской области.

      С учетом современного состояния экономики региона и актуальных проблем развития внешнеэкономического комплекса первоочередными задачами в области финансового содействия развитию ВЭД являются:

   - предоставление правительством Белгородской области гарантийных обязательств по привлекаемым уполномоченными банками кредитными ресурсам для обеспечения оборотными средствами производств - субъектов ВЭД;

   - предоставление гарантийных обязательств и страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических риской для обеспечения защиты экспортеров;

   - изучение возможностей кредитования с участием средств областного бюджета, ориентированных на экспорт НИОКР, освоение наукоемкой и высокотехнологичной продукции, в том числе с использованием потенциала горнорудных предприятий, закупки оборудования для развития экспортных и импортзамещающих производств, кредитование производства экспортной продукции с длительным циклом изготовления включая закупку не производимых на территории Белгородской области и России сырья, материалов и комплектующих частей;

   - формирование системы налогового стимулирования с использованием механизмов свободных экономических зон, оффшорных зон, специальных секторов экономики, адаптированных к условиям и приоритетам развития ВЭД Белгородской области;

   - расширение производственной кооперации путем расширения масштабов эффективного использования участниками ВЭД таможенных режимов переработки в соответствии с Таможенным кодексом РФ;

   - определение порядка исчисления и уплаты налога на прибыль в части доли областного бюджета  предприятий – экспортеров готовой продукции, идентичного порядку, установленному для малых предприятий.

      Дополнительно к административным и экономическим   методам cтимулирования и управления ВЭД в странах с рыночной экономикой проводится организационная, статистическая, исследовательская и информационная работа. Осуществляется сбор статистических материалов, анализ состояния и оценка перспектив ВЭД, издаются справочники. С помощью посольств, торговых миссий и представительств государственные службы получают коммерческую информацию, находят иностранных контрагентов. Установлению взаимодействия между контрагентами способствуют международные симпозиумы, конференции, выставки и другие формы ознакомления представителей деловых кругов разных стран с достижениями в экономике, науке, технике.

      Материализуясь в экспортных, импортных и других внешнеэкономических операциях, развитие внешнеэкономической деятельности может активно содействовать реализации внутренних социально-экономических программ

      Результаты практического осуществления внешнеэкономической деятельности могут реально воздействовать на структуру и динамику инвестиционного развития, темпы общественного производства

      Роль государства, в том числе и в лице региональных органов управлении, заключается в поисках, выявлении и развитии производств, продукция которых может быть активно востребована на внешних рынках, и в поддержке их экспортной направленности путем мобилизации ресурсов и другими средствами. А также необходима разработка и реализация общегосударственной системы поддержки экспорта продукции с высокой степенью добавленной стоимости, создание эффективного механизма экспортных гарантий и финансирования

      В деловых кругах все большую поддержку и обоснование понимает о необходимости срочной разработки государственной промышленной политики, подкрепленной соответствующими мерами макроэкономического регулирования, как составной частью стратегии, нацеленной на инновационный путь развития.

      Такая политика должна определить приоритетные направления, механизмы реальной поддержки бизнеса, стать прочным базисом для развития экспортного сектора и всего внешнеэкономического комплекса страны. При этом избирательная поддержка нужна тем предприятиям и компаниям, которые способны производить конкурентно способную продукцию и добиваться успеха в ее реализации, как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

      Организации экспорта  содействуют  посольства, торговые миссии и другие представительства, аккредитованные  в зарубежных странах. Они собирают коммерческую  информацию, ведут  поиск контрагентов и заказчиков.

      Существенную роль  в организации  внешнеэкономических  связей  играют их участники- промышленные и торговые компании, фирмы и корпорации. Они во всех случаях, когда это возможно, устанавливают прямые связи с потребителями продукции.  Для организации экспортных  операций  в их штате создается внешнеторговый  аппарат. В руках крупных монополий сосредоточено более половины внешней торговли  мира.

Управление в фирмах строятся по региональному (географическому) или товарному признаку. Получают развитие матричные структуры.

Информация о работе Анализ экспортной деятельности