Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:53, дипломная работа
На современном этапе наиболее развитой формой международных отношений является внешняя торговля, необходимость которой обусловлена интенсивным ростом мирового рынка, неравномерностью развития различных отраслей в разных странах и невозможностью реализовать избыток продукции на внутреннем рынке. Эволюция внешнеторговых отношений нуждается в четком регулировании данной деятельности и составляющих ее операций.
За исследуемый период выручка от продажи продукции увеличилась более чем в 2 раза и составила 2300,5 млн. руб. (приложение 3,4,5)Такой скачек поступления денежных средств за реализованную продукцию объясняется, ростом объемов производства, который значительно возрос после проведенной реконструкции в 2004 году помольного цеха и шламовых бассейнов, что позволило увеличить объемы производства и обновить номенклатуру выпускаемой продукции – портландцемент (ГОСТ 10178-85): ПЦ 600-ДО, ПЦ 500-ДО, ПЦ 400-ДО20, которая пользуется повышенным спросом на рынке сбыта.
Себестоимость реализованной продукции за этот же период возросла, но она не превышает допустимого значения затрат на один рубль реализованной продукции в целом по ОАО. Нормативные затраты на производство продукции, подразделениям ОАО «Белгородский цемент» доводятся сметой расходов и оперативное вмешательство в результаты работы цехов и подразделений на допущенный перерасход по статьям относимым на себестоимость продукции, дают положительные результаты финансово-хозяйственной деятельности ОАО, с каждого рубля произведенной продукции ОАО «Белгородский цемент» в 2006 году получил 9 копеек прибыли.
Наибольший удельный вес в структуре затрат предприятия занимают материальные затраты (около 80,6 %), так как данное производство относится к энергоёмким и трудоёмким отраслям. Доля затрат на топливно-энергетические ресурсы в стоимости товарной продукции составляет 31,9 %, на оплату труда, включая отчисления на социальные нужды 25,9 %.
Чистая прибыль ОАО «Белгородский цемент» (после уплаты налогов) находится в распоряжении предприятия и используется для формирования резервного фонда и выплате дивидендов. Данный показатель, свидетельствуют, что сумма финансовых ресурсов находящихся в распоряжении предприятия, в 2006г. составила 165,8 млн. руб. Рост финансовой мощи предприятия свидетельствует о динамичности его развития.
Оценку эффективности управления ОАО «Белгородский цемент» дает показатель «рентабельность продаж», который за исследуемый период увеличился на 20 % и составил 10,2 %, что говорит о грамотной коммерческой политике.
Данные таблицы свидетельствуют о росте производительности труда, так за период с 2004 по 2006гг. производительность труда выросла на 158,7 %. и составила 317,8 тыс. руб. Это свидетельствует о заинтересованности работников в результатах своего труда, что в большей мере связано с материальным стимулированием, рост средней заработной платы на одного работника увеличился на 73,8 %, если в 2004г размер ее составил 9809 руб., то в 2006г – 17046 руб. Такое увеличение заработной платы обусловлено ростом производства и полученными доходами, что позволяет ежегодно проводить индексацию заработной платы.
Данные оборачиваемости оборотных средств ОАО «Белгородский цемент» свидетельствуют, что предприятие работает на создание благополучия финансового состояния, денежные средства вложенные в производство продукции работ и услуг возвращаются на ОАО по истечении 6 месяцев (192дн.)
Коэффициент текущей ликвидности за исследуемый период равен 1,05, что соответствует нормативному значению, и обеспеченности ОАО «Белгородский цемент» оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности, своевременного погашения срочных обязательств и персоналу по выплате заработной платы.
Размеры дебиторской и кредиторской задолженности ОАО свидетельствуют, что долги и авансы покупателей и поставщиков за продукцию, работы и услуги до 2005 года числись в равных размерах и не влияли на финансовое состояние. Так, в 2004году дебиторская задолженность составила 86,2 млн. руб., кредиторская задолженность 86,4 млн. руб. (приложение 4). В 2005 году кредиторская задолженность по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилась на 2,4 млн. руб., но резко возросла с размерами дебиторской задолженности на 10 млн. руб. (приложение 4). А в 2006 году соотношение задолженности поменялось дебиторская задолженность составила 131,9 млн. руб. кредиторская задолженность 94,8 млн. руб. (приложение 3). Данные показатели свидетельствуют, что ОАО «Белгородский цемент» предоставляя своим покупателям товарные кредиты отвлекает из оборота на длительное время собственные средства.
Рентабельность работы, стабильность
имущественного положения, свидетельствует
о том, что предприятие работает устойчиво,
наращивает экономический потенциал.
2.2. География и структура экспортных операций
Целью развития внешнеэкономических связей является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений с тем, чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.
Географию и структуру экспорта ОАО «Белгородский цемент» можно рассматривать в двух аспектах: по географическому распределению и товарному наполнению.
В условиях перехода к рыночным отношениям и либерализации экономики, роль хозяйствующих субъектов в развитии внешнеэкономической деятельности возросла, на развитие экспорта ОАО «Белгородский цемент» положительное влияние оказывает географическое расположение и наличие запасов природных ресурсов.
Выгодное географическое
ОАО «Белгородский цемент» с 1994г принимает участие в международной торговле и реализует на экспорт цемент различных марок. В 2006г. на экспорт было продано 0,38 % от мирового оборота. Из них 68% отгружается на внешний рынок и 32% потребителям на внутренний рынок. ОАО «Белгородский цемент» входит в состав крупнейшего цементного холдинга «Новый Русский цемент», который располагает морским цементным терминалом и имеет возможность отгружать цемент морским транспортом в любую точку мира.
Реализация продукции ОАО «Белгородский цемент» на экспорт преследует следующие цели:
- получение валютной выручки;
- проведение расчетов по имеющимся долгам;
- закупка оборудования и комплектующих для технического перевооружения и наращивания производства цементов.
Все функции по организации и управлению внешнеэкономической деятельностью на ОАО «Белгородский цемент» возложены на управление сопровождения продаж. Данное управление осуществляет экспортные операции по продвижению продукции на внешний потребительский рынок в рамках договоров заключенных холдингом «Новый Русский Цемент».
Служба сопровождения продаж осуществляет свою деятельность от имени холдингом «Новый Русский Цемент», выполняет возложенные на нее обязанности и пользуется связанными с этой деятельностью правами.
Цемент используется во всех странах мира и почти всеми отраслями хозяйств, но основным его потребителем, выступает строительный комплекс производственных сооружений, комплекс жилья, дорог, аэропортов, мостов, а также отрасли строительных материалов. Строительство относится к наиболее чутким показателям конъюнктуры, на смену фаз цикла экономического развития в любой стране первым реагирует строительство.
Более сильно чувствует цикличность развития экономики промышленное строительство. Так как оно прямо связано с вложениями в основной капитал.
Страны-импортеры цемента: Германия, Италия, Финляндия, Корея, Гонконг, Венгрия, Словакия, Польша, Украина, Казахстан, Беларусь, Молдова характеризуются мощным строительным комплексом, надежным партнером которых является ОАО «Белгородский цемент»
В соответствии с заключенными договорами на поставку продукции ОАО «Белгородский цемент» поставляет цемент различных марок в страны Европейского союза, дальнего и ближнего зарубежья, страны Юго-Восточной Азии.
Как показывают статистические данные, доля регионов дальнего зарубежья во внешнеторговом обороте ОАО «Белгородский цемент» колеблется, составляя примерно одну четвертую часть. Доля государств ближнего зарубежья в закупках цемента за рубежом за 2004-2006 гг. в стоимостном выражении увеличилась более чем в 2 раза, составив в 2006г 1294,3 млн. руб. по сравнению с 586,5 млн. руб. в 2004г.
Динамика и географическая структура поставок продукции на экспорт за 2004 -2006гг. приведены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика
и географическая структура поставок
цемента ОАО «Белгородский цемент» за
2004 -2006гг.
|
Крупнейшие внешнеторговые партнеры России, среди стран дальнего зарубежья - Венгрия, Словения, Чехия, Польша, Португалия, Англия, из числа государств ближнего зарубежья - Украина, Белоруссия, Казахстан, Молдова, Киргизия, Эстония. Из стран Европейского союза – Германия, Италия и Корея из числа стран Юго-Восточной Азии.
В географии экспорта продукции ОАО «Белгородский цемент» превалируют именно страны ближнего зарубежья, за счет инвестиционной активности их удельный вес в экспорте достиг 70%., доля стран дальнего зарубежья в общем объеме поставок продукции составляет 25%, оставшиеся 5% приходятся на страны Европейского союза.
Рис.2 Динамика и географическая структура поставок цемента ОАО «Белгородский цемент» за 2006г.
Для ОАО «Белгородский цемент» в экспортных поставках цемента их неравномерность, географическое расположение является важной, но не определяющей характеристикой.
Главным в такой ситуации
Определяющим моментом географической структуры поставок цемента являются объемы инвестиций стран, который прямо пропорционально влияют на внешнеторговые связи ОАО «Белгородский цемент».
Подъем экономики и активная
инвестиционная политика стран
СНГ позволила увеличить за
период с 2004-2006гг. внешнеторговый
оборот цемента на 707,8 млн.
руб., в том числе: приграничная
Украина увеличила закупки
Важным фактором положительных результатов внешнеэкономической деятельности ОАО «Белгородский цемент» следует считать сформированное Россией и странами СНГ единого экономического пространства со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Которые осуществляются государствами Содружества с учетом договоренностей, достигнутых ими в сфере создания зоны свободной торговли, предусматривающих возможность сохранения государствами Содружества во взаимной торговле отдельных изъятий из режима свободной торговли с последующей поэтапной их отменой, а также переход во взаимной торговле на взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения".