Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:33, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение оценки качества и конкурентоспособности продукции, выпускаемой на изучаемом предприятии, а именно ОАО «Аткарский маслоэкстракционный завод»
Достижение поставленной цели вызвало необходимость постановки и решения в работе следующих задач:
- рассмотрение экономической сущности качества и конкуренто-способности продукции на предприятии;
- описание методики проведения анализа качества и конкуренто-способности продукции предприятия;
- изучение организационно-экономической характеристики предприятия
- анализ основных экономических показателей деятельности предприя-тия, а также анализ качества продукции ОАО «Аткарский МЭЗ».
Введение………………………………………………………………...……..…..3
Глава 1. Теоретические основы и значение качества
и конкурентоспособности продукции……………….……………..……………6
1.1. Экономическая сущность качества и конкурентоспособности
продукции предприятия…………………………………………………………..6
1.2. Методика проведения анализа качества и конкурентоспособности продукции предприятия……………………………………………………….….9
Глава 2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции
на предприятии ОАО «Аткарский маслоэкстракционный завод» ………….20
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…..20
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности
предприятия………………………………………………………………..….…29
2.3. Анализ качества продукции ОАО «Аткарский МЭЗ»………..……36
Заключение……………………………………………………………..….……..40
Список использованной литературы
Фондовооруженность 1 работающего на протяжении анализируемого периода имеет тенденцию к увеличению, в 2010 по отношению к 2009 увеличение на 3.9%, в 2011 по отношению к 2010 на 2,2%, за весь период 2,3%. Прибыль от продажи продукции за три года увеличилась на 67,5%. В 2010 году по отношению к 2009 отмечено увеличение данного показателя в 2,2 раза, а в 2011 году по отношению к 2010 снижение показателя на 22,4%. Прибыль до налогообложения за весь анализируемый период увеличилась на 42,5%. В 2010 году по отношению к 2009 данный показатель увеличился в 19.7%, а в 2011 по отношению к 2010 на 19%. Увеличение данного показателя объясняется изменением объема товарооборота, среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия, и среднего уровня издержек обращения.
Рентабельность основной деятельности имеет тенденцию к повышению. За три года этот показатель увеличился на 6,3% это связано с увеличением прибыли по сравнению с выручкой предприятия. Наибольшее увеличение показателя отмечено в 2010 году по отношению к 2009 на 66,7% это свидетельствует о том, что предприятие в эти годы работало эффективно. В 2011 по отношению к 2010 показатель уменьшается на 36,2%. Данная таблица наглядно свидетельствует, что рентабельность продаж в 2011 году по сравнению с 2009 увеличилась на 6,5%, в 2010 по отношению к 2009 увеличение составило 60,9%, а в 2011 по сравнению с 2010 снижение показателя на 33,8%. Причина такого хозяйственного положения заключается в больших торговых издержках, которые организация несет каждый месяц. К издержкам прежде всего относятся: материальные затраты, заработная плата персонала, амортизация основных средств и другие затраты.
Основные выводы из анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия:
1. В течение 2009-2011 годов структура баланса предприятия была удовлетворительной. Финансовое положение предприятия имеет устойчивый характер.
2. Наиболее удачным годом из анализируемого периода можно считать 2011 год, в котором цепные темпы роста валового дохода опередили темпы роста издержек обращения.
3. В течение 2009-2011 годов эффективность деятельности организации несколько повысилась, показатели рентабельности улучшились из-за снижения затрат на реализацию продукции.
4. Организации необходимо провести модернизацию и техническое перевооружение производства с целью увеличения объемов реализации, снижения издержек обращения, повышения качества и ассортимента продукции.
Прибыль от реализации в 2009 году составила 41580 тыс.руб, а уже к 2011 году данный показатель составил 69644 тыс рублей. Увеличение данного показателя составило 167,5 %.
Отметим, что в последние годы положение организации налаживается, и она получает прибыль.
Таким образом, в течение исследуемых годов структура баланса предприятия была удовлетворительной. Финансовое положение предприятия имеет неустойчивый характер. Более удачным годом из анализируемого периода можно считать 2011 год, в котором цепные темпы роста валового дохода опередили темпы роста издержек обращения. Менее благоприятным является 2009 год.
Проведем факторный анализ по некоторым показателям характеризующим финансово-хозяйственную деятельность ООО СРП «Термо-технология».
1-й метод.
Табл. 6. Анализ себестоимости реализованной продукции
Показатель | План | Отчет | Отклонение | |||
|
|
| по | в % | ||
1) Полная себестоимость реализованной продукции тыс.руб. (Сс) | 1121142 | 1354035 | 232893 | 20,8 | ||
2) Затраты на 1 рубль реализованной продукции руб. (З) | 0,93 | 0,95 | 0,02 | 2,15 | ||
3) Объем выпущенной продукции тыс. руб (V) | 1210851 | 1423679 | 212828 | 17,58 |
Решаем методом цепных подстановок.
Сс=0,93*V;
1) Влияние увеличения затрат на 1 рубль готовой продукции на изменение полной себестоимости реализованной продукции:
тыс.руб.
2) Влияние увеличения объема выпущенной продукции на изменение полной себестоимости реализованной продукции:
тыс.руб.
Cc= тыс.руб.
На основании данных таблицы 6 видно, что на исследуемом предприятии произошло увеличение полной себестоимости реализованной продукции по сравнению с планом на 232893 тыс.руб. или на 20,8%. На это отклонение повлияли следующие показатели:
1) Затраты на 1 рубль реализованной продукции увеличились на 2,15 % или 0,02 рубля. Этому способствовало изменение в 2007 году производственной программы.
2) Объем выпущенной продукции увеличился на 212828 тыс.руб. или 17,58 %, что связанно с увеличение спроса на продукцию в планируемом периоде.
2-й метод.
Табл. 7. Анализ фонда оплаты труда.
Показатель | План | Отчет | Отклонение | |
|
| по | в % | |
1) Фонд оплаты труда ППП (годовой) тыс.руб. (ФОТ) | 32187 | 34103 | 1916 | 5,95 |
2) Среднесписочная численность ППП чел. (Числ) | 371 | 338 | -33 | -8,8 |
3) Среднегодовая заработная плата 1 работника ППП руб. (ЗП) | 86757 | 100896 | 14139 | 16,3 |
Решаем факторную модель методом относительных разниц.
ФОТ=Числ*ЗП тыс.руб.
1) Влияние снижения среднесписочной численности персонала на изменение годового фонда оплаты труда ППП:
= тыс.руб.
2) Влияние увеличения среднегодовой заработной платы на изменение годового фонда оплаты труда ППП:
тыс.руб.
ФОТ= тыс.руб.
На основании данных таблицы и приведенных выше расчетов можно сделать следующие выводы относительно деятельности ОАО "Аткарский МЭЗ" Фонд оплаты труда ППП за анализируемый период увеличился на 1916 тыс.руб. или на 5,95%. На данное отклонение повлияли следующие факторы:
1) Среднесписочна численность ППП уменьшилась на 33 человека или на 8,98%, что объясняется изменением производственной программы предприятия, механизацией производства.
2) Среднегодовая заработная плата 1 работника увеличилась на 14139 рублей или 16,3%, за счет увеличения таких показателей как: выручка от продажи продукции, среднегодовая выработка работников.
2.3. Анализ качества продукции ОАО "Аткарский МЭЗ"
Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных продуктов питания способствует увеличению объема реализации и рентабельности, росту престижа предприятия. Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышению жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций: уменьшению объема продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостоянию народа [16].
Поэтому необходимо постоянно, целенаправленно и кропотливо работать над повышением уровня качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.
Обязательным условием выпуска продукции высокого качества является совершенствование производственно-технической базы предприятия, повышения технического уровня производства [4].
Табл. 8. Возрастная структура основного технологического оборудования ООО СРП «Термо-технология».
№ пп/п | Наименование Оборудования | Общее кол-во шт. | В том числе | |||||
До 5 лет | от 5 до 10 лет | от 10 до 15 лет | от 15 до 20 лет | Свыше 20 лет | ||||
1 | Рабочая стационарная опора | 266 | 22 | 106 | 91 | 40 | 7 | |
2 | Контроллер WAQ 750 | 47 | 19 | 14 | 7 | 5 | 2 | |
3 | Исполнительные механизмы и датчки | 230 | 47 | 19 | 52 | 65 | 47 | |
| И ТО Г О: | 543 | 88 | 139 | 150 | 110 | 56 |
Замена технологического оборудования обусловлена необходимостью расширения ассортимента продукции. Немаловажным фактором выбора фирмы поставщика оборудования являются цена машин и близость поставщика.
Источниками информации для анализа качества продукции могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторных исследований, сведения отделов технического контроля, журналы и графики бездефектной сдачи продукции и другие документы.
К обобщающим показателям, характеризующих качество продукции относятся: показатели технического уровня продукции, показатели соответствия ГОСТов, объем и номенклатура продукции на которую получены сертификаты качества, освоение новых видов продукции, объем и номенклатура продукции на экспорт.
Процесс оценки технологического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной оценки.
Одна из главных задач анализа качества продукции является изучение динамики обобщающих, индивидуальных и косвенных показателей подробно выполнение плана по их уровню, причины их изменений и оценка выполнения плана по уровню качества продукции.
Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с предыдущими отчетными периодам, планом.
Табл. 10. Анализ показателей качества продукции.
Показатель | Ед. изм. | 2009 год | 2010 год | 2011 год январь – сентябрь | Отклонение от плана 2010 года | ||
План | факт | ||||||
Объем продукции | тыс руб. | 146588 | 157120 | 155320 | 157623 | +303 | +1035 |
Расхода предприятия на брак | тыс руб. | 1220,3 | 1467,6 | - | 1465,2 | - | +24,9 |
Удельный вес бракованной продукции | % | 0,8 | 0,9 |
| 0,9 | - | +0,5 |