Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:38, курсовая работа
Конкурентоспособность - это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения какой- либо потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, т.е. это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей. С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой стороны - его ценой. Большое влияние на конкурентоспособность оказывает также мода, реклама, имидж предприятия, ситуация на рынке и другие факторы.
Понятие конкурентоспособности - это очень важный критерий, характеризующий возможность предприятия существовать на рынке.
Актуальность темы определяется необходимостью совершенствования управления качеством и конкурентоспособностью продукции отечественных товаропроизводителей в условиях трансформационных изменений в конкурентной среде, обусловленных активным вхождением на рынок новых конкурентов, в том числе и зарубежных, а также ростом и качественным усложнением запросов потребителей.
Глава 1. Теоретические основы и значение качества
и конкурентоспособности продукции……………….……………..……………6
1.1. Экономическая сущность качества и конкурентоспособности
продукции предприятия…………………………………………………………..6
1.2. Методика проведения анализа качества и конкурентоспособности продукции предприятия……………………………………………………….….9
Глава 2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции
на предприятии ОАО «Аткарский маслоэкстракционный завод» ………….20
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…..20
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности
предприятия………………………………………………………………..….…29
2.3. Анализ качества продукции ОАО «Аткарский МЭЗ»………..……36
Оценка конкурентоспособности продукции производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Базой сравнения могут быть следующие параметры: потребность покупателей, конкурирующий товар, гипотетический образец товара, группа аналогичных товаров, величина полезного эффекта [14].
Начальным этапом оценки конкурентоспособности продукции является определение цели исследования. Если целью исследования является необходимость определения положения данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изменении конъюнктуры рынка, о товарах, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и другие.
Следовательно, совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствует созданию превосходства данного товара перед товарами конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, позволяет количественно оценить конкурентоспособность товара.
Как отмечают специалисты, в применяемых теоретических и методических подходах оценки конкурентоспособности не нашел отражения тот факт, что конкурентоспособность товара можно оценивать с двух позиций: с точки зрения покупателя и с точки зрения производителя. При этом позиция покупателя отражает сегодняшнюю, сиюминутную, текущую конкурентоспособность. Производителя же интересует долговременное устойчивое положение предприятия, определяемое перспективной, потенциальной конкурентоспособностью, которая зависит от того, на какой стадии жизненного цикла находится тот или иной вид продукции.
Глава 2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции на предприятии ОАО «Аткарский маслоэкстракционный завод»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
ОАО «Аткарский маслоэкстракционный завод» – крупнейшее предприятие Поволжья, расположенное в г. Аткарск Саратовской области. Оборудование предприятия способно за сутки переработать 1,1 тысяч тонн маслосемян, вырабатывая при этом более 400 тонн фасованного масла. После проведенной в 2005 году реконструкции предприятие обладает самым современным оборудованием полного производственного цикла: дезодорация и рафинация масла, самостоятельное изготовление ПЭТ тары, фасовка, этикеровка, палетирование. Кроме того, завод располагает собственными мощностями по хранению подсолнечника на 25 тыс. тонн с мощным сушильным хозяйством. За сутки Аткарский маслоэкстракционный завод может принимать до 2000 тонн подсолнечника и просушивать более 800 тонн семян.
ОАО «Аткарский маслоэкстракционный завод» был построен в 1913 году. Из предприятия, на котором рабочие вручную загружали маслодавильные прессы полуфабрикатом, он превратился в современное производство, где весь технологический процесс автоматизирован.
В 2002 году Аткарский МЭЗ в составе ЗАО «Янтарное» вошел в группу компаний «Букет», в октябре 2003 года как самый крупный филиал ЗАО «Янтарное» был выделен в самостоятельное юридическое лицо. Позднее, в 2004 году, Аткарский МЭЗ вошел в масложировой дивизион холдинга «Солнечные продукты».
«Солнечные
продукты» сегодня - это современная,
динамично развивающаяся
Деятельность компании ведётся по направлениям:
- Масложировой
дивизион: производство майонезов
и соусов, промышленных маргаринов
и жиров, потребительских
- Маслосырьевой дивизион: производство бутылированого масла, подсолнечного масла для промышленных переработчиков, шрота, приёмка-хранение-отгрузка семян подсолнечника и зерновых, зерно-трейдинг
В состав Холдинга входят 10 производственных предприятий, а также Торговый дом «Солнечные продукты» и Торговый дом «Янтарное»
Начало истории Холдинга «Солнечные продукты» связано с 1998 годом, когда в ГК «Букет» вошел саратовский «Жировой комбинат». При мощности более 10 тыс. тон на момент заключения сделки выпускал всего 700 т продукции в месяц. Уже через четыре года объем производства на комбинате достиг 14 тыс. т в месяц. В настоящее время саратовский комбинат является признанным лидером по производству маргариновой продукции в России.
В 2002 ГК «Букет» приобретает одно из крупнейших предприятий России по переработке масличных сельскохозяйственных культур ЗАО «Янтарное», в состав которого также входит Аткарский маслоэкстракционный завод. В сентябре 2002 года в составе ГК «Букет» создается предприятие по обработке и хранению подсолнечника ЗАО «Элеваторходинг».
Весной 2003 года в состав ГК «Букет» входит «Новосибирский жировой комбинат», крупнейшее предприятие по переработке жиров за Уралом. Осенью того же года ГК «Букет» приобретает один из крупнейших маслобойных заводов Европы - Армавирский МЖК.
В мае 2004 года ГК «Букет» приобретает базу по хранению сырья для Армавирского МЖК – ОАО «Хлебная база №68» (Кущевский элеватор). В июле 2004 года создается Холдинг «Солнечные продукты», объединивший все предприятия масложирового направления в составе ГК «Букет». В ноябре того же года уже в состав нового Холдинга входит «Московский жировой комбинат», в настоящее время крупнейшее предприятие по производству майонеза в московском регионе.
В июле 2005 года в структуру Холдинга «Солнечные продукты» вошел «Балаковский терминал», крупнейшее в Саратовской области предприятие по хранению и переработке сырья, а также «Калининский элеватор».
В конце 2006 года завершился один из крупнейших инвестиционных проектов Саратовской области - реконструкция Аткарского маслоэкстракционного завода. За два года было построено фактически новое предприятие полного цикла, включающее цех экстракции, рафинации и дезодорации, а также современный цех фасовки подсолнечного масла. Модернизированный Аткарский МЭЗ на сегодняшний день является самым современным и технологичным предприятием по производству фасованного масла в России.
В 2007 Холдинг «Солнечные продукты» занимает лидирующие позиции на российском рынке масложировой продукции. На предприятиях Холдинга производится майонез, фасованный и промышленный маргарин, наливное и фасованное растительное масло, горчица, хозяйственное и туалетное мыло, техническая продукция. Холдинг активно занимается модернизацией и расширением существующих производственных мощностей. В настоящее время на наших предприятиях реализуется долгосрочная инвестиционная программа, направленная на укрепление производственной и технологической базы.
Структура холдинга
|
|
|
| ||||
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
|
Позиции «Солнечных продуктов» на рынке России:
- №2 по объёму
производства подсолнечного
- №2 по объёму
производства майонезов и
- Входит в
тройку крупнейших
- В 2011 году -
самая быстрорастущая компания
на рынке бутылированного
- №1 по объёмам производства хозяйственного мыла с рыночной долей 30% по итогам 2011 года.
На всех предприятиях Холдинга особое внимание уделяется качеству выпускаемой продукции. Передовые технологии, качественное сырье и современное оборудование – все это позволяет нам выпускать продукты высшего качества, максимально полезные для здоровья.
Одним из ключевых направлений деятельности ОАО "Аткарский МЭЗ" является производство бутылированного масла. Почти половина всего вырабатываемого сырого подсолнечного масла идет на фасовку.
В 2010 г. Аткарский МЭЗ произвел и отгрузил более 75 тыс. тонн бутылированного подсолнечного масла, что составило 7% от общероссийского объема рынка бутылированного подсолнечного масла.
Для реализации перспективных планов ОАО "Аткарский МЭЗ" по расширению производства, увеличению собственных мощностей по хранению семян подсолнечника в целях обеспечения сырьевой безопасности предприятия в 2010 г был приобретен имущественный комплекс - элеватор с 10 зерноскладами и складом готовой продукции, расположенный в непосредственной близости от ОАО "Аткарский МЭЗ".
Согласно отчету, чистая прибыль ОАО "Аткарский МЭЗ", рассчитанная по РСБУ, в 2011 г. снизилась в 7 раз по сравнению с 2010 г. - до 30,707 млн. руб. При этом выручка от продаж в 2011 г. выросла в 1,7 раза и составила 6,83 млрд. руб.
Приоритетными задачами ОАО "Аткарский МЭЗ" на 2012 г. являются разработка и внедрение проектов, обеспечивающих увеличение объемов производства, продаж и прибыли, продолжение укрепления лидирующих позиций на рынке масложировой продукции, модернизация с наращиванием производственных мощностей.
Для решения данной задачи в 2012 г. планируется реализовать проект "Масловозы" по приобретению двух автомобильных масловозов емкостью 20 тонн с целью организации бесперебойной доставки масла подсолнечного на ОАО "Жировой комбинат", а также установить третий фильтр для фильтрации масла; провести ремонт железнодорожных путей; организовать погрузку лузги на ж/д; начать разработку проекта по реконструкции прессового отделения и т.д.
ОАО
"Аткарский
Бренды холдинга «Солнечные продукты»
С 2006г Холдинг «Солнечные продукты» активно развивает категорию фасованного подсолнечного масла. Всю свою историю Холдинг занимал лидирующие позиции на рынке сырого наливного масла, а в 2006 г была закончена реконструкция Аткарского МЭЗа и теперь в активах Холдинга самые современные в РФ мощности по дезодорации, рафинации масла и фасовке масла. Производство конечного продукта построено по европейским требованиям к контролю качества – европейской системы HACCP. Сегодняшние производственные возможности Холдинга – это около 14млн. бутылок подсолнечного масла ежемесячно.
Федеральные марки
Таблица 2.1.
Ярко |
Масло ЯРКО – предназначено для тех, кто не только много готовит, но и делает это с удовольствием! | |
Россиянка |
Масло «Россиянка» - лучшие традиции качества по доступной цене. |
Холдинг «Солнечные продукты» является ведущим российским производителем майонеза. Традиции производства предприятий, входящих в состав холдинга, в сочетании с использованием новейших технологий, оборудования и ингредиентов позволяют выпускать продукцию высочайшего качества.
Федеральные
марки
Таблица 2.2.
Московский провансаль |
Высококалорийный майонез, обладает приятным запахом и в меру острым, сбалансированным вкусом. Для майонеза характерна густая сметанообразная консистенция. Жирность - 67% | |
Чудесница |
Легкий майонез, предназначен для тех, кто заботится о своей фигуре, но стремиться полноценно питаться. Оптимальное соотношение цены и качества этого майонеза обеспечивают ему стабильный рост продаж на территории России в течение последних полутора лет. Жирность - 15% | |
Оливьез |
Майонез «Оливьез» в новой упаковке – это отличное решение для любителей традиционной кухни, а также для тех, кто предпочитает менее калорийные блюда. «Оливьез» низкокалорийный выгодно подчеркнет вкус легких закусок и салатов. Он содержит в два раза меньше калорий, чем традиционные майонезы. С «Оливьез» premium ваши любимые салаты, жаркое и закуски приобретут новый изысканный оттенок. | |
Столичная горчица |
Натуральный продукт, без консервантов и красителей с традиционно острым вкусом |
Информация о работе Анализ качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции