Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:38, курсовая работа
Конкурентоспособность - это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения какой- либо потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, т.е. это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей. С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой стороны - его ценой. Большое влияние на конкурентоспособность оказывает также мода, реклама, имидж предприятия, ситуация на рынке и другие факторы.
Понятие конкурентоспособности - это очень важный критерий, характеризующий возможность предприятия существовать на рынке.
Актуальность темы определяется необходимостью совершенствования управления качеством и конкурентоспособностью продукции отечественных товаропроизводителей в условиях трансформационных изменений в конкурентной среде, обусловленных активным вхождением на рынок новых конкурентов, в том числе и зарубежных, а также ростом и качественным усложнением запросов потребителей.
Глава 1. Теоретические основы и значение качества
и конкурентоспособности продукции……………….……………..……………6
1.1. Экономическая сущность качества и конкурентоспособности
продукции предприятия…………………………………………………………..6
1.2. Методика проведения анализа качества и конкурентоспособности продукции предприятия……………………………………………………….….9
Глава 2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции
на предприятии ОАО «Аткарский маслоэкстракционный завод» ………….20
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…..20
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности
предприятия………………………………………………………………..….…29
2.3. Анализ качества продукции ОАО «Аткарский МЭЗ»………..……36
2-й метод.
Табл. 7. Анализ фонда оплаты труда.
Показатель |
План |
Отчет |
Отклонение | |
по å |
в % | |||
1) Фонд оплаты труда ППП (годовой) тыс.руб. (ФОТ) |
32187 |
34103 |
1916 |
5,95 |
2) Среднесписочная численность ППП чел. (Числ) |
371 |
338 |
-33 |
-8,8 |
3) Среднегодовая заработная плата 1 работника ППП руб. (ЗП) |
86757 |
100896 |
14139 |
16,3 |
Решаем факторную модель методом относительных разниц.
ФОТ=Числ*ЗП тыс.руб.
1) Влияние снижения
среднесписочной численности пе
= тыс.руб.
2) Влияние увеличения
среднегодовой заработной
тыс.руб.
DФОТ= тыс.руб.
На основании данных таблицы и приведенных выше расчетов можно сделать следующие выводы относительно деятельности ОАО "Аткарский МЭЗ" Фонд оплаты труда ППП за анализируемый период увеличился на 1916 тыс.руб. или на 5,95%. На данное отклонение повлияли следующие факторы:
1) Среднесписочна численность ППП уменьшилась на 33 человека или на 8,98%, что объясняется изменением производственной программы предприятия, механизацией производства.
2) Среднегодовая заработная плата 1 работника увеличилась на 14139 рублей или 16,3%, за счет увеличения таких показателей как: выручка от продажи продукции, среднегодовая выработка работников.
2.3. Анализ качества продукции ОАО "Аткарский МЭЗ"
Повышение качества
продукции имеет большое
Поэтому необходимо
постоянно, целенаправленно и кропотливо
работать над повышением уровня качества
продукции в сравнении с
Обязательным условием выпуска продукции высокого качества является совершенствование производственно-технической базы предприятия, повышения технического уровня производства [4].
Табл. 8. Возрастная
структура основного
№ пп/п |
Наименование Оборудования |
Общее кол-во шт. |
В том числе | |||||
До 5 лет |
от 5 до 10 лет |
от 10 до 15 лет |
от 15 до 20 лет |
Свыше 20 лет | ||||
1 |
Рабочая стационарная опора |
266 |
22 |
106 |
91 |
40 |
7 | |
2 |
Контроллер WAQ 750 |
47 |
19 |
14 |
7 |
5 |
2 | |
3 |
Исполнительные механизмы и датчки |
230 |
47 |
19 |
52 |
65 |
47 | |
И ТО Г О: |
543 |
88 |
139 |
150 |
110 |
56 |
Замена технологического оборудования обусловлена необходимостью расширения ассортимента продукции. Немаловажным фактором выбора фирмы поставщика оборудования являются цена машин и близость поставщика.
Источниками информации для анализа качества продукции могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторных исследований, сведения отделов технического контроля, журналы и графики бездефектной сдачи продукции и другие документы.
К обобщающим показателям, характеризующих качество продукции относятся: показатели технического уровня продукции, показатели соответствия ГОСТов, объем и номенклатура продукции на которую получены сертификаты качества, освоение новых видов продукции, объем и номенклатура продукции на экспорт.
Процесс оценки технологического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной оценки.
Одна из главных задач анализа качества продукции является изучение динамики обобщающих, индивидуальных и косвенных показателей подробно выполнение плана по их уровню, причины их изменений и оценка выполнения плана по уровню качества продукции.
Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с предыдущими отчетными периодам, планом.
Табл. 10. Анализ показателей качества продукции.
Показатель |
Ед. изм. |
2009 год |
2010 год |
2011 год январь – сентябрь |
Отклонение от плана 2010 года | ||
План |
факт | ||||||
Объем продукции |
тыс руб. |
146588 |
157120 |
155320 |
157623 |
+303 |
+1035 |
Расхода предприятия на брак |
тыс руб. |
1220,3 |
1467,6 |
- |
1465,2 |
- |
+24,9 |
Удельный вес бракованной продукции |
% |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
- |
+0,5 |
Данные (табл.10) показывают, что на предприятии в течение рассматриваемого периода возросли расходы, связанные с исправлением бракованной продукции с 2009 года на 24,9 тыс. рублей.
Табл.11. Анализ качества продукции, участок рассмотрим на примере маргарина 1 «Россиянка» и маргарина 2 сорта «Жар – печка»
Сорт |
Цена за 1 шт., руб. |
Выпуск продукции, шт. |
Стоимость выпуска, тыс. руб |
по цене 1 сорта | |||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт | ||
1 |
6100 |
3948 |
7485 |
24002,8 |
45640,2 |
24082,8 |
45640,2 |
2 |
3800 |
52 |
18 |
197,6 |
68,4 |
317,2 |
109,8 |
ИТОГО |
- |
4000 |
7500 |
24280,4 |
45708,6 |
24400 |
45750 |
Средний коэффициент сортности находим по формуле
К сорт =å (VВПi × Цi) : VВПобщ × Ц1с (19)
К сорт план = 24280,4 : 24400 *100 =99,5%
К сорт факт = 45708,6 : 45750 *100 = 99,9 %.
Выполнение плана по качеству - 100,4 %.
Косвенным показателем качества продукции является брак. Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. Анализ брака позволяет выявить его причины и конкретных виновников, что является неотъемлемой частью рациональной организации производства. Анализ брака следует начинать с изучения причин его возникновения.
Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, отступление от технологического процесса, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки. На предприятии ежемесячно проводиться анализ дефектов продукции [6].
Заключение
Проблема качества
продукции носит в современном
мире универсальный характер. От того,
насколько успешно она
В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Новейший подход к стратегии предпринимательства заключается в понимании того, что качество является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим снижения издержек производства.
Оценка качества продукции представляет собой всестороннее исследование их свойств. Система показателей качества позволяет охарактеризовать каждое из них и оценить качество в целом. Измерение уровня качества необходимо как для оценки конкурентоспособности изделий, так и для выбора наилучших из ряда альтернативных.
В данной курсовой работе было рассмотрено предприятие ОАО «Аткарский маслоэкстракционный завод». Сортность продукции предприятия из года в год растет и составляет 94,4%. Анализируя изученный материал можно отметить, что данное предприятие имеет хорошее качество выпускаемой продукции и достаточно конкурентоспособно на современном рынке.
Список использованной литературы
1. Алексунин
В. А. Международный маркетинг.
2. Акулич И. Л. Маркетинг: Учебник. – Мн.: Высшая школа, 2009
3. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2011.
4. Белявский
И. К. Маркетинговое
5. Басовский Л.Е. Маркетинг. М., Инфра - М, 2009.
6. Гончаров В. И. Менеджмент предприятия. В 2ч. Ч. 2. – Мн.: МИУ, 2010.
7. Голов С.Ф. Управленческий учет. - К.: Либра, 2011.
8. Деева Н.М.,
Дедиков О.И. Финансовый
9. Ермак Д. Конкурентоспособность превыше всего. // НЭГ, № 28, 15 апреля 2010 г.
10. Иваненко
В.В. Финансовый анализ
11. Измайлова
К.В. Современные технологии
12. Измайлова К.В. Финансовый анализ. Учебное пособие. - 2-е изд., - К.: МАУП, 2011.
13. Кизим Н.А.,
Иваниенко В.В. Финансовый
14. Мазур И.И. Управление качеством: Учеб. пособие – М.: Омега-Л, 2009.
15. Подольская В.О., Яриш О.В. Финансовый анализ. Учебное пособие. - К. 2011
16. Новицкий
Н.И., Олексюк В.Н. Управление
17. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия В.2-е изд. доп. и перераб. М., 2011.
18. Романовский В. М. и др. Финансы предприятий – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2010.
19. Терещенко О.О. Финансовая деятельность субъектов хозяйствования - Спб.: КНЕУ, 2008.
20. Шморгун Н.П.,
Головко И.В. Финансовый
22. Экономический анализ: Учебное пособие для студ. ВУЗов спец. Спб: "Руна", 2009.
23.Экономический анализ: Учебное пособие для студ. ВУЗов спец. "Учет и аудит". Под ред. проф. Ф.Ф. Бутенца. – М.: , 2010.
24. Юнусов Л.Д.
Анализ конкурентно
25. Якуняева О.Л. Конкурентно способность выпускаемой продукции М.: Дрофа, 2010
Информация о работе Анализ качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции