Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:50, курсовая работа
Разработка концепции человеческого развития и ИЧР позволила сформулировать качественно новый, перспективный подход к по-ниманию общественного прогресса и предложить значительно бо¬лее емкий его индикатор, нежели ВВП. Этот индикатор позволя¬ет не только ранжировать страны по уровню человеческого раз¬вития и оценивать его динамику, но и сопоставлять достижения в различных измерениях человеческого развития.
1.
Разработка концепции
Задание:
Объясните, почему макроэкономический показатель ВВП не отражает реального уровня благосостояния населения страны.
Валовой внутренний продукт – важный элемент индекса развития человеческого потенциала.
Валовой внутренний продукт (ВВП) – один из элементов индекса развития человеческого потенциала (ИЧРП) – является центральным показателем Системы национальных счетов (СНС), применяемым во всем мире для наиболее общей характеристики результатов экономической деятельности страны за тот или иной период времени (обычно за квартал и год), темпов и уровня экономического развития. Он также широко используется для анализа колебаний в экономической конъюнктуре в краткосрочной перспективе. В сочетании с другими показателями ВВП используется для характеристики различных аспектов экономического процесса – например, отношение дефицита бюджета к ВВП рассматривается как показатель эффективности фискальной политики.
Однако, ВВП в меньшей мере приспособлен для анализа уровня жизни, хотя в некоторых случаях он все же с некоторыми оговорками используется для этой цели ввиду отсутствия более подходящих показателей. Применение ВВП в расчетах ИЧРП в качестве показателя благосостояния населения представляет в известном смысле компромиссное решение, связанное с отсутствием на практике других сравнимых в международном плане показателей дохода и благосостояния.
В самой общей форме ВВП измеряет стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны за тот или иной период времени в ценах конечного покупателя. Эта стоимость измеряется на валовой основе, т.е. до вычета потребления основного капитала, что связано с практическими трудностями оценки этой категории СНС, поскольку данные бухгалтерского учета о потреблении основного капитала (амортизации) не соответствуют принципам СНС. Как отмечено выше, ВВП измеряет результаты деятельности всех институциональных единиц, которые являются резидентами данной страны. На практике это означает, что в ВВП включаются результаты деятельности всех предприятий, организаций, учреждений и других единиц, которые функционируют на экономической территории данной страны, включая предприятия, полностью контролируемые иностранным капиталом, а также филиалы иностранных компаний. Вместе с тем следует иметь в виду, что в составе работников предприятий, могут быть как резиденты, так и нерезиденты.
В основе методологии исчисления ВВП, изложенной в СНС 1993 года, лежит ряд концепций политэкономического характера. Это, прежде всего, концепция экономического производства, определяющая виды деятельности, в которых происходит создание стоимости и производство товаров и услуг.
Следует напомнить,
что определение концепции
Следует отметить, что сфера экономического производства в том виде, как она определена в СНС 1993 г., охватывает результаты теневой экономики (подпольная экономика и производство юридически запрещенных товаров и услуг), а также неформальной экономики, включающей мелкие некорпорированные предприятия, индивидуальную трудовую деятельность и т.д. В настоящее время в России официальные оценки ВВП не содержат результаты производства нелегальной экономики (наркотики, проституция и др.), однако, в перспективе и они, возможно, будут учтены для обеспечения полного охвата всех потоков продуктов и доходов.
При подсчетах ВВП не принимаются во внимание изменения в окружающей среде, связанные с процессом производства, например, истощение минеральных ресурсов или загрязнение воздуха и водных ресурсов в связи с выбросом вредных веществ. Однако деятельность по защите окружающей среды включается в ВВП. Вместе с тем в специальной литературе обсуждается концепция ВВП, скорректированного на негативные изменения в окружающей среде, вызванные производством товаров и услуг. Эта концепция обсуждается также в ряде документов ООН по этому вопросу.
Не включается в ВВП естественный прирост растений и животных, который происходит без какого-либо участия человека, даже если можно получить стоимостные оценки такого прироста.
Таким образом, сфера экономического производства в СНС охватывает следующие виды деятельности:
• производство товаров для продажи, обмена по бартеру, для оплаты труда в натуральной форме, для собственного использования производителями;
• реализация нефинансовых услуг коммерческими предприятиями по рыночным ценам;
• деятельность финансовых учреждений (банков, страховых компаний, других финансовых учреждений);
• деятельность органов государственного управления, оказывающих нерыночные услуги обществу в целом и отдельным его членам (коллективные и индивидуальные услуги);
• деятельность некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;
• деятельность платной прислуги и аналогичных лиц, обслуживающих домашние хозяйства;
• оказание жилищных услуг владельцами жилья для собственного потребления.
Вторая важная концепция, на которую опираются расчеты ВВП, определяет содержание показателя дохода. Концепция дохода, используемая в СНС 1993 г. для расчетов ВВП, национального дохода, располагаемого дохода домашних хозяйств и ряда других показателей, была в свое время сформулирована в работах Д. Хикса [Хикс, 1993: 288–291].
Он определяет доход как максимальную сумму денег, которую ее владелец может израсходовать на приобретение потребительских товаров и услуг, не сокращая при этом своего начального капитала, т.е. не делая себя при этом беднее. Применительно к расчетам ВВП эта концепция Д. Хикса означает, что в ВВП не следует включать прирост стоимости активов в результате инфляционных процессов или других причин, прямо не связанных с производственной деятельностью (так называемая холдинговая прибыль). Применение этой концепции также означает, что при исчислении ВВП производственным методом показатель выпуска продукции должен быть измерен в ценах, которые существуют на момент производства соответствующих товаров и услуг, а не на момент их фактической реализации. Понятно, что в условиях высоких темпов инфляции различие между этими видами цен может быть в отдельных случаях весьма существенным.
Таким образом, как было отмечено выше, ВВП – это показатель результатов производства товаров и услуг, поэтому он в меньшей степени приспособлен для анализа уровня жизни и благосостояния населения. Действительно, в его состав входит целый ряд компонентов, которые не имеют прямого отношения к уровню жизни населения. Например, это относится к расходам на общее управление и оборону, расходам на предоставление других видов коллективных услуг, к некоторым видам инвестиций и т.д.
Следует
отметить, что последние несколько
десятилетий на страницах специальной
литературы и на различных международных
форумах специалисты в области макроэкономического
анализа и национальных счетов неоднократно
отмечали ограничения ВВП как в контексте
анализа измерения результатов производства,
так и в контексте анализа благосостояния
и уровня жизни. Например, такие американские
ученые с международной репутацией, как
Д. Кендрик, Р. Айзнер, Р. Раглз, предлагали
в своих работах существенные изменения
в методологии исчисления ВВП, которые
предусматривали, с одной стороны, включение
в ВВП некоторых дополнительных элементов,
связанных, главным образом, с благосостоянием,
и, с другой стороны – исключение ряда
элементов, которые они рассматривали
как промежуточное потребление и, следовательно,
как повторный счет. Предлагаемые ими
дополнения касались, главным образом,
стоимости нерыночных услуг, оказываемых
домашними хозяйками, стоимости товаров
и услуг, создаваемых на общественных
началах, стоимости услуг, создаваемых
домашними хозяйствами в процессе использования
товаров длительного пользования, и др.
Вместе с тем предлагаемые ими исключения
из ВВП касались, главным образом, стоимости
некоторых услуг в области общего управления,
которые они рассматривали как промежуточное
потребление.
2. Сравнение индексов долголетия, образованности и уровня жизни дает возможность, при прочих равных условиях, выявить приоритетность соответствующих программ человеческого развития. Принимая во внимание также величину затрат (стоимость), необходимых для того или иного изменения показателей долголетия, образованности, уровня жизни, индексы измерения человеческого развития могут быть использованы для определения желательных масштабов финансирования программ человеческого развития на национальном и региональном уровне.
Вопросы для размышления:
Какие федеральные и муниципальные социально-экономические программы, реализуемые в настоящее время, Вы можете назвать?
Какие программы для достижения устойчивого человеческого развития государства еще необходимо осуществить?
Сегодня существует порядка 60 федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов России, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета в 2011-2012гг.
Все они разбиты на блоки:
Общий размер бюджетного финансирования федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов России в 2011 году составил 924070,9945 млн. руб.
Для
достижения устойчивого человеческого
развития государства очень хотелось
бы обратить внимание на программы развития
ЖКХ, где, на мой взгляд, сегодня полный
хаос, на программы по защите окружающей
среды и экологии, и особое внимание обратить
на образовательные программы, причем
не с точки зрения внедрения нанотехнологий
в учебный процесс, а с точки зрения сути
последнего. Особенное внимание хочется
обратить на начальную школу.
3. Для обеспечения устойчивого человеческого развития каждая страна, по мнению экспертов ПРООН, нуждается в том, чтобы доля расходов на человеческое развитие составляла не менее 5%. Этот уровень может быть достигнут различными способами, наиболее предпочтительным из которых является следующий: поддерживать долю бюджетных расходов на уровне около 25% ВВП, значительную их часть направлять на социальные цели (доля социальных расходов в общей сумме должна быть выше 40%), в том числе более половины из последних расходовать на программы человеческого развития (доля приоритетных социальных расходов должна превышать 50%).