Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:50, курсовая работа
Разработка концепции человеческого развития и ИЧР позволила сформулировать качественно новый, перспективный подход к по-ниманию общественного прогресса и предложить значительно бо¬лее емкий его индикатор, нежели ВВП. Этот индикатор позволя¬ет не только ранжировать страны по уровню человеческого раз¬вития и оценивать его динамику, но и сопоставлять достижения в различных измерениях человеческого развития.
Задание:
Проанализируйте
данные табл. 1 с точки зрения концепции
устойчивого человеческого
Концепция устойчивого развития была предложена, а точнее, сформулирована на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Первоначально эта концепция была ориентирована на решение глобальных проблем выживания человечества на фоне взаимодействия природы и общества. История самого термина “устойчивое развитие” фактически началась с Декларации Конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.), а также с работ Римского клуба, когда была отчетливо осознана и обозначена проблема негативных последствий техногенных трансформаций социоприродных систем. Созданная в результате Международная комиссия при ООН по окружающей среде и развитию поставила задачу сформировать соответствующую программу, для названия которой было предложено понятие “устойчивое развитие”, которое было закреплено как термин на упомянутой Конфереции ООН в Рио-де-Жанейро [4].
Русский перевод английского словосочетания sustainable [5] development – “устойчивое развитие” – сделан был, похоже, впопыпах. Неточно были переданы “дух и буква” этого словосочетания: его значение прямо-таки в неопозитивистской традиции трансформировалось в подобие обобщенной характеристики траектории развития некоей абстрактной системы. Само слово “устойчивость” не могло не вызывать механистических ассоциаций. В дальнейшем этот термин, поначалу ориентированный на комплексную проблематику социоприродной коэволюции, стал употребляться уже в контексте социально-экономического развития, но физикалистский акцент остался.
Если проанализировать данные таблицы №1, то можно сделать вывод о вполне устойчивом человеческом развитии России в 2004 году в сравнении с 2003 годом.
Как видно из данных, приведенных в таблице, общий объем доходов страны в 2004 году составил 2425 млрд. рублей, что говорит об увеличении доходов России на 28%, в том числе, существенно увеличились налоговые доходы (30%), в частности, налог на совокупный доход, платежи для использования природными ресурсами.
Если посмотреть на статьи расходов, то их рост в 2004 году составил 10% от величины расходов 2003 года, в том числе, увеличились расходы на национальную оборону, на правоохранительную деятельность, на обеспечение безопасности государства, на социальную политику, и существенно снизились расходы на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных действий.
Как следствие, в 2004 году наблюдается увеличение профицита бюджета в 2004 году в сравнении с 2003 годом. О чем это свидетельствует.
Профицит
бюджета – это превышение доходов федерального
бюджета над его общими расходами. Увеличение
в доходах увеличивает бюджетный профицит
и сокращает бюджетный дефицит. Таким
образом, бюджетный профицит и бюджетный
дефицит зависят не только от государственной
политики, касающейся расходов и налогообложения,
но также и от уровня активности в экономике.
И государственные расходы и подоходные
налоги оказывают не только непосредственное
воздействие на бюджетный профицит, но
и косвенное воздействие, влияя на объем
производства и доходы.
, где
BS – бюджетный профицит;
t – налоговая ставка;
Y – выпуск (производство, доход);
G – государственные закупки;
TR – трансфертные платежи.
Из этой формулы мы видим, что увеличение
государственных расходов сокращает бюджетный
профицит на сумму расходов, но оно часто
компенсирует это сокращение ростом налогов,
которое вытекает из увеличения в доходах,
вызванного увеличением в совокупном
спросе.
Средства финансового
резерва могут использоваться только
на:
- замещение внутренних источников финансирования
дефицита федерального бюджета: поступлений
от размещения государственных ценных
бумаг, поступлений от продажи имущества,
находящегося в государственной собственности;
- замещение внешних источников финансирования
дефицита федерального бюджета;
- погашение государственного долга Российской
Федерации.
Но экономическая политика страны должна быть направлена, в первую очередь, на снижение налогового бремени, а не на подавление деловой активности экономических агентов при формировании избыточных доходов бюджета (профицита). Опыт зарубежных стран показывает, что при отсутствии развитого предпринимательского сектора эффективное развитие экономики невозможно. В частности, в США бюджет был дефицитен, за редким исключением, на протяжении многих лет. При этом целью экономической политики является стимулирование деловой активности экономических агентов, a основным инструментом бюджетной политики — поддержка приоритетных направлений развития. Жесткая бюджетная политика, ориентированная на превышение доходов над расходами (фактическое изъятие денег из экономики) с образованием профицита, не соответствует этим целям.
Таким образом, данные таблицы №1, которые, на первый взгляд, кажутся довольно оптимистичными с точки зрения человеческого развития, на самом деле говорят о печальных последствиях, так как профицитный бюджет влечет за собой увеличение налогового бремени и, как следствие, подавление активности экономических агентов, к снижению уровня доходов.
Согласно
концепции человеческого
Таблица 1
Исполнение бюджета РФ на 01.10. 2003-2004 гг., млрд. р.
На 01.10.2003 г | На 1.10.2004 г | |
1 | 2 | 3 |
Доходы, всего | 1896 | 2425 |
В том числе: | ||
Налоговые доходы | 1743 | 2252 |
в том числе: | ||
Налоги на прибыль | 385 | 467 |
Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы | 841 | 865 |
Налоги на совокупный доход | 6 | 149 |
Налоги на имущество | 1 | 98 |
Платежи для пользования природными ресурсами | 180 | 310 |
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции | 322 | 594 |
Прочие налоги, пошлины и сборы | 5 | 14 |
Неналоговые доходы | 140 | 161 |
Доходы
от использования имущества, находящегося
в государственной и |
91 |
124 |
Административные платежи и сборы | 1 | 1,9 |
Штрафные санкции, возмещение ущерба | 1,4 | 1,1 |
Доходы
от внешнеэкономической |
41 | 27,7 |
Расходы, всего | 1657 | 1837 |
в том числе: | ||
Национальная оборона | 242,9 | 291 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства | 162 | 211,6 |
Военная форма | 11 | 4,7 |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий | 18 |
16 |
Государственное управление и местное самоуправление | 42 | 49,8 |
Промышленность, энергетика и строительство | 39 | 36,9 |
Сельское хозяйство и рыболовство | 17,9 | 16 |
Образование | 62 | 77 |
Культура, искусство и кинематография | 9,5 | 10,7 |
Здравоохранение и физическая культура | 25,4 | 28,6 |
Социальная политика | 101 | 112 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 194 | 179 |
Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы | 578,5 | 627 |
Профицит бюджета | 238,8 | 588 |
4. Раскройте сущность взаимосвязи здоровья населения и человеческого развития.
Никак нельзя назвать случайностью, что именно в годы кардинальных успехов в борьбе со смертью возникла концепция человеческого развития. Здоровье и долголетие не только составляющие, не только следствия, но и важнейшие предпосылки развития человеческого потенциала. Наличие двусторонних связей можно сформулировать следующим образом:
Рост продолжительности жизни, укрепление здоровья | |
есть
следствие:
– индустриального развития; – прогресса науки (в том числе медицины); – роста гигиенической культуры населения и образовательного уровня вообще; – ликвидации сословного и иного априорного, внеэкономического неравенства. |
есть необходимое
условие:
– увеличения производительности и, вообще, эффективности труда, прогресса экономики; – роста уровня образования, прогресса науки в широком смысле слова (способность к обучению, межпоколенные связи, накопление знаний); – изначального «равенства» вообще и равенства мужчин и женщин, в частности; – реального права выбора. |
В отличие от связей, перечисленных в левой графе таблицы, которые уже рассмотрены в нашем кратком очерке истории смертности, содержание правой графы требует особого комментария. Прогресс не только предпосылка, но и следствие снижения смертности. Снижение смертности открывает возможность накоплению знаний как на основе личного более длительного жизненного опыта, так и в ходе взаимодействия поколений. Значительно более надежной становится трансляция культурных ценностей от поколения к поколению.
Ускоряется развитие науки. И сегодня здоровье – важное условие получения образования в молодости и дальнейшего его совершенствования.
Достаточно очевидна связь здоровья со способностью к эффективному труду и увеличению личного и общественного благосостояния.
Низкий уровень здоровья препятствует развитию экономики (низкая производительность труда, высокая инвалидизация плюс, возможно, высокие расходы на поддержание жизни).
Высокая смертность – одна из основных причин отсутствия права выбора в традиционных обществах. При низкой продолжительности жизни, априорная заданность социальных ролей – условие выживания социума, поскольку отсутствует резерв времени для экспериментов.
Достаточно долгая и здоровая жизнь – необходимое условие не только права выбора, но и возможности его реализации, реализации человека как индивида и члена общества. Снижение смертности и рост производительности труда – два фактора, без которых свобода выбора невозможна.
Когда продолжительность жизни не превосходит 35 лет, для поддержания существования человеческого сообщества (популяции) каждая женщина должна родить в среднем 6 детей. Понятно, что в таких условиях невозможно реальное равенство полов, так как женщины вынуждены непрерывно рожать для сохранения популяции.
Среди прав человека важнейшее – право на жизнь, без него, в конечном счете, лишаются смысла все иные права и свободы. Физическое и психическое здоровье суть необходимые предпосылки его полной реализации. Люди дорожат жизнью, поскольку она далеко не бесконечна. Но нездоровье нередко превращает жизнь человека в пытку, ведет к добровольному отказу от своего главного права. Рост продолжительности жизни сегодня рассматривается как норма демографической динамики. В то же время, существуют страны с противоположным трендом смертности. Возникает вопрос – как следует оценивать положение дел с развитием человеческого потенциала в стране, где уровень смертности растет. Ответ на этот вопрос дал видный экономист и социолог, лауреат Нобелевской премии 1998 г., один из разработчиков теории развития человеческого потенциала Амартья Сен [Amartya Sen, 1998].
В 1995 г. он прочел в Исследовательском центре «Инноченти» UNICEF во Флоренции лекцию «Смертность как индикатор экономического успеха или неудачи», которая в 1998 г. была опубликована как журнальная статья. По мнению Сена, уровень смертности отражает способность общества преобразовать экономические ресурсы в наиболее важные с его точки зрения товары и услуги. Простой индикатор смертности может больше сказать об уровне и направлении общественного развития, чем комплекс макроэкономических индикаторов.
Опираясь
на точку зрения Амартья Сен, мы можем
сделать вывод, что экономическое и социальное
развитие России в ХХ веке и начале XXI века
не может считаться успешным.