Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в изучении методов, динамики и структуры прибыли, в рассмотрении видов прибыли и ее значения для предприятия, изучении основных показателей рентабельности, их взаимосвязи с показателями структуры затрат и их окупаемости.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и значение финансового анализа;
2. Общее понятие прибыли и ее значение для предприятия;
3. Виды прибыли;
4. Методы анализа прибыли;
5. Общее понятие рентабельности;
6. Основные показатели рентабельности;
7. Факторный анализ рентабельности и его особенности.
8. Раскрыть факторы, которые влияют на величину показателей рентабельности.

Содержание

Введение 3
1. Содержание, методы и цели финансового анализа. 4
1.1. Содержание финансового анализа 4
1.2. Цели и методы финансового анализа 6
2. Анализ состава и динамики прибыли предприятия 9
2.1 Понятие прибыли, ее виды и значение 9
2.2 Анализ прибыли 12
3. Показатели рентабельности, их динамика и факторный анализ. 18
3.1 Понятие рентабельности и ее основные показатели 18
3.2 Факторный анализ рентабельности 19
4. Анализ прибыли предприятия на примере ОАО «Талдом хлеб» 26
Заключение 30
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_ekon_analiz.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

1) издержек производства;

2) объема производства (реализации) продукции;

3) прибыли.

В зависимости  от изменения объема деятельности предприятия  и использования категории маржинальной прибыли, используется методика деления производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные.

Маржинальная прибыль включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.

При помощи маржинального  анализа имеется возможность:

1) точнее исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли, эффективнее

управлять процессом формирования и прогнозирования величины прибыли;

2) установить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

3) определить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

4) рассчитать  необходимый объем продаж для  получения заданной величины  прибыли;

5) обосновать  наиболее оптимальный вариант  управленческих решений.

Те же факторы, которые оказывают влияние на прибыль от продаж, влияют и на рентабельность продаж.

Подведем итоги по данной главе. Прибыль - конечный результат деятельности любого коммерческого предприятия. Для нормального функционирования организации в условиях рыночной экономики организации важно поддерживать необходимый уровень прибыльности, проводить своевременный и эффективный анализ для выявления динамики и факторов, повлекших за собой изменение прибыли. При анализе прибыли используют следующие методы:

    1. Горизонтальный и вертикальный анализ (анализ динамики и структуры прибыли);
    2. Маржинальный анализ (изучаются соотношения показателей: издержек, объема производства и реализации продукции, прибыли и их прогнозными значениями);
    3. Факторный анализ (в процессе факторного анализа выявляется влияние следующих факторов: выручка от реализации продукции, фактор цен, себестоимость продукции,  управленческие расходы).

 

3. Показатели рентабельности, их  динамика и факторный анализ.

3.1 Понятие рентабельности  и ее основные показатели

Показатели рентабельности используют для оценки хозяйственно-финансовой деятельности, анализа результативности и эффективности производства отдельных видов и всей продукции. Эти показатели более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования. Их обычно принимают для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Рентабельность — относительный показатель, который определяет уровень доходности бизнеса, характеризует эффективность работы в целом по предприятию, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и др.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина показывает соотношение эффекта с наличными и потребленными ресурсами.

Рентабельность продаж — отношение чистой прибыли компании к чистому объему продаж, характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли предприятие имеет с рубля продаж.

Рентабельность операционного  капитала — отношение прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов к среднегодовой сумме операционного капитала; характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе.

 Рентабельность совокупного капитала — отношение брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала.

Динамику перечисленных показателей  рентабельности изучают в процессе анализа, сравнивают выполнение плана по их уровню. Проводят межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) — отношение прибыли от реализации до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции, коэффициент показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат) зависит от трех факторов первого порядка:

1) изменения структуры реализованной продукции;

2) себестоимости реализованной продукции;

3) средних цен реализации продукции.

3.2 Факторный анализ рентабельности

Факторный анализ рентабельности проводится по каждому виду товарной продукции, чтобы определить, какие виды продукции на предприятии являются более доходными, как изменился уровень рентабельности, какие факторы на это повлияли.

Рассчитывают причины изменения уровня средних цен по способу пропорционального деления и определяют их влияние на уровень рентабельности, который изучается в процессе анализа. Определяют, по каким факторам изменилась себестоимость единицы продукции, также определяют их влияние на уровень рентабельности.

Факторный анализ рентабельности капитала — это общая сумма брутто-прибыли, она зависит от:

1) объема реализованной продукции;

2) ее структуры;

3) себестоимости продукции;

4) среднего уровня цен;

5) финансовых результатов от  прочих видов деятельности, не  связанных с реализацией продукции.

Взаимосвязь данных факторов с уровнем  рентабельности совокупного капитала изучают с помощью модели факторного анализа и резервов увеличения суммы прибыли, в которые входят:

  1. увеличение объема реализации продукции. Для определения данного резерва необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида;
  2. снижение себестоимости товарной продукции. Подсчет резерва осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста;
  3. повышение качества товарной продукции. При подсчете резерва плановое изменение удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену надлежащего сорта, затем результаты суммируются, а полученное изменение средней цены умножается на планируемый объем реализации продукции с учетом резерва его роста;
  4. реализация продукции на более выгодных рынках сбыта. Затем обобщают все выявленные резервы роста прибыли по каждому виду продукции и в целом по предприятию. Основные источники повышения уровня рентабельности продукции — увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение ее себестоимости.

На изменение суммы налогооблагаемой прибыли влияют факторы, формирующие величину прибыли от обычной деятельности, а также следующие показатели:

1) внереализационных финансовые результаты;

2) проценты к уплате;

3) прибыль от ценных бумаг;

4) льготы по налогу на прибыль и др.

Рентабельность продукции исчисляется для всей реализованной продукции, производимой товарной продукции или для определенных изделий. Уровень рентабельности может быть определен в двух вариантах: как отношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к выручке от реализации (без НДС) или к себестоимости этой продукции.

Сравнительный анализ подобных показателей позволяет оценивать эффективность производственной деятельности, выработать наиболее выгодные направления деловой активности, рационально изменить структуру ассортимента, определять наиболее привлекательные объекты для инвестирования. Изучение тенденций показателей рентабельности в динамике дают возможность определить способность предприятия совершенствовать свою производственную деятельность, удерживать и укреплять свои позиции в данной сфере рынка.

Для обобщающей оценки эффективности  использования вложенных в предприятие средств важное значение имеют показатели рентабельности предприятия. В качестве таких показателей могут рассчитываться: отношение балансовой прибыли к средней стоимости основных производственных фондов, нематериальных активов и затрат или отношение балансовой прибыли к средней стоимости всех активов баланса.

В обобщенном виде показатель рентабельности предприятия может быть представлен  виде отношения прибыли к активам (фондам) предприятия.

К числу таких факторов, воздействующих на показатель рентабельности предприятия, относятся рентабельность реализованной продукции и показатель фондоотдачи. Влияние этих факторов обычно исследуется в динамике.

Себестоимость по отношению к ценообразованию  должна рассматриваться в тесной связи с состоянием цен на рынке аналогичной продукции. Если себестоимость продукции предприятия выше, чем цены на рынке, то выводить эту продукцию на рынок нет смысла.

Иногда для завоевания рынка  организация сознательно идет на убытки, а затем, выйдя на рынок, пересматривает свои затраты и разрабатывает мероприятия по их снижению.

Себестоимость продукции, определяемая как совокупность затрат на производство этой продукции и продажу, может служить основой для формирования цены.

Отпускная цена предприятия, с которой  оно могло бы выйти на рынок, может быть вычислена по формуле:

Ц = С + П + С(А)+С(НДС),                                      (3.1)

где Ц— отпускная цена продукции;

С — полная фактическая себестоимость продукции, которая включает в себя производственные затраты и коммерческие расходы;

П—прибыль;

С (А) — сумма акциза, (акциз — налог, которым облагаются товары повышенного спроса);

С (НДС) — сумма налога на добавленную стоимость.

Рентабельность (прибыльность) продукции предприятия определяется величиной полученной прибыли при реализации. Рентабельность продукции (работ, услуг) предприятия можно определить коэффициентом рентабельности, он рассчитывается по формуле:

к = П/С*100%                                                        (3.2)

Рентабельность авансового капитала и рентабельность собственного капитала относятся к основным показателям рентабельности. Их экономическая сущность заключается в том, сколько прибыли приходится на 1 руб. авансированного (собственного) капитала, причем при расчете используется прибыль отчетного периода или чистая прибыль. Если анализировать рентабельность в пространственно-временном аспекте, нужно учесть особенности этих показателей:

1) коэффициент рентабельности  продукции определяется результативностью работы отчетного периода и связан с временным аспектом деятельности предприятия, а вероятностный и плановый эффект не отражает. Если предприятие переходит на новые перспективные технологии или виды продукции, которые, в свою очередь, требуют больших инвестиций, значение показателей рентабельности временно снижается, но если стратегические пути выбраны верно, то понесенные затраты окупаются, и это снижение рентабельности уже нельзя рассматривать только как негативную тенденцию;

2) существующая проблема риска  — это еще одна особенность, потому что управленческие решения постоянно связаны с выбором между получением высокой прибыли, хотя бы и ценой риска, и коэффициентом финансовой зависимости, ведь чем выше его значение, тем более рискованным, с позиции акционеров и кредиторов, является предприятие;

3) проблема оценки показателя рентабельности собственного капитала — очередная особенность, потому что числитель и знаменатель показателя выражены в денежных единицах разной покупной способности. Числитель отражает сложившийся уровень цен на товары и услуги за истекший период, знаменатель выражается в учетной оценке, которая может существенно отличаться от текущей оценки.

Экономическая целесообразность и  результативность функционирования  предприятия измеряется абсолютными и относительными показателями. Расчет этих показателей осуществляется по чистой прибыли в «Отчете о прибылях и убытках» и данным «Бухгалтерского баланса».

Определить эффективность использования собственного капитала, а также сравнить с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги можно при помощи коэффициента рентабельности собственная капитала. В некоторых случаях он оказывает существенное влияние на уровень котировки акций предприятия и показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками предприятия.

Экономическая рентабельность (рентабельность совокупного капитала) показывает, сколько денежных единиц потребуется предприятию для получения 1 денежной единицы прибыли независимо от источников привлечения этих средств.

Методом, сравнения рентабельности всех активов со среднеотраслевыми коэффициентами определяется уровень конкурентоспособности:

1) фондорентабельность показывает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов;

2) рентабельность основной деятельности показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 руб. затрат;

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия