Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:25, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении методов, динамики и структуры прибыли, в рассмотрении видов прибыли и ее значения для предприятия, изучении основных показателей рентабельности, их взаимосвязи с показателями структуры затрат и их окупаемости.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и значение финансового анализа;
2. Общее понятие прибыли и ее значение для предприятия;
3. Виды прибыли;
4. Методы анализа прибыли;
5. Общее понятие рентабельности;
6. Основные показатели рентабельности;
7. Факторный анализ рентабельности и его особенности.
8. Раскрыть факторы, которые влияют на величину показателей рентабельности.
Введение 3
1. Содержание, методы и цели финансового анализа. 4
1.1. Содержание финансового анализа 4
1.2. Цели и методы финансового анализа 6
2. Анализ состава и динамики прибыли предприятия 9
2.1 Понятие прибыли, ее виды и значение 9
2.2 Анализ прибыли 12
3. Показатели рентабельности, их динамика и факторный анализ. 18
3.1 Понятие рентабельности и ее основные показатели 18
3.2 Факторный анализ рентабельности 19
4. Анализ прибыли предприятия на примере ОАО «Талдом хлеб» 26
Заключение 30
Список литературы 31
3) рентабельность перманентного капитала показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок;
4) период окупаемости собственного капитала показывает число лет, в течение которых полностью окупятся вложения в данное предприятие.
Все эти показатели зависят от многих факторов и существенно изменяются по торговым предприятиям различного профиля, размера, структуры активов и источников средств.
На показатели рентабельности оказывают влияние показатели структуры затрат. Чем больше постоянные затраты тем больше порог рентабельности, тем выше предпринимательский риск, т. к. предприятию требуется больше продать продукции для возмещения своих убытков.
Кроме вышеприведенных коэффициентов рентабельности, различают рентабельность всего капитала, собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений, перманентных средств.
Сопоставление фактических показателей с их допустимыми значениями позволяет сделать вывод о состоянии финансового положения предприятия. В нашей стране эта практика еще отсутствует, поэтому единственной базой для сравнения является информация о величине показателей с предыдущего года.
Удельный вес прибыли в каждом рубле выручки от реализации отражает рентабельность продаж (R1). Этот показатель называется маржей прибыли (коммерческой маржой).
Для внешней оценки результативности финансово-хозяйственной деятельности организации особый интерес представляет фондорентабельность (R5), которая показывает эффективность использования основных активов, и рентабельность основной деятельности, то есть, сколько прибыли от реализации приходится на 1 рубль затрат, однако более информативным бывает анализ рентабельности активов (R4) и рентабельности собственного капитала (R3).
Для того чтобы проанализировать и оценить результаты деятельности организации в целом, ее сильные и слабые стороны, нужно систематизировать показатели, именно таким образом, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на финансовое положение и его компоненты.
Одним из синтетических показателей экономической деятельности организации в целом является рентабельность активов (R4) его еще принято называть экономической рентабельностью, он отвечает на вопрос, сколько прибыли организация получит в расчете на рубль своего имущества. От параметров его уровня зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах.
Результат текущей деятельности анализируемого периода (прибыль) в показателях рентабельности активов (R4) сопоставляется с имеющимися у организации основными и оборотными средствами (активами). Организация может получать прибыль и в последующие периоды деятельности с помощью тех же активов. Главным (на 98%) результативным показателем от реализации продукции (работ, услуг) является прибыль, а также выручка от реализации, вторая прямо связана со стоимостью активов: она складывается из натурального объема и цен реализации, а натуральный объем производства и реализации определяется стоимостью имущества.
Если преобразовать формулу рентабельности активов, введя множитель, то она примет следующий вид:
R4 = (Прибыль отчетного года / Выручка от реализации)* (Выручка от реализации/Средняя стоимость активов)*100% — Рентабельность продаж * Оборачиваемость активов.
R4=(P/B)*(В/(Б-У)) * 100%= R1*d1
Таким образом, можно сказать, что рентабельность активов - показатель, производный от выручки от реализации. Ускорением оборачиваемости активов (ресурсоотдачи) при неизменной рентабельности продаж и росте объема реализации, опережающем увеличении стоимости активов, может повышаться рентабельность активов. Но также при неизменной ресурсоотдачи рентабельность активов может расти за счет роста рентабельности продаж.
Для оценки финансово-хозяйственной деятельности организации за счет разных факторов растет или снижается рентабельность активов, потому что у разных предприятий неодинаковы возможности повышения рентабельности продаж и увеличения объема реализации.
Путем повышения цен или снижения затрат можно наращивать рентабельность продаж, но эти способы временны и недостаточно надежны. Отвечающая целям укрепления финансового состояния последовательная политика организации состоит в том, чтобы увеличивать производство и реализацию той продукции (работ, услуг), необходимость которой определена путем улучшения рыночной конъюнктуры.
Нужно принимать во внимание роль отдельных элементов анализа экономической рентабельности предприятия, но зависимость целесообразно строить не через оборачиваемость элементов, а через оценку структуры капитала в увязке с динамикой его оборачиваемости и рентабельности.
Из формулы показателя рентабельности активов R4 хорошо видны возможные пути повышения экономической рентабельности и пути увеличения прибыльности капитала. Установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования, позволяет показатель рентабельности собственного капитала (R3).
Следует отметить, что факторам, влияющим на рентабельность собственного капитала, присуща отраслевая специфика, о которой не следует забывать, проводя анализ. Так, показатель ресурсоотдачи (d1) может иметь относительно невысокое значение при высокой капиталоемкости? Показатель рентабельности продаж (R1) при этом будет высоким. Только в организациях, имеющих стабильное и прогнозируемое поступление денежных средств за свою продукцию (работы, услуги), может быть относительно низкое значение коэффициента финансовой независимости, это же относится к организациям, имеющим значительную долю ликвидных активов.
Поэтому организация может делать ставку на тот или иной фактор повышения рентабельности капитала в зависимости от отраслевой специфики, а также финансово-хозяйственных условий.
Важной особенностью показателей рентабельности является то, что они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина показывает соотношение эффекта с наличными и потребленными ресурсами. Факторный анализ рентабельности проводится по каждому виду товарной продукции, чтобы определить, какие виды продукции на предприятии являются более доходными, как изменился уровень рентабельности, какие факторы на это повлияли. При проведении факторного анализа выделяют:
На показатели рентабельности оказывают влияние показатели структуры затрат. Сопоставление фактических показателей с их допустимыми значениями позволяет сделать вывод о состоянии финансового положения предприятия.
Для анализа прибыли используем пример предприятия ОАО «Талдом хлеб», по данным которого рассмотрим факторный анализ показателя прибыли. Для этого на основе данных отчета о прибылях и убытках (табл.1) составляется следующая таблица (данные приведены в тыс. руб.) (табл. 2).
Таблица 1
Отчет о прибылях и убытках
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб. |
65 000 |
75 000 |
Себестоимость продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
44 000 |
49 000 |
Операционные доходы, тыс. руб. |
7 250 |
3 740 |
Операционные расходы, тыс. руб. |
13 450 |
22 500 |
Налог на прибыль, тыс. руб. |
3 700 |
1 810 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
14 800 |
7 240 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
11 100 |
5 430 |
Прибыль от обычной деятельности |
11 100 |
5 430 |
В том числе: |
156 300 |
157 460 |
Запасы |
50 000 |
53 000 |
Дебиторская задолженность со сроком погашения более 12 месяцев |
500 |
1 000 |
Дебиторская задолженность со сроком погашения менее12 месяцев |
100 000 |
100 000 |
Краткосрочные финансовые вложения |
1 000 |
500 |
Денежные средства |
3 000 |
2 600 |
Капитал и резервы |
114 100 |
115 430 |
Долгосрочные обязательства |
||
Краткосрочные обязательства |
10 000 |
9 000 |
В том числе: |
86 500 |
90 500 |
Займы и кредиты |
63 000 |
48 000 |
Кредиторская задолженность |
19 680 |
40 000 |
Таблица 2
Факторный анализ показателей прибыли
Показатели |
Код строки |
За отчетный период |
Уд. вес в выручке отчетного периода, % |
За базисный период |
Уд. вес в выручке базисного периода, % |
Абсолютное отклонение уд. весов |
Отклонение уд. весов |
Выручка от реализации (без НДС) |
010 |
75 000 |
100,0 |
65 000 |
100,0 |
10 000 |
- |
В том числе: от продажи продукции |
011 |
62 000 |
82,7 |
52 000 |
80,0 |
10 000 |
2,7 |
товаров |
012 |
9 000 |
12,0 |
10 000 |
15,4 |
-1 000 |
-3,4 |
услуг промышленного характера |
013 |
4 000 |
5,3 |
3 000 |
4,6 |
1 000 |
0,7 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
020 |
49 000 |
65,3 |
44 000 |
67,7 |
5 000 |
-2,4 |
Коммерческие расходы |
030 |
3 900 |
5,2 |
500 |
0,8 |
3 400 |
4,4 |
Управленческие расходы |
040 |
2 200 |
2,9 |
250 |
0,4 |
1 950 |
2,5 |
Прибыль (убыток) от продаж |
050 |
19 900 |
26,5 |
20 250 |
31,2 |
-350 |
-4,7 |
Проценты к получению |
060 |
1 300 |
1,7 |
2 500 |
3,8 |
-1 200 |
-2,1 |
Проценты к уплате |
070 |
14 5000 |
19,3 |
10 200 |
15,7 |
4 300 |
3,6 |
Доходы от участия в других организациях |
080 |
500 |
0,7 |
450 |
0,7 |
50 |
- |
Прочие операционные доходы |
090 |
640 |
0,9 |
3 900 |
6,0 |
-3260 |
-5,1 |
Прочие операционные расходы |
100 |
1 600 |
2,1 |
1 400 |
2,1 |
200 |
- |
Внереализационные доходы |
120 |
1 300 |
1,7 |
400 |
0,6 |
900 |
1,1 |
Внереализационные расходы |
130 |
300 |
0,4 |
1 100 |
16,9 |
-800 |
-16,5 |
Прибыль (убыток) до налоогообложения |
140 |
7 240 |
9,7 |
14 800 |
28,8 |
-7 560 |
-13,1 |
Налог на прибыль |
150 |
1 810 |
2,4 |
3 700 |
5,7 |
-1 890 |
-3,3 |
Прибыль (убыток) от обычной деятельности |
160 |
5 430 |
7,2 |
11 100 |
17,1 |
-5 670 |
-9,9 |
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) |
190 |
5 430 |
7,2 |
11 100 |
17,1 |
-5 670 |
-9,9 |
Из данной таблицы видно, что наиболее значимым фактором, влияющим на прибыль организации за отчетный период, является сумма выручки (нетто) от реализации. Она зависит от количества проданной продукции (товаров, услуг), а также от цены, по которой осуществлялась реализация.
При оценке влияния суммы выручки на прибыль организации необходимо учитывать инфляцию. Для этого используют индекс цен.
Пусть в отчетный период из-за инфляции цены выросли по сравнению с базисным годом на 15%. Тогда индекс цен Iц = (100% + + 15%)/100% =1,15.
Рассчитав индекс цен, определим выручку от продаж в отчетный период в ценах, сопоставимых с ценами базисного периода в/Всц= в/Ic, где в — сумма выручки в отчетный период. Рассчитаем в соответствие с нашими данными: Всц = 75 000/1,15 =65 217,39 тыс. руб.
Следовательно, за счет роста цены выручка от продаж увеличилась на Вц = в - Всц = 75 000 - 65 217,39 = 9 782,61 тыс. руб.
Определим изменение суммы выручки, за счет увеличения количества реализованной продукции (Вп): Вп = Всц - В6 = 65 217,39 - 65 000 = 217,39 тыс. руб., где Вб — выручка базисного периода.
Инфляция приводит не только к увеличению выручки — одновременно растут затраты на сырье, материалы, комплектующие, топливо, электроэнергию, оплату труда работников, т.е. увеличивается себестоимость продукции. С другой стороны совершенствование организации и управление производством, внедрение новой техники и оборудования ведут к снижению производственных затрат.
Оценим влияние инфляции на себестоимость продукции. Для этого определим с помощью индекса цен Iц ее значение в сопоставимых ценах базового периода (Сц): Сцс = с/Iц = 49 000 /1,15 = 42 608,70 тыс. руб.
Таким образом, увеличение себестоимости за счет роста цен в отчетном году составило:
Сц = 49 000 - 42 608,70 = 6391,30 тыс. руб.
Фактически в ценах базисного периода себестоимость реализованной продукции в отчетном году снизилась на величину:
44 000 - 42 608,70 = 1391,30 тыс. руб.
Приведенные ниже результаты расчетов на основании данных вышеприведенной таблицы показывают, что, несмотря на увеличение в отчетном году выручки от продажи продукции как за счет роста цен, так и за счет увеличения количества реализованной продукции, снижение себестоимости в сопоставимых ценах базисного года, общая сумма прибыли от продаж уменьшилась. Это произошло за счет роста коммерческих и управленческих расходов.
Таблица 3
Показатель-фактор сумма, тыс. руб.
Сумма проданной продукции (работ, услуг) |
217,39. |
Изменение цен на реализованную продукцию |
9782,61 |
Изменение себестоимости в сопоставимых ценах |
1391,30 |
Доходы от участия в других организациях |
50,00. |
Коммерческие расходы |
3 400,00 |
Увеличение себестоимости за счет роста цен в отчетном году |
6 391,30 |
Управленческие расходы |
1 950,00 |
Прибыль от продаж |
350,00 |
Проценты к получению |
1 200 |
Проценты к уплате |
4 300 |
Прочие операционные доходы |
3 260,00 |
Внереализационные доходы |
900,00 |
Прочие операционные расходы |
200,00 |
Внереализационные расходы |
800,00 |
Изменение прибыли |
5 670,00 |
Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия