Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение экономической эффективности производства молока в сельскохозяйственном предприятии и выявление путей их повышения.
В ходе работы определены следующие задачи:
- изучение теоретических основ прозводства и реализации продукции;
- краткая характеристика деятельности СПК «Верхтаркский»;
- анализ современного состояния производства молока в хозяйстве;
- анализ реализации молока в хозяйстве;
- выявление резервов увеличения производства молока;
- оценка предлагаемых мероприятий.
Введение
Глава 1. Теоретические основы эффективности производства и реализации молока
1.1 Сущность и значения молочной продукции
1.2 Сущность, виды и показатели экономической эффективности производства молока
1.3. Основные каналы реализации продукции
Глава 3. Анализ производства и реализации молока в СПК «Верхтаркский»
3.1 Анализ производства молока в СПК «Верхтаркский»
3.2. Анализ реализации молока в СПК «Верхтаркский»
3.4 Оценка эффективности рекомендуемых мероприятий при производстве молока
Выводы и предложения
Внутри хозяйства реализация молока возможна лишь в небольших объемах.
Результат реализации в государственные фонды зачастую зависит от того, предоставляются дотации государством или нет.
Отсюда и вытекает необходимость переработки молока внутри колхоза, за счет чего можно расширить ассортимент продукции. Плюс оказывает влияние и большое число производителей, более широкие границы рынка, а так же то, что молоко реализуется напрямую потребителю, минуя дополнительные уровни распределения.
Специфика сельскохозяйственного производства практически не позволяет обеспечить товарность продукции, равную 100%, но одна из важных задач сельского хозяйства – сократить неоправданное использование продукции внутри хозяйства. Т. к. затраты, произведенные на эту продукцию переносятся на продукцию, продаваемую хозяйством, что повышает, в свою очередь, себестоимость продукции и снижает прибыль, получаемую хозяйством от реализации товарной продукции. Практически вся продукция растениеводства остается в хозяйстве в виде кормов, которые занимают в структуре себестоимости животноводческой продукции около 70%.
Отрасль животноводства отличается высокой товарностью. Большая часть продукции реализуется по каналам реализации. При анализе использовании молока необходимо рассмотреть основные направления использования, влияющие на товарность продукции.
3.3 Основные направления повышения производства и реализации молока
Основным источником резервов увеличения производства продукции в животноводчестве является увеличение продуктивности животных.
Основным источником роста продуктивности животных является повышение уровня их кормления и сокращение сервис и сухостойного периодов.
Таблица 9
Резерв увеличения продукции за счет повышения уровня использования кормов
Показатели Вид продукции: молоко 1.Фактический выход продукции, ц 897 2.Плановый выход кормов на 1ц. продукции, ц к ед. 1,12 3.Расход кормов на фактический выход продукции по плановым нормативам, ц к ед. 648,6 4.Фактический расход кормов , ц к ед. 656,8 5.Перерасход кормов, ц к ед. 8,2 6.Возможный дополнительный выход продукции. ц. 9,2 7.Средняя цена реализации. 1 ц. руб. 570 8.Выручка от дополнительно полученной продукции. тыс.руб. 5244
Анализ данной таблицы показал, что перерасход кормов в 2007 году составляет 8,2 ц/ед, а это значит, что возможен дополнительный выход продукции, который составил 9,2 ц, что в свою очередь дает возможность получить выручку в размере 5244 рублей.
Рассмотрим следующий источник роста продуктивности животных – увеличение продукции за счет сокращения сервис-периода.
Таблица 10
Резерв увеличения продукции за счет сокращения сервис-периода
Вид продукции Среднего-довое поголовье коров Период дней Недобор продукции, ц. факт Возмо-жный Умень-шение В натуре От всего поголовья в ценах фактической реализации, тыс.руб. За 1 день От всего пого-ловья Сервис-период молоко 103 69 90 11 0,7 46,5 27,9 Сухостойный период молоко 103 120 60 60 0,3 26,7 16,04
Анализ таблицы показал, что при уменьшении сервис-периода на 11 дней, предприятие дополнительно может получить 45,5 ц молока, а в ценах фактической реализации 27,9 тысяч рублей. При уменьшении сухостойного периода на 60 дней, дополнительный выход составил бы 26,7 ц, или 16,04 тысяч рублей.
Рассмотрим следующий источник роста продуктивности животных – увеличение продукции за счет снижения яловости маточного поголовья.
Таблица 11
Резерв увеличения продукции за счет снижения яловости маточного поголовья
Вид животных Численность яловых коров Получаемая продукция Недобор продукции от 1 головы, ц от всего поголовья, ц от всего в ценах фактической реализации, тыс. руб. Коровы 15 молоко, ц 13,3 199,5 119,7 телята, гол. 2 47 Всего 15,3 246,5 119,7
Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что резервы увеличения продукции за чет ликвидации яловости маточного поголовья составляют 119,7 тыс. рублей.
Проведем обобщение выявленных резервов по увеличению производства продукции животноводства и сведём в таблицу.
Таблица 12
Источники резервов увеличения продукции
Виды источников резервов Молоко, ц.
Изменение продуктивности
- сокращение сервис-периода
46,5 - сокращение сухостойного периода 26,7 - снижение яловости поголовья 199,5 Улучшение использования кормов 9,2 Всего резервов 281,9 Цена реализации 1 ц., тыс.руб. 0,6 Стоимость дополнительной продукции. тыс.руб. 169,1
При обобщении выявленных резервов по увеличению производства продукции получили дополнительной продукции от всего поголовья коров 281,9 ц, что в ценах фактической реализации будет составлять 169,1 тысяч рублей.
3.4 Оценка эффективности рекомендуемых мероприятий при производстве молока
На экономическую эффективность производства влияют следующие показатели: себестоимость продукции, прибыль и рентабельность.
Следовательно, достижение экономической эффективности производства происходит при снижении себестоимости продукции, увеличении прибыли и повышении уровня рентабельности.
Одним словом главным резервом снижения себестоимости является увеличение объема производства. Данный резерв рассчитывается по формуле:
Р С = Св – Сф = Зф + Здоп Зф
VВПф + Р↑VВП VВПф
Сф – фактический уровень себестоимости 1 ц продукции;
Св – возможный уровень себестоимости 1 ц продукции;
Зф – фактические затраты на производство продукции;
Зд – дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения производства продукции;
VВПф – фактический объем производства продукции;
Р↑VВП – резерв увеличения производства продукции.
Так как при увеличении объема производства хозяйство несет дополнительные затраты на освоение резервов, прежде всего необходимо определить именно уровень дополнительных затрат:
Зд = Р↑VВП * З переменные
При общем уровне переменных затрат, равном 511 тысяч рублей на 1 ц молока их приходится 249 рублей.
Тогда дополнительные затраты будут составлять:
Зд = 169,1 * 0,249 = 42,1 тыс.руб.
Теперь можно рассчитать резерв снижения себестоимости:
Р С = (511+42,1) / (897+169,1) – (511/897) = 0,519-0,570 = -0,051 тыс.руб. = -51 руб.
Таким образом, за счет увеличения объема производства молока себестоимость 1 ц снизится на 51 рубль. После определения резерва снижения себестоимости можно рассчитать резерв роста суммы прибыли за счет снижения себестоимости:
Р↑Пс = Р С * (VВПф + Р↑ VВП)
Р↑Пс = 51 *( 897+169,1) = 9,5 тыс. руб.
Итак, за счет увеличения объема производства молока себестоимость 1 ц снизится на 51 рубль. Изменение суммы прибыли за счет снижения себестоимости составит 9,5 тыс. рублей.
Теперь необходимо определить, на сколько предложенные резервы увеличивают уровень рентабельности. Основными источниками повышения уровня рентабельности являются: увеличение прибыли и снижение себестоимости.
Для подсчета резерва используют следующую формулу:
Р↑ R = Rв – Rф = Пф + Р↑П * 100 – Rф
VРПв*Св
Где, Р↑R – резерв увеличения уровня рентабельности, %
Rв и Rф – возможный и фактический уровень рентабельности, %.
Р↑ R = (64+9,5) / (750,3*0,46) * 100 –20,4=21,3-20,4 = 0,9 %
Таким образом, уровень рентабельности повысился на 0,9 %.
Обобщим рассчитанные резервы и предоставим их в следующей таблице.
Таблица 13
Экономическая оценка эффективности предлагаемых мероприятий в молочном скотоводстве
Показатели 2007 г С учетом резервов Себестоимость 1 ц. молока в руб. 513 462 Уровень рентабельности в % 20,4 21,3
Анализ данной таблицы показывает, что себестоимость 1 ц молока в 2007 году составила 513 рублей, а с учетом резервов она снизилась до 462 рублей, уровень рентабельности в 2007 году был равен 20,4 %, с учетом резервов повысился до 21,3 %.
Выводы и предложения
На основе вышеизложенной информации можно сделать следующие выводы.
1.
2.
3.
4.
5.
Перерасход кормов в 2006 году, составил 8,2 ц. к. ед., а это значит, что возможен дополнительный выход продукции, который составит 9,2 ц, что в свою очередь дает возможность получить выручку в размере 5244 тысяч рублей.
При уменьшении сервис-периода на 11 дней, предприятие дополнительно может получить 46,5 ц молока, а в ценах фактической реализации 27,4 тысяч рублей. При уменьшении сухостойного периода на 60 дней, дополнительный выход продукции составил бы 26,7 ц, или 16,04 тысячи рублей.
За счет увеличения объема производства молока себестоимость 1 ц снизится на 51 рубль. Изменение суммы прибыли за счет снижения себестоимости составит 9,5 тыс. рублей.
Себестоимость 1 ц молока составила в 2007 году – 513,24 рубля, а с учетом резервов она снизится до 462,14; уровень рентабельности в 2007 году составил 20,4 %, с учетом резервов повысится на 0,9 %.
Список литературы
1. Гибадуллина Ф.С., Шакиров Н.Г., Зарипова Л.П. Продуктивность культурных пастбищ и влияние их на физиологическое состояние коров и качество продукции. // Кормопроизводство. – 2006. - № 5. – стр. 6-9.
2. Губина О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Практикум: учеб. Пособие / О.В. Губина, В.Е. Губин. – М.:ИД «ФОРУМ»:ИНФРА-М, 2007.
3. Данкверт А, Шишкин Г. Экономическая эффективность производства молока и пути ее повышения в России. // Молочное и мясное скотоводство. – 2007. - № 5. – стр. 1 – 5.
4. Захаров Ю. Состояние и возможности развития АПК // Экономист, 2008 № 2.
5. Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Н.Е. Зимин, В.Н.Солопова. – М.:КолосС, 2005.
6. Кастронов Н. Эффективность и конкурентоспособность молочного скотоводства. // Молочное и мясное скотоводство. – 2006. - № 7. – стр. 2–4.
7. Камышев А. Основные факторы роста производства молока. // Молочное и мясное скотоводство. – 2007. - № 7. стр. 8 – 9.
8. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л.Т. Гиларовская и др. - М.: ТК Велби; Проспект, 2007.
9. Матвеев А.М. Состояние молочного скотоводства и пути повышения его эффективности. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2007. - № 11. стр. 17-19.
10. Николаева И.П. Экономический словарь / И.П. Николаева И.П. // Проспект. – М., 2008. – 157 с.
11. Основные показатели развития крестьянских хозяйств Новосибирской области в 2007 году // Статистический сборник. – Новосибирск, 2008.
12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. – Минск: Новое знание, 2005.
13. Суркова Л. Совершенствование системы видения молочного скотоводства. // Молочное и мясное скотоводство. – 2007. -№ 3. – стр. 13-16.
14. Суровцев В.Н. Эффективность производства молока в сельскохозяйственных предприятиях. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 5. - стр. 36-38.
15. Учаева Г., Столярова О. Резервы увеличения производства молока в Пензенской области. // Молочное и мясное скотоводство. – 2007. - № 5. – стр. 7-9.
16. Фицев А.И., Григорьев Н.Г., Гаганов А.П. Влияние уровня производительности на экономику отрасли молочного скотоводства. // Кормопроизводство. – 2008. - № 5. – стр. 2-5.
17. Шафронов Э. Эффективность производства и факторы её роста. // АПК: Экономика, управление. – 2007. - № 4. – стр. 52-58.
18. Шелковников Н. Совершенствование экономического механизма аграрных отношений // АПК: экономика, управление, 2006, №12, - с.30
19. Чечулин Л.Н. Особенности оценки экономической эффективности сельскохозяйственного производства. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2007. - № 1. – стр. 23-24.