Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение экономической эффективности производства молока в сельскохозяйственном предприятии и выявление путей их повышения.
В ходе работы определены следующие задачи:
- изучение теоретических основ прозводства и реализации продукции;
- краткая характеристика деятельности СПК «Верхтаркский»;
- анализ современного состояния производства молока в хозяйстве;
- анализ реализации молока в хозяйстве;
- выявление резервов увеличения производства молока;
- оценка предлагаемых мероприятий.
Введение
Глава 1. Теоретические основы эффективности производства и реализации молока
1.1 Сущность и значения молочной продукции
1.2 Сущность, виды и показатели экономической эффективности производства молока
1.3. Основные каналы реализации продукции
Глава 3. Анализ производства и реализации молока в СПК «Верхтаркский»
3.1 Анализ производства молока в СПК «Верхтаркский»
3.2. Анализ реализации молока в СПК «Верхтаркский»
3.4 Оценка эффективности рекомендуемых мероприятий при производстве молока
Выводы и предложения
Интенсификация земледелия в данном хозяйстве требует самого широкого внедрения зональной технологии возделывания сельскохозяйственных культур с учетом местных почвенно-климатических и материально-технических ресурсов.
Размер и структура сельскохозяйственной продукции характеризует специализацию и размер выручки. Специализация любого хозяйства рассчитывается через коэффициент товарного сосредоточения, который находится по формуле:
где Yt – удельный вес товарной продукции в %;
n – порядковый номер при ранжировании удельного веса.
Выводы о специализации данного хозяйства можно сделать поданным таблицы 1.
Таблица 1
Расчет коэффициента товарного сосредоточения
Вид продукции Выручка от реализации, тыс. руб.
Уд. вес, % (Yt)
n
Yt(2n-1)
2005 г. 2006 г. 2007 г. в среднем Пшеница 394 854 659 635,7 56,4 1 56,4 Прочая продукция 87 69 73 76,3 6,8 4 47,6 Продукция растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде 24 19 14 19 1,7 5 15,3
Итого по растениеводству
505
942
746
731
64,8
х
х
Мясо КРС 114 97 107 106 9,4 3 47 Молоко 392 380 378 383 34,0 2 120,3 Прочая продукция 16 12 13 13,7 1,2 6 13,2
Итого по животноводству
427
389
498
(исправл. ошибка)
498
44,1
х
x
Всего по хозяйству 932 1331 1121 1128 100 х 299,8
Из таблицы 1 видно, что хозяйство имеет ярко выраженную специализацию по производству продукции растениеводства (64,8%), причем основная доля по объемам производства приходится на производство зерна (56,4%).
Об удельном весе продукции животноводства можно сделать следующие выводы. Основная часть производства продукции этой отрасли производства данного хозяйства приходится на производство молока (40,1%).
После предварительных расчетов находим коэффициент специализации по вышеуказанной формуле и получаем результат 0,3. Учитывая, что значение коэффициента специализации может колебаться от 0 до 1, можно сделать вывод о том, что хозяйство имеет средний уровень специализации.
Таблица 2
Размер сельскохозяйственного производства предприятия
Показатели годы 2007г. в % к 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 1 2 3 4 5 6 1. Стоимость валовой продукции, тыс.руб. 236 214 178 75,4 83,2 2. Произведено, ц. - молоко 973 952 897 92,2 94,2 - мясо 525 437 230 43,8 52,6 - зерно 1803 1756 1698 94,2 96,7 3. Среднегодовая стоимость ОПФ с/х назначения , тыс.руб. 35660 36308 40813 114,5 112,4 4. Среднегодовая численность работников с/х производства, чел. 49 44 41 83,7 93,2 5. Площадь с/х угодий – всего, га. 2679 2679 2679 100 100,0 в т.ч. пашни 1524 1524 1524 100 100,0 6. Среднегодовое поголовье животных - КРС – всего 762 467 317 41,6 67,9 - в т.ч. коров 183 127 103 81,1 89,6
Следует отметить, основным показателем является стоимость валовой продукции и за ряд лет наблюдается изменение. В 2007 году она составляла 178 тысяч рублей, что на 16,8% меньше чем в 2006 году и 24,6% меньше чем в 2005 году. Это связано с уменьшением производства молока.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения за ряд лет изменяется. В 2007 году составляет 40813 тысяч рублей, что на 14,5 % больше, чем в 2005 году и на 12,4 % больше, чем в 2006 году.
Среднегодовая численность работников в динамике лет уменьшалась, так в 2007 году она составляла 41 человек, что на 16,3 % меньше, чем в 2005 году и на 6,8 % меньше, чем в 2006 году. Снижение численности работников на предприятии обусловлено социально-экономическими условиями.
Площадь сельскохозяйственных угодий и площадь пашни за ряд лет не изменилась. Изменения не произошло за счет того, что не происходила трансформация земельных угодий.
Производство молока уменьшилось, так в 2007 году оно составляло 897 ц, что на 7,8 % меньше, чем в 2005 году и на 5,8 % меньше, чем в 2006 году.
Производство мяса в 2007 году составило 230 ц, что на 56,2 % меньше, чем в 2005 году и на 47,4 % меньше, чем в 2006 году.
В общем, представленные показатели, компактность территории хозяйства по расположению полей, животноводческих подразделений и населенных пунктов вблизи их позволили внедрить в СПК «Верхтаркский» цеховую организационную структуру: в хозяйстве сформированы 2 отраслевых цеха: цех животноводства и растениеводства; три обслуживающих: цех механизации, стройцех и кормоцех.
Организационно-правовая форма хозяйства – сельскохозяйственный производственный кооператив. Для регулирования трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений между работодателем ( администрацией) и членами трудового коллектива СПК «Верхтаркский» заключается коллективный договор.
Работодатель (правление, совет директоров, администрация) и профсоюзный комитет не реже двух раз в год с привлечением актива проводят массовые проверки хода выполнения. Должностные лица, виновные в нарушении, не выполнении обязательства по коллективному договору, несут дисциплинарную и административную ответственность в порядке, установленном законодательством.
2.2 Основные экономические и финансовые показатели деятельности предприятия
Основные экономические и финансовые показатели деятельности СПК «Верхтаркский» отражены в таблице 3.
Таблица 3
Основные экономические и финансовые показатели деятельности предприятия за 2005-2007 гг.
Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2007 г. в % к 2005 г. 1 2 3 4 5 1.Закреплено земли, га., в т.ч. 2679 2679 2679 98,5 -площадь посевов 926 912 1030 111,2 2.Валовой выпуск продукции по себестоимости, тыс. руб. в т.ч. 932 1331 1121 120,3 - растениеводства 505 942 746 147,7 - животноводства 427 389 375 87,8 3.Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 1758 1704 1715 97,6 4.Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 2658 2142 1751 65,9 5.Валовая прибыль, тыс. руб. 659 438 411 62,4 6.Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 659 438 411 62,4 7.Прибыль (убыток) до 1532 1171 701 45,8 налогообложения, тыс.руб. 8.Прибыль (убыток) от обычной деятельности, тыс. руб. 1532 1171 701 45,8 9.Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб. 1268 1137 680 53,6 10.Среднесписочная численность 49 44 41 83,7 11.Среднегодовой фонд оплаты труда, тыс. руб. 856 945 1065 124,4 12.Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 4183 4228 4491 107,4 13.Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. 1864 1833 1727 92,7 14.Рентабельность реализованной продукции (основной деятельности), % - продаж 24,8 20,4 2,1 8,5 - до налогообложения 59,8 54,7 40,03 66,9 - чистой прибыли 47,7 53,1 38,8 81,3
По данным таблицы 3 видно, что в 2007 году по сравнению с 2005 годом площадь земли не изменилась, а площадь посевов увеличилась на 11,2%. Это говорит о том, в хозяйстве стали больше использовать свободных полей. Вследствие этого валовой выпуск продукции увеличился на 20,3%. Выручка от реализации за анализируемый период немного уменьшилась, на 2,4%, себестоимость снизилась на 34,1%, из-за чего уменьшилась и валовая прибыль на 37,6%. Чистая прибыль за рассматриваемый период стала меньше на 46,4%.
Среднесписочная численность работников уменьшилась на 16,3%, а среднегодовой фонд оплаты труда увеличился на 24,4%, что говорит о значительном увеличении заработной платы. Среднегодовая стоимость основных средств — увеличилась на 7,4%. Это увеличение произошло за счет новых построек и реконструкции и ремонта старых зданий. Среднегодовая стоимость оборотных фондов сократилась на 7,3%.
За анализируемый период рентабельность предприятия показала плохие результаты. Так, прибыль от продаж уменьшилась на 91,5%, рентабельность чистой прибыли также уменьшилась на 18,7%, рентабельность прибыли до налогообложения на 33,1%.
Глава 3. Анализ производства и реализации молока в СПК «Верхтаркский»
3.1 Анализ производства молока в СПК «Верхтаркский»
Исходным моментом для определения экономической эффективности в молочном скотоводстве является продуктивность коров. Для достижения высокой продуктивности необходимо достаточно полно обеспечивать животных кормами, то есть хозяйство должно обладать достаточно высокой кормовой базой.
Таблица 4
Использование кормовой базы в хозяйстве
Показатели Молоко 2005 г. 2006 г. 2007 г. 1.Среднегодовое поголовье, гол. 183 127 103 2.Выход продукции, ц. 973 952 897 3.Расход кормов – всего, ц. к. ед. 653 712 665 4.Расход кормов на 1 голову, ц. к. ед. 20,4 25,8 29,9 5.Расход кормов на 1 ц. молока, ц. к. ед. 0,8 1,06 1,03 6.Расход кормов по плановым нормам на фактическую продуктивность 1066,5 808,8 727,2 7.Экономия (-). Перерасход (+), ц. к. ед. -682,5 -383,8 -195,2 8.Использование кормов, % 61,2 88 80,4
Анализируя данную таблицу, заметим, что в хозяйстве в 2005, 2006 и 2007 годах наблюдается экономия кормов, а использование кормов в 2007 году составило 80,4 %, что на 19,2 % больше по сравнению с 2005 и на 7,6 % меньше, чем в 2006 году, что составило относительно небольшой процент.
Расход кормов наибольшего значения достиг в 2006 году (712 ц/ед), а затем произошло его стремительное сокращение и к 2007 году он составил 665 ц/ед. В 2006 году экономия кормов составила 195,2 ц/ед, снизившись на 188,60 ц/ед. по сравнению с 2006 и на 487,3 ц/ед по сравнению с 2005 годом.
Что касается затрат на основное стадо, то они оказывают существенное влияние на экономическую эффективность производства и реализации продукции молочного скотоводства.
Таблица 5
Размер и структура затрат на основное стадо
Показатели Производственные затраты, тыс. руб. 2007г. в % к 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. Оплата труда с отчислениями 241 180 94 39,0 52,2 Корма 532 425 384 72,1 90,4 Содержание основных средств 509 629 231 45,4 36,7 Прочие затраты 3 3,8 3,8 126,7 100,0 Всего затрат. в т.ч. 542 567
511
(713)
94,3 90,1 Отнесено на молоко 367 353 314 85,6 89,0 Среднегодовой надой на 1 корову. кг.
1506
(532)
1283
(750)
1436
(871)
95,4 111,9 Себестоимость 1 ц. молока, руб. 136,27 151,48
176,81
(418,06)
129,7 116,7
Из данной таблицы видно, что наибольшие затраты на основное стадо хозяйство произвело в 2006 году, этому свидетельствует и наибольшая себестоимость 1 ц молока, которая составила 151,48 рублей.
Производственные затраты по всем показателям, кроме прочих затрат, в 2007 году уменьшается. В связи с этим увеличилась и себестоимость 1 ц молока на 25,3 руб. по сравнению с прошлым годом.
Среднегодовой надой на 1 корову в 2007 году составил 1436 кг, что на 11,9 % больше, чем в 2006 году и на 4,6 % меньше, чем в 2005 году.
3.2. Анализ реализации молока в СПК «Верхтаркский»
В современных условиях деятельности предприятия реализуется не вся полученная продукция. Часть ее используется на производственные цели. От рационального использования продукции собственного производства зависит, с одной стороны расширение отраслей растениеводства и животноводства, а с другой – рост товарности производства.
Рассмотрим уровень товарности молока за анализируемый период в СПК «Верхтаркский» (таблица 6).
Таблица 6
Уровень товарности молока
Показатели Годы Изменения (+/-) 2007 г. год к 2005г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Валовой надой, ц 973 952 897 -76 Количество реализованного молока, ц 846 808 790 -26 Уровень товарности, % 86,9 84,9 88,1 4,5
Из таблицы видно, что уровень товарности за анализируемый период увеличивается. Так в отчетном году он составил 88,1%, что на 1,2 % выше, чем в 2005 году.
Изменение уровня товарности в основном связано с изменением валового надоя и количества реализованного молока. В СПК «Верхтаркский» на протяжении 2005-2007 годов происходило уменьшение количества реализованного молока, так как в 2006 г. валовое производство уменьшилось, следовательно, и уменьшилось количество реализованного молока. В 2007г. резко сократилось поголовье коров, следовательно, это привело к уменьшению валового надоя, но, все же предприятие старалось продать как можно больше молока (уровень товарности составляет 88,1%). Количество реализуемой продукции находится в прямой зависимости от валового производства молока.
На товарность молока, немаловажное значение оказывает качество производимой продукции: содержание белка, жира, кислотности, бактериальной обсемененности, механической засоренности, сортам, абсолютным выходом масла и белка, наличием ингибирующих и нейтрализующих веществ.
На следующем этапе данной работы рассмотрим экономическую эффективность производства и реализации молока (таблица 7).
Таблица 7
Эффективность производства и реализации молока
Показатели Годы Изменения (+\-) 2007г. года к 2006 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Количество проданного молока, ц 846 808 790 -18 Средняя цена реализации 1 ц, руб. 463,5 470,6 478,6 8 Выручка от реализации, тыс. руб. 392 380 378 -2 Полная себестоимость реализованного молока, тыс. руб. 367 353 314 -39 Прибыль (+), убыток (-) от реализации, тыс. руб. 25 27 64 37 Уровень рентабельности, % 6,8 7,6 20,4 12,8
Из данной таблицы видно, что в отчетном году выручка от реализации молока составила 378 тыс. руб., что на 14 тыс. руб. меньше по сравнению с 2005 годом. Уменьшение размера выручки связано, прежде всего, с сокращением количества реализованного молока в 2007 г. на 18 ц по сравнению с 2006 г.
В СПК «Верхтаркский» молоко производится хорошего качества, так как зачетная масса выше натуральной. В связи с этим увеличивается выручка, дополнительно полученная за счет сдачи молока жирностью выше базисной. Качество молока создается в процессе производства, а учитывается только при реализации и потреблении. Рентабельность является, характеризующим экономическим показателем, определяющим эффективность производства. В нем отражаются результаты затрат не только живого и прошлого труда, но и качество реализуемой продукции, уровень организации, производства и управления.
Молоко используется не только в натуральном виде, но и служит многокомпонентным сырьем для перерабатывающих предприятий. К качеству молока на всех стадиях предъявляют высокие требования. Сохранение его естественных свойств на пути от фермы до потребления дело не легкое, потому что молоко является питательной средой для развития бактерий.
В понятие качества молока включается его биологическая ценность, химический состав, санитарно- гигиеническое состояние, технические свойства. В частности, при заготовке коровьего молока контролируется содержание жира, бактериальная обсемененность, кислотность, чистота, температура. Для хозяйства сейчас большое значение имеет показатель жирности молока. В план сдачи засчитывается молоко с учетом базисной жирности, которая дифференцирована по регионам.
Основным каналом реализации молока для хозяйства является продажа его местному маслозаводу ЗАО «Верх-Тарский».
Процесс реализации молока хозяйством осуществляется с помощью договоров на закупку и доставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.
Производство организуется с единственной целью – реализовать производимый продукт. Реализация продукции с возвращением издержек в денежной форме является завершающим этапом деятельности сельскохозяйственного предприятия.
Таблица 8
Характеристика канала реализации молока
Канал реализации Объем продаж, ц Цена реализации 1ц., руб. Себестоимость 1 ц., руб. Рентабельность, % ЗАО «Маслозавод Верх-Тарский» 741 570,6 513 30,2
В 2007 году в хозяйстве реализовано 741 ц молока по средней цене за 1 ц 570 руб. 60 коп. Себестоимость 1ц молока составила 513 руб. Следовательно, при реализации 1 ц молока хозяйство получило прибыль в размере 57 руб. 6 коп. Рентабельность молока составила 11,2 %, что является средним результатом.
Результат реализации организаций и предприятий зависит от того, какие цены будут установлены ими.