Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 19:37, курсовая работа
В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда технико-экономических показателей, одним из которых является себестоимость. Можно с уверенностью заявить, что этот показатель является одним из наиболее важных. Чем же он так привлекателен? Почему ему так много уделяют внимания? Главными задачами развития экономики на современном этапе является всемерное повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках. Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделятся на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя в первую очередь интересует качество продукции и ее цена. Чем выше первый показатель и ниже второй, тем лучше и выгоднее для покупателя и предприятия. Резервы улучшения этих показателей как раз и заключены в себестоимости продукции.
Введение…………………………………………………………………….......3
1. Теоретическое обоснование экономического анализа себестоимости продукции…………………………………………………... ……………….….6
1.1. Понятие себестоимости, задачи и источники анализ...…………….….…6 1.2. Себестоимость продукции и ее структура………………..……………...1.1. Понятие себестоимости, задачи и источники анализ...…………….….…6 1.2. Себестоимость продукции и ее структура………………..……………....11
1.3. Планирование себестоимости продукции и пути ее снижения………….15
2. Анализ себестоимости продукции на предприятии
ООО «Казань-мебель»……………………………………………………….....23
2.1. Организация затрат себестоимости по переменным расходам на
ООО «Казань-мебель»…………………………………………………………..23
2.2. Анализ себестоимости, исчисленной по переменным затратам и статьям калькуляции……………………………………………………………………..27
2.3. Анализ затрат на 1 рубль продукции……………………………………29
Заключение………………………………………………………………….......33
Список использованных источников………………………………………….35
Внедрение системы "директ-костинг" обеспечило бы более точное определение себестоимости, при котором различные распределения косвенных затрат не искажает данный показатель. При этом лучше вид на окупаемость изделия, что позволяет установить контроль за их рентабельностью. Для повышения контроля за уровнем себестоимости целесообразно было бы сочетать систему "директ-костинг" с элементами нормативного учета, аналогичного западной системе "стандарт-костинг". Реальные возможности интеграции в отечественном учете, нормативного учета и "директ-костинг" открывает счет 37 "Выпуск продукции (работ, услуг). При этом формировалась бы фактическая себестоимость с выделением нормативной себестоимости и отклонение от нее.
Отчет о прибылях и убытках. Табл. 2.
Наименование показателя |
Учет полных затрат |
Учет переменных затрат |
Выручка (нетто) от реализации продукции |
33692 |
33692 |
Себестоимость реализации продукции |
33364 |
16691 |
Коммерческие расходы |
- |
16 |
Управленческие расходы |
- |
14364 |
Прибыль (убыток) от реализации |
328 |
-379 |
При использовании метода учета переменных затрат отчет "О прибылях и убытка" не дает информации о маржинальном доходе, который является важнейшим показателем при использовании данного метода.
Поэтому при внедрении элементов "директ-костинг" в отечественную практику учета затрат было бы целесообразно ввести новую форму отчета "О прибылях и убытках"
В таком отчете четко
видна величина маржинального дохода.
Сумма постоянных затрат разбита
по составляющим элементам, что также
важно для анализа затрат. Помимо
себестоимости реализованной
Финансовый результат от реализации продукции при определении полной себестоимости, рассчитанный по зарубежной методике, отличается от финансового результата, рассчитанного по отечественным принципам. Причина заключается в следующем. В отечественной практике абсолютно все косвенные расходы распределяются между видами продукции и являются составляющими полной себестоимости продукции.
Таким образом, применение элементов "директ-костинг" в отечественном учете затрат, внедрение международного опыта по учету затрат и результатов кардинально меняет отечественную концепцию калькулирования, учета и расчета финансовых результатов, в частности основного финансового результата - от реализации продукции.
2.2. Анализ себестоимости, исчисленной по переменным затратам и статьям калькуляции.
Применение различных методов учета затрат влияет на величину себестоимости продукции и тем самым на величину прибыли. При методе учета переменных затрат на продукт относят только переменную часть производственных расходов, и они распределяются между остатками готовой продукции и себестоимостью реализованной продукции, а все постоянные расходы рассматриваются как затраты, относимые на период времени. Таким образом, себестоимость продукции будет выглядеть следующим образом:
Себестоимость продукции, исчисленная по переменным затратам. Табл. 3.
Статьи затрат |
2009г. |
2010г. |
Изменение % |
Материалы |
8529,2 |
9014,4 |
5,7 |
Комплектующие |
1805,8 |
2160,4 |
19,6 |
Заработная плата основная |
1935,6 |
1989,4 |
2,8 |
Отчисления |
700,5 |
747,6 |
6,7 |
Переменная часть цеховых расходов |
3450,9 |
7267,2 |
110,6 |
Итого себестоимость: |
16422 |
21179 |
29 |
Лежащая в основе "директ-костинг" классификация затрат на постоянные и переменные обуславливает особенности экономического анализа и управления. Одной из этих особенностей организации анализа является анализ взаимосвязи объема производства себестоимости и прибыли на базе данной классификации. Такое деление затрат помогает решить задачу максимизации массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов. Оно также позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить "запас финансовой прочности" предприятия на случай осложнения коньюктуры и других затруднений.
Анализ взаимосвязи
объема производства, себестоимости
и прибыли проводится с помощью
графика и различных
Более широкое распространение как показатель получила себестоимость продукции по калькуляционным статьям затрат. Учет по калькуляционным статьям позволяет определить целевое направление затрат и исчислить себестоимость отдельных видов и единицы продукции. При этом определяются такие показатели, как заводская себестоимость и полная себестоимость.
Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции. Табл. 5.
Статьи затрат |
2009 год |
2010 год |
Изменения | |||
т. руб. |
у. в. (%) |
т. руб. |
у. в. (%) |
т. руб. |
у. в. (%) | |
1. Материалы (за минусом возвратных отходов) |
8529,2 |
32,9 |
9014,4 |
25,3 |
485,2 |
-7,6 |
2. Комплектующие |
1805,2 |
7,0 |
2160,4 |
6,0 |
354,6 |
-1,0 |
3. Заработная плата основных работников |
1935,6 |
7,4 |
1989,4 |
5,6 |
53,8 |
-1,8 |
4. Отчисления |
700,6 |
2,7 |
747,6 |
2,1 |
47,0 |
-0,6 |
5. Цеховые расходы |
7059,7 |
27,2 |
14894,9 |
41,74 |
7835,2 |
14,54 |
6. Потери от брака |
129,7 |
0,5 |
245,1 |
0,7 |
115,4 |
0,2 |
7. Общезаводские расходы |
5775,7 |
22,26 |
6618,2 |
18,52 |
842,5 |
-3,7 |
Заводская себестоимость |
25936,3 |
99,96 |
35670,0 |
99,96 |
9733,7 |
- |
Внепроизводственные расходы |
10,4 |
0,04 |
15,9 |
0,04 |
5,5 |
- |
Полная себестоимость |
25946,7 |
100,0 |
35685,9 |
100,0 |
9739,2 |
- |
Общая себестоимость ООО " Казань-мебель " составила 99,96% полной себестоимости, что говорит о незначительном размере внепроизводственных расходов.
Как видно, себестоимость продукции возросла на 37,5% (35685,9 / 25946,7 * 100); за счет повышения затрат по всем статьям калькуляции. Однако наибольшее влияние имело повышение цеховых расходов: - 80,5% (7835,2 / 9739,2 * 100) от общего увеличения себестоимости. Удельный вес цеховых расходов в полной себестоимости продукции возрос в 1,5 раза (41,74 / 27,2).
Увеличение удельного веса потерь от брака на 0,2% вызвало снижение объема производства на 44,9 тыс. руб. (22428,2 * 0,2%).
In = 100 –78 = 22% - невыполнение плана.
Уровень затрат на изделие снизился только по заработной плате, остальные же статьи затрат вызвали рост полной себестоимости.
2.3. Анализ затрат на 1 рубль выпущенной продукции.
Для характеристики уровня и динамики себестоимости продукции применяется показатель затрат на 1 рубль выпущенной продукции.
Он представляет собой отношение:
A = C; где A – затраты на 1 рубль продукции;
B С – себестоимость продукции;
B – объем производства.
Сопоставлением затрат на 1 рубль продукции за 2009 и 2010 годы определяется направление изменения показателей.
Анализ затрат на
1 рубль выпущенной продукции. Та
Показатели |
2009год |
2010год | ||
При затратах |
В ценах |
фактически | ||
2009года |
2010года | |||
1. Себестоимость продукции, тыс. руб. |
25946,7 |
27269,9 |
26247,7 |
35685,9 |
2. Стоимость продукции, тыс. руб. |
28764,6 |
22428,5 |
22428,5 |
35526,7 |
3. Затраты на 1 рубль продукции |
||||
(ст.1: ст.2) |
0,902 |
1,2159 |
1,1703 |
1,004 |
На изменение затрат на 1 рубль продукции оказывают влияние следующие факторы:
Л = E q * C; где
E q * ц
q – количество произведенной продукции в натуральном выражении;
С – себестоимость единицы продукции;
Ц – оптовая цена единицы продукции.
Влияние изменения структуры ассортимента производства продукции на изменение затрат на 1 рубль продукции определяется разностью между затратами на 1 рубль продукции 2009 года объемов за 2010 год и 2009 год, то есть:
Лд = E q 1 * C 0 - E q 0* C 0 = 1,2159 – 0,902 = + 0,3139
E q 1 * ц 0 E q 0 * ц 0
1 – показатель 2010г.;
2 – показатель 2009г.
Чтобы определить размер влияния изменения затрат в себестоимости отдельных изделий, необходимо из затрат на 1 рубль продукции 2010 года в оптовых ценах 2009 года вычесть затраты на 1 рубль продукции 2009 года фактически выпущенной продукции в 2009 году:
Пс = E q 1 * C 0 - E q 1 * C 0 = 1,1703 – 1,2159 = - 0,0456
E q 1 * ц 0 E q 1 * ц 0
Л (цены на = 1,5911 – 1,1703 = +0,4208
ресурсы)
Л (цены на готовую = 1,004 – 1,5911 = - 0,5871
продукцию)
Сумма влияния всех факторов соответствует общему отклонению затрат на 1 рубль продукции от значения 2008 года:
0,3139 + (-0,0456) + 0,4208 + (-0,5871) = +0,102.
Снижению затрат на 1рубль
продукции способствовали изменения
цен на готовую продукцию и
изменение себестоимости
Исходя из экономического содержания себестоимости продукции показатель затрат на 1 рубль. продукции можно рассчитать по трем простым элементам процесса производства:
Л = С = ЗМ + ЗП + А ; где
ЗМ – материальные
затраты в себестоимости
ЗП – заработная плата с отчислениями на социальное страхование;
A - амортизационные отчисления в себестоимость.
Показатель затрат на 1 рубль продукции выражает совокупность материальности, трудоемкости (зарплатоемкости) и фондоемкости (амортизациоемкости) продукции, а его анализу позволяет разложить общее отклонение фактических затрат на 1 руб. продукции от затрат предшествующего периода по удельному весу отдельных элементов производственного процесса и определить направление поиска резервов снижения затрат. На ООО " Казань-мебель " это будет отражено след. образом.
Л1 = 18758 + 8608 + 3221 + 2912 = 0,526 + 0,331 + 0,082 = 1,0
35526,7
Л0 = 15334,5 + 6059 + 2303,4 + 1464,9 = 0,533 + 0,291 + 0,051 = 0,9
28764,6
Увеличение затрат на 1 руб. продукции было вызвано увеличением трудоемкости и фондоемкости производства. Однако наибольший удельный вес занимают материальные затраты на 1 руб. продукции, что говорит о материальном характере производства.