Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:24, курсовая работа
Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Введение
1. Теоретические основы себестоимости продукции предприятия
1.1 Понятие себестоимости и ее виды
1.2 Калькулирование себестоимости
1.3 Виды анализа себестоимости
2. Анализ себестоимости продукции на примере предприятия «Севмебель»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ себестоимости продукции по экономическим элементам
2.3 Анализ себестоимости по статьям калькуляции
2.4 Анализ затрат на 1 гривну товарной продукции
3. Пути снижения себестоимости продукции предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.
Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.
Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия[4].
Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются прежде всего в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве.
Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.
Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.
Масштабы выявления и использования резервов снижения себестоимости продукции во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях[5].
Для снижения себестоимости можно предложить ряд мер, направленных на изменение основных её элементов. На предприятии больше внимания уделяется материальным затратам, что объясняется высокой материалоемкостью продукции.
Рациональное использование материальных ресурсов - один из важнейших факторов роста объема продаж и снижения себестоимости продукции, а следовательно, и роста прибыли и рентабельности материалы, используемые при производстве продукции, оказывают непосредственное влияние и на качество производимой продукции, и на цены ее реализации.
Материальные затраты, в нашем производстве занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции 87,5%, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.
Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.
Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование техники и технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей[10].
При помощи внедрения новой техники, более рационального использования материальных ресурсов, закупки более дешевых материалов (не влияющих на качество продукции) можно достичь экономии на материальных ресурсах в размере 25%. При этом экономия материальных затрат составит:
Мз = 729090*75% = 546817,5 грн.
Экономический эффект будет равен:
Ээ = 729090-546817,5 = 182272,5 грн.
За счет экономии на материальных ресурсах при внедрении новой техники и технологии, экономия затрат составит 182272,5 грн.
Определим обобщающий показатель материалоемкость продукции. Данный показатель даст нам информацию об эффективном или неэффективном использовании материальных ресурсов предприятия, после внедрения предложенных мероприятий.
Определим сколько будет приходиться материальных затрат на производство единицы продукции предприятия, для этого будем использовать показатель материалоемкости. Материалоемкость определяется путем деления материальных затрат на стоимость продукции.
Фактический объем материальных затрат в 2009 году составил 729090 грн., а стоимость произведенной продукции составила 1046266,4 грн. Как указано выше, затраты на материальные ресурсы, после осуществления мероприятий по снижению затрат, в 2010 году составят 546817,5 грн, следовательно стоимость продукции будет равна 1206630 (при увеличении объема производства до 3000 изделий). Материалоемкость в отчетном 2009 году и планируемом 2010 году составит:
Ме(2009) = 729090/1046266,4 = 0,69
Ме(2010) = 546817,5/1206630 = 0,45
Материалоемкость в 2010 году ниже чем в 2009 году, (0,45-0,69= -0,24) это значит, что после внедрения мероприятий по снижению материальных расходов на продукцию предприятия, использование материальных ресурсов будет еще более эффективнее, чем в отчетном 2009 году.
Рассчитаем влияние на себестоимость продукции предприятия эффективное использование в целом материальных затрат, а также частных показателей для определения резервов снижения себестоимости продукции, а следовательно, к росту прибыли и рентабельности. Оно находится как отношение изменения материальных затрат к товарной продукции планируемого года.
С/сМз = -0,24*1206630 = -289591,2 грн.
Полученный отрицательный результат свидетельствует об эффективном использовании материальных ресурсов, что в конечном итоге приведет к снижению себестоимости продукции и, соответственно, к увеличению прибыли и рентабельности предприятия.
Еще одним из главных резервов снижения затрат на предприятии является повышение объемов производства, которое влияет на уменьшение затрат на единицу продукции, а следовательно, на конечную цену единицы продукции и размер прибыли.
Для того, чтобы добиться снижения затрат на одну гривну товарной продукции, необходимо увеличить объем производства в 2010г. до 1206630грн. (3000 изделий) Экономический эффект в этом случае найдется как:
Ээ = (0,56-0,81)*3000 = -75000 грн.
При увеличении выпуска продукции до 3000шт общие затраты по предприятию на 1 гривну товарной продукции снизятся на - 75000 грн.
В результате реализации предложенных мероприятий по снижению себестоимости продукции, себестоимость к концу планового 2010 года должна снизиться на 20%, за счет улучшения использования материальных ресурсов и увеличения объема производства и продаж изделий.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности работы предприятия, улучшении показателей себестоимости продукции. В качестве основных резервов снижения себестоимости продукции, как и отдельных затрат, могут выступать в данном случае изменение структуры выпуска продукции, от которой очень сильно зависят затраты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью любого предприятия является достижение экономического эффекта от деятельности. Экономический эффект может быть выражен в зависимости от целей создания и деятельности предприятия как через прибыль, так и через достижение каких-либо социальных, экологических и других улучшений. Большинство предприятий стремятся максимизировать прибыль, а это невозможно без анализа себестоимости продукции, отдельных затрат на производство и реализацию продукции, выявления резервов снижения себестоимости и внедрения рекомендаций по снижению затрат на предприятии. Только комплексно анализируя затраты на производство, правильно определяя резервы их снижения, предприятие сможет достичь своей цели и не проиграть своим конкурентам.
В курсовой работе изучена себестоимость продукции и механизм ее формирования, основные направления и пути ее снижения. Себестоимость является одним из важных показателей хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации продукции материальных, природных, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат. Под структурой себестоимости понимается соотношение различных элементов или статей затрат в общей сумме затрат на производство и реализацию продукции.
Предприятию необходимо рассматривать анализ себестоимости как элемент управления производством. Значение анализа себестоимости продукции определяется тем, что она характеризует экономическую эффективность производства, и что только на основе ее всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных затратах трудовых, материальных и финансовых. Анализ себестоимости позволяет дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях.
На предприятии проводится ряд мероприятий по снижению себестоимости для повышения его конкурентоспособности как на внутреннем рынке, так и на внешнем. В основном они направлены на уменьшение материальных затрат.
При осуществлении предложенных мероприятий, предприятие может достигнуть снижения себестоимости на 20%. Уменьшить материальные затраты на производство почти на 185000грн., снизить затраты на 1 гривну товарной продукции на 24 коп.
Для повышения эффективности деятельности предприятия необходимо также проводить мероприятия по снижению затрат на оплату труда за счет более совершенной организации производства и труда. Не должны оставаться без внимания и амортизационные отчисления, уменьшение которых может быть достигнуто в результате изменения объема и структуры продукции, улучшения использования основных фондов.
Внедрение новой техники повышает уровень механизации труда и автоматизации производства, что оказывает существенное влияние на рост производительности труда и, следовательно, на снижение затрат па заработную плату в себестоимости продукции. Себестоимость продукции — один из основных показателей, характеризующий уровень организационно-технического развития предприятий, качество, результаты деятельности, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Анализ себестоимости по статьям затрат дает возможность установить динамику отдельных статей и ее влияние на себестоимость продукции. Результат анализа позволяет видеть, под влиянием каких статей расходов сформировался тот или иной уровень себестоимости, в каких направлениях необходимо вести борьбу за снижение себестоимости.
Наиболее тщательно должны анализироваться непроизводительные расходы и потери. Только повседневный контроль таких расходов и потерь, оперативный анализ факторов, их обусловивших, помогут исключить нерациональные траты живого и овеществленного труда.
Соблюдение режима экономии повышает экономическую эффективность производства, увеличивает прибыль и расширяет возможности материального стимулирования предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Котляров, С.А. Управление затратами: учеб. пособие / С.А. Котляров – СПб.: Бизнес-пресса, 2001. – 210с.
Лазаревич, М.И. Себестоимость продукции на предприятии / М.И. Лазаревич // Экономика. Финансы. Управление. – 2008. - №2. - 35-40.
Раицкий, К.А. Экономика организации (предприятия) / К.А. Раицкий – учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. – 1012 с.
Светов, А.Ф. Резервы снижения себестоимости продукции / А.Ф. Светов // Экономика. Финансы. Управление. – 2008. - №3, с.41-45
Седой, В.М. Порядок определения размера снижения затрат на производство продукции (работ, услуг) / В.М. Седой // Экономика. Финансы. Управление. – 2004. - №9, с.58-64.
Управление затратами на предприятии: учеб. пособие / В.Г Лебедев [и др.]; под общей ред. Г.А. Краюхина - 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Бизнес-пресса, 2003. – 256 с.
Экономика предприятия: учеб. пособие / В.П. Волков [и др.]; под общей ред. А.И. Ильина. – 2-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2004. – 672 с.
Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.Н.Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2008. – 719 с.
Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учеб. для студентов экон. спец. - 4-е изд., доп и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2005.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Мн.: Новое знание, 2007.
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: Инфра-М, 2008.