Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассматриваются различные виды себестоимости продукции, функции, структура, проведен анализ себестоимости продукции на примере ООО "Стройка" по первичным экономическим элементам, по статьям калькуляции, анализ затрат на рубль товарной продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
Глава 1. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ …………………………4
1.1 Понятие и сущность себестоимости …………………………………………..4
1.2 Анализ затрат на рубль товарной продукции ……………………….………..8
1.3 Анализ себестоимости сравниваемой товарной продукции …………..……10
1.4 Анализ себестоимости важнейших изделий …………………………………13
1.5 Анализ прямых материальных затрат ………………………………………..14
1.6 Анализ прямых трудовых затрат ……………………………………………..16
1.7 Анализ косвенных затрат ……………………………………...………………18
1.8 Определение резервов снижения себестоимости продукции ………………21
Глава 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ...24
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия………..…………….…24
2.2 Анализ себестоимости продукции ……………………………………………26
2.3 Расчет показателей …………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……….………………………36

Работа состоит из  1 файл

Анализ себестоимости Стройка.doc

— 357.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3

Глава 1. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ …………………………4

1.1 Понятие  и сущность себестоимости …………………………………………..4

1.2 Анализ затрат  на рубль товарной продукции ……………………….………..8

1.3 Анализ  себестоимости сравниваемой товарной продукции …………..……10

1.4 Анализ  себестоимости важнейших изделий  …………………………………13

1.5 Анализ  прямых материальных затрат ………………………………………..14

1.6 Анализ  прямых трудовых затрат ……………………………………………..16

1.7 Анализ  косвенных затрат ……………………………………...………………18

1.8 Определение  резервов снижения себестоимости  продукции ………………21

Глава 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ...24

2.1 Краткая характеристика  деятельности предприятия………..…………….…24

2.2 Анализ себестоимости  продукции ……………………………………………26

2.3 Расчет показателей …………………………………………………………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……….………………………36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Формирование  рыночной экономики обусловливает  развитие анализа на уровне отдельных  предприятий и их внутренних структурных подразделений, так как эти звенья (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.

    Исследование  экономических процессов начинается с отдельного хозяйственного факта, явления, ситуации, которые в совокупности и представляют хозяйственный процесс, выражающий сущность хозяйственной деятельности в том или ином звене управляемой подсистемы и управляющей системы. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.

    Обращение к теме анализа себестоимости актуально и правомерно потому, что себестоимость является основой определения цен на продукцию. Систематическое снижение себестоимости промышленной продукции - одно из основных условий повышения эффективности промышленного производства. Она оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности. Поэтому формирование издержек производства и обращения, их учет  и планирование имеют важное значение для предпринимательской деятельности предприятия.

    В данной курсовой работе рассматриваются  различные виды себестоимости продукции, функции, структура, проведен анализ себестоимости продукции на примере ООО "Стройка" по первичным экономическим элементам, по статьям калькуляции, анализ затрат на рубль товарной продукции. 
 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ  ПРОДУКЦИИ 

    1.1 Понятие и сущность  себестоимости  

    Выявление роли себестоимости продукции в  условиях применения свободных (договорных) цен имеет существенное практическое значение для всех производственных структур. Предприятия должны самостоятельно планировать свою деятельность, руководствуясь заключенными договорами с поставщиками и покупателями продукции, с учетом конъюнктуры спроса и предложения устанавливать цены на производимую продукцию. [2, c.28]

    Анализ  себестоимости продукции, работ  и услуг имеет большое значение, потому что позволяет определить тенденции изменения затрат производства, выполнение плана по уровню себестоимости, влияние факторов изменения издержек производства и на этой основе дать оценку работы предприятия и установить резервы снижения себестоимости продукции.

    Под себестоимостью продукции, работ и  услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе производства и выполнения работ. [4, c.10]

    В себестоимости находят свое выражение  все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Ее показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы как производства в целом, так и отдельных его служб.

    Анализ  себестоимости проводится по следующим  основным направлениям:

  • анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменения;
  • анализ себестоимости единицы продукции или себестоимости 1 руб. товарной продукции;
  • анализ структуры затрат, ее динамики;
  • факторный анализ себестоимости по статьям калькуляции;
  • факторный анализ динамики сравнимой товарной продукции;
  • анализ себестоимости отдельных изделий;
  • изучение расходов по обслуживанию  производства и управлению;
  • анализ потерь от производственного брака;
  • выявление резервов снижения себестоимости.

    Анализ  себестоимости может проводиться  как ретроспективный, так и оперативный, предварительный, прогнозный.

  • Ретроспективный анализ проводится с целью накопления информации о динамике затрат, факторах их изменения.
  • Оперативный анализ себестоимости (ежедневный или по данным учета за 1,5, 10 дней) направлен на своевременное выявление непроизводительных затрат и потерь.
  • Предварительный анализ себестоимости проводится на этапе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
  • Перспективный (прогнозный) анализ проводится для оценки изменения себестоимости продукции как в целом, так и по отдельным изделиям в связи с изменениями в прогнозируемом периоде на рынке ресурсов. [5, c.102]

    Общая классификация затрат

    Элементы  затрат и статьи калькуляции

    Планирование  и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.

    Группировка затрат по элементам необходима для изучения материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости, фондоемкости и выявления возможностей повышения использования того или иного ресурса. Элементы затрат включают в себя:

  1. материальные затраты;
  2. затраты на оплату труда;
  3. отчисления на социальные нужды (отчисления органам государственного социального страхования, пенсионного фонда, государственного (муниципального) фонда занятости и медицинского страхования от общих затрат на оплату труда);
  4. амортизация основных средств;
  5. прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги (входящие в себестоимость), отчисления во внебюджетные фонды и др.

    Группировка затрат по назначению (статьям калькуляции) указывает на какие цели, куда и в каких размерах израсходованы ресурсы и необходима для определения себестоимости отдельных видов изделий. Основными статьями калькуляции являются:

  1. сырье и материалы;
  2. возвратные отходы (вычитаются);
  3. покупные изделия и полуфабрикаты;
  4. топливо и энергия на технологические цели;
  5. основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;
  6. отчисления на социальное страхование и обязательное медицинское страхование производственных рабочих;
  7. расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и машин;
  8. общепроизводственные расходы;
  9. общехозяйственные расходы;
  10. потери от брака;
  11. прочие производственные расходы;
  12. коммерческие расходы.

    Прямые  и косвенные издержки

    Различают затраты прямые, связанные с производством  определенных видов продукции и прямо относящиеся на тот или иной объект калькуляции, и косвенные, связанные с производством нескольких видов продукции и относимые на объекты калькуляции путем распределения пропорционально соответствующей базе (заработной плате, прямым расходам, производственной площади и т. д.).

    Постоянные  и переменные расходы

    Постоянными называются такие издержки, которые  не изменяются при изменении объема продукции. К ним относятся:

  • расходы на содержание технологического оборудования и производственных зданий;
  • арендная плата;
  • амортизационные отчисления;
  • рентные платежи;
  • страховые взносы;
  • оплата административно-управленческого персонала и др.

    Переменными считаются такие издержки, величина которых меняется в зависимости от объема продукции: затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, заработную плату производственных рабочих и др.

    Явные и неявные издержки

    В рыночной экономике существует классификация  издержек на явные, принимающие форму прямых платежей: зарплата менеджеров, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых и материальных услуг, оплата транспортных расходов и др., и неявные - это альтернативные издержки использования ресурсов. Такие издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей и не отражаются в бухгалтерской отчетности. Например, фирма использует помещение, принадлежащее ее владельцу, при этом она никому ничего не платит. Следовательно, неявные (имплицитные) издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого здания кому-либо в аренду. [11, c.201]

    1.2 Анализ затрат на рубль товарной продукции 

    Анализ  себестоимости проводят по следующим направлениям: [3, c.121]

  1. Анализ динамики и структуры обобщающих показателей себестоимости и факторов её изменения.
  2. Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции.
  3. Анализ себестоимости важнейших изделий.
  4. Анализ прямых материальных и трудовых затрат.
  5. Анализ косвенных затрат.

    Источники информации: данные статистической отчётности, ф.№5-з "Отчёт о затратах на производство и реализацию продукции", данные бухгалтерского учёта: синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, плановые и отчётные калькуляции себестоимости продукции и пр.

    Наиболее  обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим её прямую связь с прибылью, является уровень затрат на 1 рубль товарной продукции:

.

    Непосредственное  влияние на изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции оказывают факторы, которые находятся с ним в прямой функциональной связи: изменение объёма выпущенной продукции, её структуры, изменение уровня цен на продукцию, изменение уровня удельных переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат. Схема факторной системы затрат на 1 руб. товарной продукции представлена на рис.1.

Рисунок 1. Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на рубль товарной продукции

    Влияние факторов первого уровня на изменение  затрат на 1 руб. товарной продукции  рассчитывается способом цепных подстановок  по данным табл.19 и по данным о выпуске  товарной продукции:

    Товарная  продукция:

  1. по плану:

;

  1. фактически при плановой структуре и плановых ценах:

;

  1. фактически по ценам плана:

;

  1. фактически:

;

    Если  затраты на 1 руб. товарной продукции (У3) представить в виде:

Информация о работе Анализ себестоимости продукции