Анализ структуры затрат на производство и реализацию продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение сущности , структуры затрат на производство продукции; роль анализа затрат в экономический деятельности предприятия.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие, состав и классификация затрат на производство;
Проанализировать группировкиу производственных затрат;
Подвергнуть анализу смету затрат на производство и реализацию продукции;
Разобрать основные показатели себестоимости и т.д.
В заключении сделать выводы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Понятие, состав и классификация затрат на производство………………..5
1.1. Расходы, затраты и себестоимость……………………………………..5
1.2. Состав затрат на производство…………………………………………7
1.3. Группировки производственных затрат……………………………...12
1.4. Классификация производственных затрат……………………………13
2. Анализ структуры затрат на производство и реализацию продукции.……19
2.1. Смета затрат на производство и реализацию продукции………..…19
2.2. Управление себестоимостью……………………………………….…..21
2.3. Основные показатели себестоимости…………………………….……24
2.4 Анализ комплексных затрат в себестоимости продукции……………26
Заключение…………………………………………………………………..…28
Список использованной литературы…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 64.53 Кб (Скачать документ)

     Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим  отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском  балансе отдельной статьей как  расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом  организацией (равномерно, пропорционально  объему продукции и др.) в течение  периода, к которому они относятся.

     Зарезервированные затраты еще не наступили фактически, но уже включены и затраты на производство продукции (работ, услуг), т.е. зарезервированы  на плановую (прогнозируемую) сумму  предстоящих затрат.

     Зарезервированные затраты образуют специальные резервы, средства которых по мере необходимости  используются на оплату отпусков, ремонт основных средств, выплату ежегодных  пособий за выслугу лет и пр.

     Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим  отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском  балансе отдельной статьей как  расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом  организацией (равномерно, пропорционально  объему продукции и др.) в течение  периода, к которому они относятся.

     Зарезервированные затраты еще не наступили фактически, но уже включены и затраты на производство продукции (работ, услуг), т.е. зарезервированы  на плановую (прогнозируемую) сумму  предстоящих затрат.

     Зарезервированные затраты образуют специальные резервы, средства которых по мере необходимости  используются на оплату отпусков, ремонт основных средств, выплату ежегодных  пособий за выслугу лет и пр.

 

     

     2. Анализ структуры  затрат на производство и реализацию  продукции 

     2.1. Смета затрат на производство и реализацию продукции 

     Издержками  производства принято называть затраты  живого овеществленного труда на изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг, а также на их реализацию.

     На  практике для характеристики всех издержек производства за определенный период времени применяется термин "затраты  на производство".

     Издержки, относящиеся к выпущенной продукции (выполненным работам, оказанным  услугам) выражаются в показателях  себестоимости. Отсюда следует, что  понятия "затрат на производство" и "себестоимости" неидентичные: определенная часть спланированных или учтенных затрат на производство может быть отнесена на:

  • непроизводственные счета (Счет 08"Вложения во внеоборотные активы", счет 29 "Непромышленные производства и хозяйства" Плана счетов бухгалтерского учета);
  • прирост остатков по счету 97 "Расходы будущих периодов" Плана счетов прирост остатков незавершенного производства, полуфабрикатов и инструментов собственного производства (Счета 20, 23 Плана счетов).

     Различия  показателей затрат и себестоимости  можно увидеть, изучив смету затрат на производство (таб. 1).

     По  таблице:

     Пункт 1 рассчитывается на планируемую номенклатуру и ассортимент изделий (работ, услуг) на основе норм расхода сырья и  материалов, а также заготовительной  себестоимости продукции.

     Пункт 2 рассчитывается на основе планируемой  численности персонала по его  группам (категориям) и средней заработной плате каждой группы.

     Пункт 3 рассчитывается на основе планируемого ФОТ (фонда оплаты труда) и утвержденных нормативов отчислений (ставок единого  социального налога).

     Пункт 4 рассчитывается на основе предполагаемого  движения объектов основных средств, действующих  норм амортизации, с учетом принятого  коммерческой организацией способа  ее начисления.

     Пункт 5 планируется в разрезе отдельных  видов расходов на основе данных за предыдущие периоды и с учетом предполагаемых изменений.

     Пункт 8 сметы может предусматривать  увеличение или уменьшение остатков по счету 97 "Расходы будущих периодов". Увеличение данного показателя означает соответственное уменьшение общей  себестоимости.

     Пункт 17. Планируемая выручка отличается от стоимости продаж.

     Правила расчета показателя "Затраты на 1 рубль стоимости продукции будут  рассмотрены в следующем параграфе.

     Смета себестоимости продаж - важный раздел финансового плана организации. С помощью сметы определяется:

     1. плановая сумма затрат на производство;

     2. планируемый объем продаж;

     3. планируемая себестоимость продаж;

     4. планируемая прибыль от продаж.

     Смета составляется в разрезе экономических  элементов. Состав ее определяется Главой 25 НК РФ (для целей налогового учета), ПБУ 10/99, а также положением № 661 (1996 год). Эти документы также содержат детальный состав расходов по каждому  элементу[6. c.68]. 
 
 

     2.2. Управление себестоимостью 

     Управление  себестоимостью - процесс формирования издержек производства и себестоимости как всего объема, так и единицы продукции, а также процесс определения продажных цен и рентабельности продукции.

     Цели  управления себестоимостью - выявление  возможной экономии всех видов затрат; выявление резервов уменьшения себестоимости  конкретных изделий для увеличения их конкурентоспособности на рынке  сбыта.

     Пути  повышения конкурентоспособности.

     1. За счет экономии традиционных  затрат можно произвести дополнительные  затраты на повышение качества, внешнего вида и упаковки. Это  позволяет ускорить процесс реализации;

     2. Уменьшение себестоимости позволяет  в определенных границах снижать  цену и таким образом ускорять  реализацию, снижать затраты на  хранение;

     3. Установление скидок для определенных  категорий покупателей: сезонные, праздничные, при покупке крупных партий.

     Основные  элементы системы управления себестоимостью.

     1. Прогнозирование.

     Расчет  величины достигаемого уровня затрат с целью определения путей  развития производства и повышения  его эффективности.

     2. Планирование.

     Расчет  величины затрат на более короткий период времени с учетом организационного и технического уровня производства.

     3. Нормирование затрат.

     Определение оптимального размера затрат, необходимого для производства запланированных  к выпуску изделий.

     4. Учет фактических затрат и  калькулирование себестоимости продукции.

     5. Анализ:

  • исследование поведения затрат, особенно вызванных отклонениями от нормального производственного процесса;
  • сравнение фактических и плановых затрат для поиска резервов экономии затрат;

     6. Регулирование.

     Резервы снижения себестоимости продукции  за счет:

    1. увеличения объема производства и лучшего использования производственной мощности предприятия;
    2. сокращения затрат на производство продукции (сырья, материалов, топлива, воды, энергии, роста производительности труда, снижения брака и т.п.);
    3. экономного использования накладных расходов (на ремонт основных средств, представительских и командировочных расходов, почтово-телеграфных и канцелярских расходов, содержание административно - управленческого персонала и т.п.);
    4. лучшей организации производства: запуск материалов в производство, выдача их со склада; сокращение потерь материалов и готовой продукции, устранение аварийных ситуаций и внеплановых простоев машин и оборудования, оплаты простоев и т.п.

     При разработке калькуляций по отдельным  видам продукции затраты группируются на прямые и косвенные. Для целей налогообложения в соответствии со ст.318 НКРФ отнесены к прямым. Их перечень является закрытым[2. c.265].

     Все остальные расходы, осуществляемые налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода с целью получения  дохода при производстве продукции (работ, услуг), относятся к косвенным  расходам. В частности, к ним относятся:

    1. оплата труда персонала аппарата управления предприятием;
    2. оплата труда персонала подразделения, занятого исключительно либо хранением товаров, либо заготовлением материально-производственных запасов, либо сбытом товаров и т.п.;
    3. суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым для управления предприятием;
    4. суммы расходов по нематериальным активам и др.

     Поэтому в учетной политике предприятия, формируемой в начале каждого  года, следует указать список затрат, которые будут отнесены к той  или иной группе. Если это деление  в начале года сделать затруднительно, то следует указать принцип их распределения.

     Наряду  с этим следует знать, что на практике существуют два основных метода определения  себестоимости отдельных видов  продукции и распределения косвенных  расходов:

     1) метод исчисления  себестоимости по  видам продукции  на основе общезаводской  базы распределения  косвенных расходов. Этот метод заключается в том, что все косвенные расходы предприятия учитываются бухгалтерией на одном синтетическом счете (чаще всего это счет 26) и в конце учетного периода производится их распределение по видам продукции на основе единой базы распределения, принятой в учетной политике. Достоинством этого метода является незначительная трудоемкость и простота ведения учета косвенных расходов, а главный недостаток - искажение реальной себестоимости различных видов продукции в зависимости от их материалоемкости, зарплато- и фондоемкости(таб. 2)

     2) метод распределения  косвенных расходов  на уровне подразделений, когда косвенные расходы учитываются на уровне отдельных структурных подразделений с открытием отдельных субсчетов для каждого из них. В конце учетного периода распределение косвенных расходов по видам продукции производится для каждого субсчета отдельно. При этом к каждому субсчету может применяться своя база распределения, учитывающая специфику технологического процесса подразделения. Этот метод учета косвенных расходов более трудоемок, но одновременно он дает более точную оценку себестоимости отдельных видов продукции.

     Одним из актуальнейших вопросов для каждого  предприятия является выбор баз распределения косвенных расходов. Выбор той или иной базы распределения косвенных расходов в значительной степени предопределяется спецификой отрасли и предприятия, технологическими процессами и сочетанием различных видов ресурсов, используемых в производственном процессе (материальных, трудовых, основных средств в части амортизации). 

     2.3. Основные показатели себестоимости 

     Себестоимость продукции, работ, услуг представляет собой стоимостную оценку использованных в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, средств  и предметов труда, услуг других организаций и оплату труда работников.

     Показатели  себестоимости классифицируются:

     1. По назначению:

  • проектные;
  • плановые;
  • нормативные;
  • отчетные (фактические за предыдущий период);
  • базисные.

     2. По отношению к объему продукции:

  • себестоимость калькуляционной единицы продукции (1 штука, 10 штук, килограмм, метр и т.п.);
  • себестоимость всего выпуска данного вида продукции (группы однородной продукции);
  • себестоимость всей выпущенной продукции за период;
  • себестоимость всей реализованной продукции за период.

     3. По полноте учета затрат

  • операционная (неполная) себестоимость - учитываются только переменные затраты;
  • цеховая себестоимость;
  • производственная себестоимость;
  • полная себестоимость.

     Анализ  снижения затрат на 1 рубль товарной продукции позволяет определить, в какой мере результаты выполнения плана по себестоимости продукции  зависели от предприятия и насколько - от факторов, не зависящих от предприятия(таб. 3)

     Размер  затрат на рубль товарной продукции  зависит от изменения ряда факторов, в частности:

  • объема производства;
  • структурных изменений производства;
  • удельных переменных и постоянных затрат;
  • отпускных цен и других факторов.

Информация о работе Анализ структуры затрат на производство и реализацию продукции