Анализ заемного капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:32, курсовая работа

Описание

Современная экономика России развивается стремительными темпами. Во многом это объясняется развитием малого и среднего бизнеса, однако успешное развитие предпринимательства невозможно без необходимого количества капитала. От того, каким капиталом располагает субъект хозяйствования, насколько оптимальна его структура, насколько целесообразно он трансформируется в основные и оборотные фонды, зависит финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Экономическая сущность заемного капитала.docx

— 80.30 Кб (Скачать документ)

При формировании рассматриваемой  системы показателей необходимо определение величины устойчивых пассивов организации, которые также можно  использовать при возникновении проблем с погашением кредита, а также показателей, характеризующих структуру капитала с позиции степени финансовой стабильности его развития в предстоящем периоде (таблица 3.1).

Таблица 3.1

Рекомендуемые показатели анализа  кредитоспособности

Наименование показателя

Значение показателя

Формула расчета

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

Характеризует достаточность  у предприятия собственных оборотных  средств, необходимых для финансовой устойчивости

Кобесп.СОС=СОС/ОА,

где: СОС – собственные  оборотные средства; ОА – средняя стоимость оборотных активов

Коэффициент автономии

Характеризует финансовую независимость, показывает, насколько организация  независима от кредиторов

Кавт=СК/ВБ,

где: СК – собственный  капитал; ВБ – валюта баланса

Коэффициент абсолютной ликвидности

Характеризует способность  к моментальному погашению краткосрочных  обязательств наиболее ликвидными активами в полном объеме и в установленные  сроки

Кабс.ликв=(ДС+КФВ)/КО,

где: ДС – денежные средства, КФВ – высоколиквидные краткосрочные  финансовые вложения; КО – краткосрочные  обязательства

Коэффициент промежуточной  ликвидности

Характеризует способность  организации оперативно высвободить  из оборота денежные средства и погашать долговые обязательства

Кпром.ликв=(ДС+КФВ+КДЗ)/КО,

где: КДЗ – дебиторская  задолженность, платежи по которой  ожидаются в течение 12 месяцев  после отчетной даты


 

Также для мониторинга  кредитоспособности организации необходимо производить расчет показателя рентабельности продаж, который характеризует размер прибыли в расчете на 1 руб. выручки от продаж.

В процессе анализа может  быть проведено ранжирование коэффициентов  по важности. Методика ранжирования коэффициентов  и расчета их нормативов у каждого  банка может быть своя. Сравнение  фактических показателей кредитоспособности с установленными банками критериями дает представление о предварительном классе заемщика. Для более точного определения кредитоспособности заемщика, а, следовательно, и уровня финансового риска банка, проводят факторный анализ названных показателей.

При расчете кредитоспособности на предыдущих этапах определялся предварительный  класс заемщика. В результате анализа  может возникнуть ситуация, когда  различные коэффициенты кредитоспособности одновременно указывают на разные классы одного заемщика. В подобном случае необходимо определить рейтинг заемщика. Рейтинг заемщика представляет собой  комплексную оценку кредитоспособности клиента банка, полученную на основе результатов предыдущих этапов. За достижение определенных значений анализируемых  показателей заемщику начисляются  определенные баллы, которые затем  суммируются, и на этой основе определяется обобщающий балл, характеризующий окончательную  кредитоспособность заемщика. Банки  используют различные методики определения рейтинга.

В качестве примера методики оценки банком кредитоспособности организации-заемщика рассмотрим методику, используемую Сбербанком России [20].

Для определения кредитоспособности заемщика проводится количественный (оценка финансового состояния) и качественный анализ рисков.

Количественный анализ финансового  состояния предполагает оценку следующих  групп оценочных показателей (таблица 3.2):

а) коэффициентов ликвидности;

б) коэффициентов соотношения собственных и заемных средств;

в) показателей оборачиваемости и рентабельности.

 

Таблица 3.2

Основные оценочные показатели методики Сбербанка РФ

Коэффициенты

Значения

Категория коэффициента

Вес показателя

01.01.2012

01.01.2011

изменение

01.01.2012

01.01.2011

1

2

3

4

5

6

7

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,023

0,042

0,019

3

3

0,05


Продолжение таблицы 3.2

1

2

3

4

5

6

7

Промежуточный коэффициент покрытия

0,31

0,361

0,051

3

3

0,1

Общий коэффициент покрытия

1,451

1,547

0,096

2

1

0,4

Коэффициент наличия собственных  средств

0,534

0,538

0,004

1

1

0,2

Рентабельность продаж

0,112

0,103

-0,009

1

1

0,15

Рентабельность деятельности предприятия

0,054

0,052

-0,002

2

2

0,1


 

После расчета основных оценочных  показателей в каждой из групп, заемщику присваивается категория по большинству  из этих показателей на основе сравнения  рассчитанных значений с нормативными. Для показателей третьей группы (оборачиваемость и рентабельность) за исключением рентабельности продукции и продаж не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости этих значений от специфики предприятия, отраслевой принадлежности и других конкретных условий. Оценка результатов расчетов этих показателей основана, главным образом, на сравнении их значений в динамике.

Далее, на основании определенных категорий показателей, в соответствии с их весами, рассчитывается сумма баллов заемщика. Заключительным этапом рейтинговой оценки кредитоспособности является определение класса заемщика, проводимое на основе рассчитанной суммы баллов (таблица 3.3).

 

Таблица 3.3

Оценка класса кредитоспособности заемщика по методике Сбербанка РФ

Коэффициенты

Взвешенные баллы

Структура

01.01.2012

01.01.2011

01.01.2012

отклонение

1

2

3

4

5

6

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,15

0,15

8,33

10,71

2,38

Промежуточный коэффициент  покрытия

0,30

0,15

16,67

21,43

4,76

Общий коэффициент покрытия

0,80

0,40

44,44

28,57

-15,87


 

Продолжение таблицы 3.3

1

2

3

4

5

6

Коэффициент наличия собственных  средств

0,20

0,20

11,11

14,29

3,18

Рентабельность деятельности предприятия

0,20

0,20

11,11

14,29

3,18

Общий балл

1,80

1,40

100,00

100

0,00

Класс кредитоспособности

2

2

х

х

х


 

Анализируемое предприятие  относится ко второму классу кредитоспособности (общий балл находится в диапазоне  от 1,25 до 2,35, а значение рентабельности продаж находится на уровне, установленном не ниже, чем для 2-го класса кредитоспособности). Таким образом, риск данного вложения можно оценить как средний.

Качественный анализ кредитоспособности предприятия Сбербанком России основан на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. Для такого анализа используются сведения, представленные заемщиком и другими организациями.

 

Заключение

 

Объем финансовых обязательств организации в совокупности характеризует  заемный капитал. Заемный капитал представляет собой часть стоимости имущества организации, приобретенного в счет обязательства вернуть поставщику, банку, другому заимодавцу деньги либо ценности, эквивалентные стоимости такого имущества.

Основным классификационным  признаком является деление капитала на долгосрочный и краткосрочный. Заемные  средства могут привлекаться в денежной форме (кредиты банков и других учреждений), в товарной форме (коммерческий кредит), в форме оборудования (лизинг) и  др.

Политика привлечения  заемных средств представляет собой  часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении  наиболее эффективных форм и условий  привлечения заемного капитала из различных  источников в соответствии с потребностями  развития предприятия.

Организация, использующая только собственный капитал, имеет  максимальную финансовую устойчивость, однако она ограничивает темпы своего будущего развития, т.к. отказавшись  от привлечения заемного капитала в  период благоприятной рыночной конъюнктуры, лишается дополнительного источника  финансирования активов. Эффективная  финансовая и инвестиционная деятельность организации невозможна без постоянного  привлечения заемных средств. Использование  заемного капитала позволяет не только существенно расширить объем  хозяйственной деятельности и достичь  более эффективного использования  собственного капитала, но и ускорить реализацию крупных инвестиционных проектов, обеспечить постоянное совершенствование  и обновление действующих основных средств, а в конечном счете - повысить рыночную стоимость организации.

Финансовый леверидж (финансовый рычаг) представляет собой объективный  фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого  организацией капитала, позволяющий  ей получить дополнительную прибыль на собственный капитал. Одним из показателей, применяемых для оценки эффективности использования заемного капитала, является эффект финансового рычага. Если новое заимствование приносит предприятию увеличение уровня эффекта финансового рычага, то такое заимствование выгодно. Но при этом необходимо внимательнейшим образом следить за состоянием дифференциала: при наращивании плеча рычага банкир склонен компенсировать возрастание своего риска повышением цены своего "товара" – кредита.

При решении вопроса о  предоставлении или продлении кредита, определении условий кредитования, оценке доверия к предприятию  как к клиенту, с целью предотвращения или снижения кредитного риска Банк обязан определить его кредитоспособность. По определению, кредитоспособность, это  определенное состояние предприятия-заемщика, которое позволяет получить кредит и своевременно его возвратить

Оценка кредитоспособности заемщика – одно из наиболее важных направлений деятельности кредитных  специалистов. Необходимость проведения анализа кредитоспособности заемщика диктуется кредитной политикой  и интересами банка. Банк должен знать, способен ли заемщик возвратить денежные средства с учетом процентов, имеет  ли он перспективы развития, насколько  велик риск банка, чем обеспечен  возврат кредита. При этом у каждого банка существует своя собственная методика оценки кредитоспособности своих клиентов.

 

Список использованных источников

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 [Электронный ресурс]: от 26.01.1996 №14-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант плюс». Версия Проф. – Последнее обновление 28.11.2011.
  2. Аникина И.Д. Методические аспекты формирования заемного капитала компании/ Аникина И.Д.// Финансы и кредит. – 2009. – №3. – с. 41-46. 
  3. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?/ И. Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 384 с.
  4. Бланк И. А. Управление активами и капиталом предприятия/ И. А. Бланк. – Киев: Центр, Эльга. – 2005. – 448 с.
  5. Боргояков А.С. Методологические проблемы определения ликвидности фирмы/ А.С. Боргояков// Аудит и финансовый анализ. – 2010. – №6. – с. 112-115.
  6. Волнин В.А. Коэффициентный анализ состояния ликвидности предприятия/ В.А. Волнин// Финансовый вестник. – 2011. – №4. – с. 10-13.
  7. Добровольский И.Н. Анализ и оценка факторов стоимости капитала компании/ И.Н. Добровольский// Управление корпоративными финансами. – 2008. – №4. – с. 228-242.
  8. Ковтун Д.В. Кредитоспособность группы взаимосвязанных предприятий/ Ковтун Д.В.// Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – №14. – с. 58-68.
  9. Купрюшина О.М. Реализация системного подхода к экономическому анализу кредиторской задолженности организации/ Купрюшина О.М., Фоменко М.О.// Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – №21. – с.13-17.
  10. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов/ Лысенко Д.В. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 320 с.
  11. Лысенко Д.В. Теория экономического анализа // Аудит и финансовый анализ. – 2007. – №3. – с. 147-156.
  12. Норд К.В. Обзор зарубежных моделей анализа кредитоспособности заемщика/ Норд К.В.// Внедрение МСФО в кредитной организации. – 2006. – №4. – с. 21–27.
  13. Письменная Н.Е. Заемные средства предприятия: классификация и оценка/ Письменная Н.Е., Козлова М.А.// Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». – 2009. – № 9. – с. 23-37.
  14. Рыкова И.Н. Методика оценки кредитоспособности заемщиков/ Рыкова И.Н.// Банковское кредитование. – 2007. – №6. – с.47-54.
  15. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Савицкая Г.В. – 7-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2002. – 704 с.
  16. Семенихин В. Оценка эффективности привлечения кредитов/ Семенихин В.// Аудит и налогообложение. – 2009. – №6. – с. 2-6.
  17. Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. – М: ИНФРА-М, 2004. – 538 с.
  18. Финансы предприятий: Учебник / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005. - с. 255.
  19. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учебное пособие / Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 424 с.
  20. Финансовый анализ: профессиональная система финансового анализа [Электронный ресурс]: Оценка кредитоспособности заемщика (методика СберБанка России). – 2012. – Режим доступа: http://1fin.ru.

Информация о работе Анализ заемного капитала