Анализ затрат и себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 21:24, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия).

Содержание

Введение
4
1. Понятие рынка, товара, стоимости. Закон стоимости 7
1. 1. Понятие рынка 7
1. 2. Товар. Стоимость. Закон стоимости 8
1. 3. История возникновения обмена и рынка 11
2. Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной экономики 14
2. 1. Сущность рынка 14
2. 2. Функции рынка 15
2. 3. Виды рынка 18
2. 4. Понятие рыночной экономики
20
3. Преимущества и недостатки рынка, институты рыночной экономики, рынок и государственное регулирование 23
3. 1. Преимущества рынка 23
3. 2. Недостатки рынка 25
3. 3. Институты рыночной экономики 26
3. 4. Государственное регулирование рынка 28
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 62.81 Кб (Скачать документ)

    2. 3. Виды рынка

 

    Система рынков – совокупность всех видов рынков, характеризующихся разнообразными критериями и признаками.

    Рынки функционируют на разных уровнях, во всех сферах и видах деятельности, в различных регионах страны. Поэтому  система рынков сложна и многообразна. С точки зрения соответствия законодательству выделяют типы рынков:

    - легальный (официальный);

    - нелегальный (теневой),

    Нелегальный рынок – неотъемлемый элемент  теневой экономики, под которой  понимается незаконная и незарегистрированная деятельность.

    Различают два типа рынка: совершенной и  несовершенной конкуренции.

    Несмотря  на специфичность каждого рынка, все они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга.

    Каждый  производитель, намереваясь расширить  свое производство, может рассчитывать на то количество средств производства, капиталов и работников, которое  могут предоставить ему соответствующие  рынки. На каждом из них, в свою очередь, принимается во внимание спрос и  предложение, существующие на соседних рынках. Экономическая жизнь в  обществе протекает на двух уровнях:

    - микроэкономическом, который характеризует  поведение хозяйствующих субъектов  при обмене;

    - макроэкономическом, характеризующем  ход воспроизводства (в том  числе рыночную ситуацию) в масштабе  всего народного хозяйства (национальной  экономики).

    Рыночная  система функционирует эффективно в условиях многообразия форм собственности, свободы поведения хозяйствующих  субъектов, их ответственности за результаты своей деятельности, свободного ценообразования, конкуренции производителей, оптимального участия государства в регулировании рыночных процессов с помощью соответствующих экономических рычагов.

    На  внутренний рынок в условиях интеграции национальных экономик воздействует система  мирохозяйственных связей, которые  определили содержание гипермакроэкономики.

    Структура рынка включает виды рынков в зависимости  от ряда критериев. Но все рынки взаимосвязаны  и взаимообусловливают друг друга:

    1. По объектам рыночных отношений:

    - товаров и услуг;

    - средств производства;

    - рабочей силы;

    - ссудного капитала;

    - финансов;

    - ценных бумаг.

    2. По географическому положению:

    - местный;

    - региональный;

    - национальный;

    - мировой.

    3. По проявлению конкуренции:

    - свободный;

    - монополистической конкуренции;

    - олигополический;

    - монопольный (монопсонный).

    4. По объему продаж:

    - розничный;

    - оптовый. 

    5. По механизму регулирования:

    - совершенной конкуренции;

    - несовершенной конкуренции;

    - регулируемый (под контролем государства).

    Таким образом, рынок как развитая система  отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных рынков, как бы элементов единого большого рынка. Это, прежде всего, рынки ресурсов, а также другие. В свою очередь, эти рынки разбиваются на более  узкие и т.д.

    Рынок выполняет ряд существенных функций: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, санирующую.

    2. 4. Понятие рыночной  экономики

 

    Наличие постоянного противоречия между  безграничными потребностями и  ограниченностью ресурсов выдвигает  перед всеми хозяйствами следующие  основные взаимосвязанные проблемы:

    1. Что производить – это принятие решений о том, какие из возможных благ, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время.

    2. Как производить, или принятие решения о том, кем, из каких ограниченных ресурсов и их комбинаций и при помощи каких технологий будут произведены выбранные из возможных вариантов блага и услуги.

    3. Для кого производить – это проблема, решающая, кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими потребитель. Решение этой проблемы связано с использованием национального продукта, его долей в разных слоях общества, числом богатых и бедных и так далее.

    Перечисленные проблемы существуют во всех экономических  системах, но в каждой из них они  решаются по-разному. При административно-командной  экономике государство берет  на себя решение всех этих проблем (что, как и для кого) путем воздействия  на производство, распределение, обмен  и потребление через централизованную систему планов.

    В экономической системе с развитыми  рыночными отношениями указанные  проблемы (что, как и для кого) решаются через рыночный механизм посредством  цен, спроса и предложения, конкуренции, прибылей и убытков. Каждый хозяйствующий  субъект рыночной экономики исходит  при производстве товаров из условий  конкуренции и возможностей получения  наибольшей прибыли, использует средства производства и ресурсы, которые  требуют меньше затрат (решение вопроса: как производить), а продажа произведенных  товаров и их потребление (для  кого производить) определяются в соответствии с доходами различных групп населения (их бюджетами).

    Важным  условием развития экономической системы  при использовании рыночного  механизма является наличие свободы  предпринимательства и выбора. Потребители  должны покупать-то, что они предпочитают, предприятия – производить и  реализовать то, что они считают  целесообразным, поставщики ресурсов по собственному выбору решают, куда направлять имеющиеся у них людские и  материальные ресурсы.

    Экономическая действительность характеризуется  многочисленными противоположными интересами: покупатели стремятся купить недорогие товары при высокой  ответственности продавцов, а продавцы желают продать товары по более высоким  ценам и при меньшей ответственности; работники стремятся к приятной работе и высокой заработной плате, а работодатели заинтересованы в  обеспечении высокой производительности при возможно низкой заработной плате  и так далее. Каждый из участников экономического процесса стремится получить свою выгоду: продавец – добиться возможно большей прибыли, потребитель – получить свою выгоду. Разрешение указанных и многих других противоречий, исключение хаоса, который могла бы породить свобода предпринимательства и выбора, обеспечивает система рынков, цен и фактор конкуренции.

    Система рыночных отношений представляет собой  механизм, который выполняет функции  по оповещению потребителей, производителей и поставщиков ресурсов о решениях, которые принял каждый из участников этих отношений, по оптимизации этих решений, синхронизации изменений, обеспечению согласованных действий и тому подобное. Взаимодействующие  решения участников хозяйственной  деятельности (покупателей и продавцов) определяют систему цен на продукцию  и ресурсы в каждый данный момент времени. Производители ориентируются  на выпуск только той продукции, производство которой позволяет установить цену, возмещающую все издержки и позволяющую  образовать нормальную прибыль. Другой подход к производству продукции  неприемлем.

    Таким образом, сущность и позитивные функции  рынка, лежащие в основе рыночной экономики, делают такую систему  хозяйствования, в принципе, достаточно эффективной. Однако, рыночные отношения  не являются абсолютно совершенными. Недостатки рынка рассмотрены в  следующей главе курсовой работы.

 

    3. Преимущества и  недостатки рынка,  институты рыночной  экономики, рынок  и государственное  регулирование

    3. 1. Преимущества рынка

 

    В условиях развитых рыночных отношений  существует приоритет потребителя. Ориентация на прибыль и боязнь убытков  заставляет хозяйствующих субъектов  и поставщиков ресурсов ориентироваться  в своей деятельности на требования потребителей.

    Рыночная  система хозяйствования через свой механизм обеспечивает:

    1. Применение наиболее производительной  технологии, которая позволяет добиваться  наименьших издержек.

    2. Информирование поставщиков ресурсов  и предпринимателей об изменениях  в спросе, и тем самым осуществляется  коррекция в распределении ресурсов.

    3. Сочетание личных и общественных  интересов. Через конкуренцию  оказывается воздействие «невидимой  рукой» на корыстные мотивы  предприятий и поставщиков ресурсов  так, чтобы стимулировать заинтересованность  в эффективном использовании  ограниченных ресурсов.

    Основное  достоинство конкурентной рыночной системы – это ее постоянное стимулирование эффективности производства. «Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной  технологии. Рыночная система функционирует  и корректируется автоматически  в результате децентрализованных решений, а не централизованного решения  правительства»5.

    Приведенные выше положения позволяют  сделать следующие  выводы:

    1. Рыночная экономика представляет  собой такую форму организации  хозяйственной деятельности, при  которой взаимодействие всех  хозяйствующих субъектов и решение  трех основных проблем экономики  (что, как и для кого производить)  обеспечивается через воздействие  рынка и его механизмов.

    2. Отличительной особенностью рыночной  системы является ее способность  перестраиваться и приспосабливаться  к изменениям внутренних и  внешних условий.

    3. Рыночная система лучше других  приспособлена для использования  достижений научно-технического  прогресса, интенсификации производства  и в конечном счете для более  полного удовлетворения потребностей  общества.

    Для любой рыночной системы обязательно  наличие таких условий, как: право  на частную собственность, свобода  заключения сделок, потребления конкуренции, образования цен и свободный  выбор профессии, места работы и  занятий.

    Основой этой системы является рынок, который  за длительный период убедительно доказал  свои преимущества в использовании  побудительных стимулов к высокоэффективной  хозяйственной деятельности.

 

    3. 2. Недостатки рынка

 

    Позитивные  функции рынка делают его в  принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное  развитие общества. Обособление экономических  агентов, неполное совпадение их интересов, а часто и их антагонизм неизбежно  ведут к возникновению и обострению многих противоречий, затрагивающих  все важнейшие ступени существования  и развития общества. У рыночного  хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

    Во-первых, функционирование рыночной системы  основано на стихийном действии экономических  регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие  диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

    Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды  неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу  конкуренции со всеми ее позитивными  функциями, создающие неоправданные  привилегии для ограниченного круга  субъектов рынка.

Информация о работе Анализ затрат и себестоимости продукции