Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 21:24, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия).
Введение
4
1. Понятие рынка, товара, стоимости. Закон стоимости 7
1. 1. Понятие рынка 7
1. 2. Товар. Стоимость. Закон стоимости 8
1. 3. История возникновения обмена и рынка 11
2. Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной экономики 14
2. 1. Сущность рынка 14
2. 2. Функции рынка 15
2. 3. Виды рынка 18
2. 4. Понятие рыночной экономики
20
3. Преимущества и недостатки рынка, институты рыночной экономики, рынок и государственное регулирование 23
3. 1. Преимущества рынка 23
3. 2. Недостатки рынка 25
3. 3. Институты рыночной экономики 26
3. 4. Государственное регулирование рынка 28
Заключение 38
Список использованной литературы 41
В
макроэкономике существует такое понятие,
как макроэкономические институты
– совокупность политических, экономических
факторов, по средствам которых общество
оказывает воздействие на экономику
в плане стабильности и поддержания
баланса. Широко используемым инструментом
в области внешней торговли и
внешнеэкономических связей являются
экспортно-импортные тарифы, таможенные
пошлины, квоты на ввоз и вывоз
товаров капитала. В зависимости
от того, в какой области государство
воздействует на экономические процессы,
различают разные виды экономики. Макроэкономические
инструменты включают в себя фискальную,
монетарную, внешнеэкономическую политику.
«В более широком плане в
Выполняя
свои функции, государство применяет
разнообразные методы воздействия
на экономику. Выделяют косвенные и
прямые методы государственного регулирования.
Прямые базируются на административных
мерах воздействия. Косвенные носят
экономический характер. В первую
очередь выделяют денежно-кредитную
политику, инструментом которой являются
норма обязательных реквизитов, ставка
межбанковского процента, учетная ставка,
операции Центрального банка с государственными
облигациями на рынке ценных бумаг.
Эти инструменты позволяют
Государственное
регулирование происходит за счет представительной
и исполнительной власти. Но избранные
и назначенные чиновники
Исследованиям
взаимосвязи политических и экономических
явлений, принятие общественных решений
занимается теория общественного выбора.
Центральное место в этой теории
занимает проблема примирения различных
взглядов, интересов членов общества
по тем вопросам, по которым расходятся
мнения избирателей. Эта теория также
рассматривает деятельность правительства,
вопросы государственных
Теоретически кто осознал роль государства в рыночной экономике, был английский экономист Дж. Кейнс. Он доказал, что экономика не в состоянии решить проблемы в период спада производства или кризиса, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводит экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации. Позиции Кейнса противостоят принципам неоконсерваторов, которые придерживались мнению, чтобы государство не вмешивалось в деятельность предприятий, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Они считали, что именно этот механизм способен регулировать национальную экономику. Но современные экономисты считают, что в целях улучшения ) управления экономики разумнее применять смешанный тип управления, где соединяются достоинства позиций Кейнса и неоконсерваторов. «Управлять экономикой в отсутствии того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой»11.
Нельзя абсолютизировать роль рынка, недооценивая роль государства. Также нельзя говорить о достоинства их возможности государства, не привлекая при этом роль рыночной саморегуляции и стимулирования. Если же государство стремится делать больше, чем ему отведено рыночной экономикой, то происходит деформация рыночных процессов, повлекая за собой падение производства, а значит, не будут удовлетворять потребности общества в целом. В результате этого проводится разгосударствление. Вмешательство государства в рынок должно быть экономически оправданным и допустимым, в случае повышения экономической эффективности. Таким образом, активное вмешательство в экономику – нормальное явление в жизни любого государства. По мере роста общественного разделения труда, усложнение хозяйственных связей экономическая роль государства растет. Период противопоставления рынка государству, а государства – рынку закончился. Сегодня не отрицается, что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматриваться как сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство способны выражать интересы людей. Государство и рынок – две параллельно развивающиеся и взаимодействующие формы общественного развития. Поэтому, принимая решения об осуществлении экономической деятельности, проходится сопоставлять как достоинства, так и недостатки рыночного механизма и государственного механизма регулирования экономики.
Таким образом, перечисленные преимущества рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными. Обособление экономических агентов, несовпадение и антагонизм их интересов обусловливают его несовершенство. Это, в первую очередь, стихийность, которая порождает экономическую неустойчивость; тенденция к монополизации; отсутствие стимулов к удовлетворению ряда общественных потребностей; безработица и социальное расслоение. Эти несовершенства смягчаются мерами государственной экономической и социальной политики.
В
самом общем виде рынок – это
система экономических
Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три главных вопроса:
1. Что надо производить, то есть какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?
2.
Как производить, то есть
3.
Для кого следует эти товары
и услуги производить, то есть
кто может претендовать на
их получение в свою
Для
решения этих вопросов рынок выполняет
ряд функций, через которые он
решает центральные проблемы экономики.
Но функции рынка ограничены. Решением
тех социально-экономических
Государство при чрезмерном вторжении в экономику может деформировать действие рыночного механизма и лишить производство стимулов к совершенствованию.
В
экономической теории различают
различные виды рынков, которые основываются
на собственной инфраструктуре, обслуживающей
его потребности. Кроме того, рыночную
экономику обслуживают
Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство.
В
рыночной экономике благосостояние
каждого определяется тем, насколько
успешно он может продать на рынке
товар, которым владеет. Тот, кто
предложил покупателям
Как
не упорядочен, как ни регулируем современный
рынок, его природа остается в
основном неизменной – это столкновение
продавцов и покупателей, обладающих
полной свободой хозяйственной деятельности
и поэтому абсолютно