Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 20:30, курсовая работа
Становление рыночных отношений в России внесло существенные изменения в деятельность хозяйствующих субъектов, которые получили широкую самостоятельность, связанную с определением направлений деятельности и выбором партнеров при полной ответственности за результаты своей деятельности.
Формирование новых коммерческих структур, базирующихся на частной собственности, усилило эту тенденцию.
Введение
1. Теоретические основы аудита основных средств
1.1 Перечень, классификация, отнесение отдельных объектов к основным средствам
1.2 Первоначальная стоимость основных средств и их аудит
1.3 План и программа проведения аудита основных средств
2. Аудит организации учета основных средств
3. Типичные ошибки в документировании движения основных средств
Заключение
Список литературы
Договоры купли-продажи, поставки, счет - фактуры, расходные накладные, платежные поручения и др.
Проверка наличия, оформление договоров, счет-фактур, накладных и др.
Проверка правильности формирования первоначальной стоимости основных средств на счетах синтетического учета
Регистры бухгалтерского учета по счетам: 01, 08
Проверяется обоснованность
и правомерность включения
Проверка надлежащего отражения первоначальной стоимости в актах приемки-передачи ОС, инвентарных карточках ОС
Акты-приемки передачи (ФОС-1), инвентарные карточки (ФОС-6), ведомость по счету 01,08
Данные ведомости по счету 01 должны совпадать с первоначальной стоимостью объекта ОС в ФОС-1
Анализ расчета и возмещения НДС по поступлению ОС
Договоры купли-продажи, счет - фактуры, журналы-ордера и ведомости по счетам 08, 01, 19, 68, 76
3
Проверка операций по выбытию ОС
Формирование списка ОС, выбывших в течение отчетного периода, сверка полученных данных с данными по кредиту счета 01, дебету счета 02, и данными счетов, на которых отражено списание ОС
Ведомость наличия и движения основных фондов в разрезе видов, главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, учетные регистры по счетам 01,02, 19,91, 79, 99
Проверка правильности оформления списания ОС в первичной учетной документации
Приказы, акты распоряжения, приемки-передачи (ФОС-1), инвентарные карточки (ФОС-6), ФОС-9
Проверка отражения на счетах бухгалтерского учета
Учетные регистры по счетам 01,02,19,91,79,99
Полнота и правильность списания
первоначальной стоимости и суммы
износа со счетов их учета, правильность
определения финансового
4
Проверка правильности начисления износа
Получение ведомости начисления износа
Ведомость износа ОС по видам
Получение перечня объектов ОС, по которым применяются особые условия начисления амортизации или ее прекращения
Договоры аренды, ведомость полностью изношенных основных средств
Получить перечни ОС с истекшими нормативными сроками эксплуатации, ОС переданные организацией в аренду
Определение перечня проверяемых основных средств
Ведомость износа ОС по видам
Проверка правильности начисления износа
Ведомость начисления износа
Проверка по выбранным объектам детальная
Сверка данных по ведомости для начисления износа с данными первичных учетных документов
ФОС-6, Ведомость износа ОС
Все ли объекты ОС приняты в расчет; первоначальная стоимость ОС, норма амортизации, дата поступления ОС
Сверка данных аналитического учета начисления износа с данными синтетического учета
Ведомость начисления износа, ведомость по сч. 02
Суммы должны совпадать
Правильность отнесения АО на соответствующие счета затрат
Ведомость по счету 02, 20, 26 и др.
Аудит арендованных ОС и ОС,
5
сданных в аренду
Проверка отнесения аренды основных средств к текущей или долгосрочной
Договоры аренды
Условия предоставления, срок аренды имущества
проверка порядка приемки на учет арендованных ОС
Договоры аренды, приемо-сдаточные акты
Наличие и правильность оформления
Проверка учета таких ОС на предприятии
Счет 001
При долгосрочной аренде и при текущей - на 001.
.
Проверка учета арендной платы, др. затрат по использованию имущества арендованных ОС и ОС сданных в аренду
договоры аренды, счет- фактуры, платежные документы, Ведомости по счетам 20, 60, 76, 91
Соответствие договору и проверить правильность отражения в учете арендной платы, затрат на ремонт (капитальный и текущий)
Аудит восстановления ОС
Учетная политика,
Проверка и оценка порядка
приказы, сметы, отчеты
учета затрат на ремонт ОС и отражение этих сумм на соответствующих счетах
2. Аудит организации учета основных средств
Порядок ведения бухгалтерского учета основных средств регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств (ПБУ 6/01)», утвержденный приказом Минфина России от 30.03. 2001 г. № 26 н. Основные средства учитываются сроком полезного использования более 12 месяцев без ограничения стоимости в соответствии с единой типовой классификацией, в которой они группируются по отраслевому признаку, назначению, видам, принадлежности и использованию.
Поступление основных средств оформляется следующими проводками:
Д-т сч. 08 К-т сч. 60 - отражены покупная стоимость объекта, а также транспортные и иные затраты по приобретению, включая положительную суммовую разницу (либо отрицательную - методом "красное сторно"), выявленную до ввода объекта в эксплуатацию;
Д-т сч. 01 К-т сч. 08 - отражен ввод объекта в эксплуатацию;
Д-т сч. 08 К-т сч. 98 - при безвозмездном получении основных средств производственного назначения;
Д-т сч. 01 К-т сч. 08 - отражен ввод объекта в состав основных средств;
Учет амортизации основных средств ведется на счете 02 "Амортизация основных средств" методом накопления. Начисление амортизации отражается организацией в бухгалтерском учете следующими записями:
Д-т сч. 08 К-т сч. 02 - отражена начисленная амортизация по основным средствам, используемым в капитальном строительстве (кроме строительных организаций);
Д-т сч. 20, 23, 25, 26, К-т сч. 02 - отражена начисленная амортизация по основным средствам, используемым в производстве;
Д-т сч. 29 К-т сч. 02 - отражена начисленная амортизация по основным средствам, используемым в обслуживающих производствах и хозяйствах.
Амортизация не начисляется по следующим объектам основных средств:
- основным средствам
- объектам внешнего
- земельным участкам;
- а также многолетним
насаждениям, не достигшим
По таким основным средствам в конце года начисляется износ, суммы которого отражаются на забалансовом счете «Износ основных средств».
Объекты основных средств стоимостью не более 10 000 рублей за единицу, а также книги, брошюры и т.п., специальные издания долгосрочного пользования, списываются на затраты производства по мере отпуска их в производстве или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации осуществляется надлежащий контроль над их движением на забалансовом счете 013 «Основные средства стоимостью до 10 000 рублей».
Для оформления операций по движению основных средств в предусмотрены первичные учетные документы:
- акт (накладная) приемки
- передачи основных средств (
- акт приемки - сдачи
отремонтированных,
- акт на списание основных
средств (форма N ОС-4) - для оформления
операций по ликвидации
- акт на списание
- инвентарная карточка учета основных средств (форма N ОС-6) - для оформления пообъектного учета основных средств;
- акт о приемке оборудования
(форма N ОС-14) - для оформления
принятого на учет
- акт приемки - передачи
оборудования в монтаж (форма
N ОС-15) - для оформления операций
по сдаче оборудования, требующего
монтажа, строительным
- акт о выявленных дефектах
оборудования (форма N ОС-16) - для оформления
приемки оборудования, по которому
необходимо составлять
Безвозмездная передача основных средств оформляется следующими проводками:
Д-т сч. 01, субсч. 20 К-т сч. 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта;
Д-т сч. 02 К-т сч. 01, субсч. 20 - списана начисленная амортизация;
Д-т сч. 91 К-т сч. 01, субсч. 20 - списана остаточная стоимость объекта на финансовый результат с включением ее в состав прочих расходов;
Д-т сч. 91 К-т сч. 68 - отражена задолженность по НДС от стоимости объекта;
Д-т сч. 99 К-т сч. 91 - списаны убытки от передачи объекта.
Ликвидация основных средств оформляется следующими проводками:
Д-т сч. 01, субсч. 20 К-т сч. 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта;
Д-т сч. 02 К-т сч. 01, субсч. 20 - списана начисленная амортизация;
Д-т сч. 91 К-т сч. 01, субсч. 20 - списана остаточная стоимость объекта на финансовый результат с включением ее в состав прочих расходов;
Д-т сч. 99 К-т сч. 91 - списаны убытки по списанию (ликвидации) объекта;
Д-т сч. 10 К-т сч. 91 - отражены возвратные материалы по стоимости возможной продажи.
Перемещение объектов основных
средств между структурными подразделениями
и филиалами производится с применением
счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты».
При этом передается стоимость объекта
основных средств, сумма накопленной
амортизации и добавочного
Ликвидация объектов основных средств производится при участии постоянно действующей инвентаризационной комиссии, которая назначается приказом руководителя организации и выполняет следующие функции:
- рассмотрение результатов
инвентаризации имущества и
- участие в ликвидации
объекта основных средств (
- выявление лиц, виновных
в преждевременном выбытии
- определение возвратных материалов и их оценка;
- контроль за изъятием из списанного объекта цветных и драгоценных металлов;
- подписание акта на
списание основных средств
При ликвидации объекта возвратные материалы приходуются по цене их возможного использования или реализации, а утиль - как вторичное сырье.
3. Типичные ошибки в
документировании движения
Разбираются ошибки, часто
встречающиеся в бухгалтерском
учете основных средств: неправильное
отнесение объектов к основным средствам,
нарушение лимита их стоимости, несоблюдение
порядка документального
Достоверность бухгалтерского
учета основных средств
В соответствии с
п. 4 ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому
учету активов в качестве
- использование в производстве
продукции при выполнении
- использование в течение
длительного времени,
- организацией не
- способность приносить
организации экономические
Пример 1. В ходе аудиторской проверки бухгалтерского учета основных средств в январе 2009 г. было установлено, что приобретенный в июле 2008 г. компьютер был принят к учету в составе товаров на счете 41 "Товары" по стоимости приобретения 70 800 руб., НДС - 10 800 руб. Услуги по техническому контролю и установке компьютера оказаны сторонней организацией. Стоимость услуг включена в расходы по обычным видам деятельности и списана на счет 44 "Расходы на продажу" - 2000 руб., НДС - 360 руб. НДС от стоимости объекта и услуг предъявлен к вычету. Срок полезного использования компьютера определен в целях бухгалтерского и налогового учета на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, равным 5 годам. Доходы и расходы исчисляются методом начисления.
Поскольку условия, перечисленные п. 4 ПБУ 6/01, единовременно выполнены, компьютер следовало принять к учету в составе основных средств. В соответствии с п. п. 7, 8 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая при приобретении за плату определяется как сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. К фактическим затратам на приобретение основных средств относятся, в частности, суммы, уплачиваемые по договору продавцу.
Информация о работе Аудит основных средств и его особенности