Аудит основных средств и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание

Становление рыночных отношений в России внесло существенные изменения в деятельность хозяйствующих субъектов, которые получили широкую самостоятельность, связанную с определением направлений деятельности и выбором партнеров при полной ответственности за результаты своей деятельности.
Формирование новых коммерческих структур, базирующихся на частной собственности, усилило эту тенденцию.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы аудита основных средств
1.1 Перечень, классификация, отнесение отдельных объектов к основным средствам
1.2 Первоначальная стоимость основных средств и их аудит
1.3 План и программа проведения аудита основных средств
2. Аудит организации учета основных средств
3. Типичные ошибки в документировании движения основных средств
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа аудит.docx

— 65.40 Кб (Скачать документ)

 

Для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты  к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, предназначен счет 08 "Вложения во внеоборотные активы". Сформированная первоначальная стоимость объекта основных средств, принятого в эксплуатацию и оформленного в установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счета 01 "Основные средства".

 

В рассматриваемой ситуации неправильное принятие к учету компьютера обнаружено организацией в январе 2009 г., до утверждения бухгалтерской  отчетности за 2008 г. Следовательно, организация  может внести исправления в бухгалтерский  учет и бухгалтерскую отчетность в декабре 2008 г. (п. 11 Указаний о порядке  составления и представления  бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н).

 

В декабре 2008 г. в учете  организации следует составить  записи:

 

Дебет 41, Кредит 60 - 60 000 руб. - сторнировано принятие компьютера к  учету в составе товаров,

 

Дебет 44, Кредит 60 - 2000 руб. - сторнирована стоимость услуг по техническому контролю и установке компьютера,

 

Дебет 08, Кредит 60 - 62 000 руб. (60 000 + 2000) - сформирована первоначальная стоимость объекта основных средств,

 

Дебет 01, Кредит 08 - 62 000 руб. - отражен ввод компьютера в эксплуатацию в июле 2008 г.

 

Начисление амортизационных  отчислений по объекту основных средств  начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого  объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения  стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01). Таким образом, в 2008 г. организация была вправе учесть в составе расходов амортизацию, начисленную с августа по декабрь  включительно в сумме 5167 руб. (62 000 руб. / 5 лет / 12 мес. x 5 мес.). Указанная сумма  амортизации является расходом по обычным  видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99) и  отражается в данном случае по дебету счета 44 в корреспонденции с кредитом счета 02 "Амортизация основных средств".

 

В целях налогообложения  прибыли суммы начисленной амортизации  учитываются в составе расходов, связанных с производством и (или) реализацией (пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ). Правила начисления амортизации установлены ст. 259 НК РФ. Поскольку в рассматриваемой ситуации отчетными периодами по налогу на прибыль являются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года, а ошибка выявлена в январе 2009 г., т.е. до сдачи налоговой декларации по налогу на прибыль за 2008 г. (п. 4 ст. 289 НК РФ), организация не завысила налоговую базу по налогу на прибыль в связи с несвоевременным начислением амортизации. Вследствие неправильного отражения на счете 41 приобретенного компьютера, фактически используемого в качестве основного средства, организацией была занижена налоговая база по налогу на имущество организаций, исчисленная в соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ и отраженная в налоговом расчете по авансовым платежам по налогу за 9 месяцев 2008 г.

 

Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ при  обнаружении ошибок (искажений) в  исчислении налоговой базы, относящихся  к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде  перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. Поскольку в рассматриваемой ситуации период совершения ошибки известен, организация, в соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ, представляет в налоговый орган уточненный налоговый расчет по авансовым платежам по налогу на имущество за 9 месяцев 2008 г., отражает записью декабря 2008 г. в бухгалтерском учете доначисление авансового платежа по налогу на имущество, а также начисляет и уплачивает сумму пени.

 

Организация может признать расход по уплате налога на имущество  в составе прочих операционных расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Активы, в отношении  которых выполняются условия, предусмотренные  п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной  политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в  бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (далее - МПЗ).

 

Резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств создается  организацией в целях равномерного включения указанных расходов в  издержки производства или обращения  отчетного периода (п. 72 Положения  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, утвержденного  Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). Порядок создания резерва в  бухгалтерском учете регулируется п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н. В частности, решение об образовании  резерва расходов на ремонт основных средств принимается с учетом данных о первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объектов основных средств и сметы на проведение ремонтов.

 

В примере 2 организация отремонтировала  факс, относящийся в соответствии с названными критериями к объектам основных средств, но в силу абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01 (первоначальная стоимость актива не превышает лимит, установленный учетной политикой организации) отраженный в составе МПЗ, т.е. при принятии к учету принтера организация руководствовалась нормами ПБУ 5/01. Согласно этим нормам расходы на ремонт факса не могут быть списаны за счет созданного в бухгалтерском учете резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, а должны учитываться в общеустановленном порядке.

 

Расходы на ремонт для целей  бухгалтерского учета являются расходами  по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 ПБУ 10/99). В связи с этим следовало  составить записи:

 

Дебет 26, Кредит 60 - 1500 руб. - отражена стоимость услуг по ремонту,

 

Дебет 19, Кредит 60 - 270 руб. - отражен  НДС, предъявленный сторонней организацией. Сумма НДС, предъявленная сторонней  организацией, принимается к вычету в общеустановленном порядке  при наличии счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

 

Создание и использование  резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств в налоговом  учете производится в порядке, установленном  п. 2 ст. 324 НК РФ. Если налогоплательщик создает этот резерв, то сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств  указанного резерва (абз. 5 п. 2 ст. 324 НК РФ).

 

В налоговом учете факс относится к основным средствам (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ), т.е. фактические  затраты на его ремонт должны быть списаны за счет суммы образованного  резерва (п. 3 ст. 260 НК РФ).

 

В рассматриваемой ситуации в налоговом учете величина резерва  на ремонт основных средств формируется в том числе в отношении активов, которые в бухгалтерском учете учтены в составе МПЗ. Соответственно, фактические затраты на ремонт факса в налоговом учете признаются в составе расходов через отчисления в названный резерв. В бухгалтерском учете фактические затраты на ремонт факса учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности в периоде их осуществления.

 

Сумма резерва, формируемого в налоговом учете, превышает  сумму резерва, создаваемого в бухгалтерском  учете. По мере формирования резервов организация должна признать налогооблагаемую временную разницу в размере превышения суммы расходов, признаваемых в налоговом учете, над суммой расходов, признаваемых в бухгалтерском учете, т.е. в размере 1500 руб. Данной налогооблагаемой временной разнице соответствует отложенное налоговое обязательство, которое уменьшается в рассматриваемом случае при признании расхода в виде стоимости ремонта факса (п. п. 12, 15, 18 ПБУ 18/02). Отложенные налоговые обязательства следует отразить записью:

 

Дебет 77, Кредит 68 - 360 руб. (1500 x 24%).

 

Для документирования операций с основными средствами организация  должна использовать формы первичной  документации по учету основных средств, утвержденные Постановлением Госкомстата  России от 21.01.2003 N 7. Для целей налогового учета основных средств организации  могут использовать данные, содержащиеся в первичных учетных документах, а также в регистрах бухгалтерского учета. Для совмещения бухгалтерского и налогового учета можно ввести в утвержденные формы данные для налогового учета.

 

При поступлении основных средств в организацию создается  приемочная комиссия, в которую входят руководитель, бухгалтер, а также  лицо, ответственное за сохранность  поступающего основного средства.

 

Если основное средство полностью  готово к эксплуатации, то прием  его к бухгалтерскому учету осуществляется на основе актов о приеме-передаче объекта основных средств по установленным  унифицированным формам. По приобретенной  мебели на первоначальную стоимость 297 000 руб. следовало составить акт  о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме N ОС-1. В акт заносят, в  частности, полное наименование объекта  согласно технической документации, название организации-изготовителя, место  приемки, первоначальную стоимость для целей бухгалтерского учета (при наличии соответствующей графы - и для целей налогового учета) на дату принятия, срок полезного использования, способ начисления амортизации и другие технические данные. После подписания акта приема-передачи он передается в бухгалтерию вместе со всей технической документацией и бухгалтерия ставит объект основных средств на учет.

 

Отсутствие составленного  акта свидетельствует о неправомерном  принятии объекта к учету по первоначальной стоимости. Эту ситуацию можно расценивать  так, что объект не готов к эксплуатации.

 

Поскольку мебель не была передана в эксплуатацию, факт начисления амортизации  с июля по декабрь в сумме 29 700 руб. (297 000 / 5 лет / 12 мес. x 6 мес.) документально  не обоснован. Соответственно, расходы  в сумме начисленной амортизации  не могут быть признаны в бухгалтерском  и налоговом учете.

 

Основным аналитическим  регистром учета основных средств  является инвентарная карточка учета  основных средств (форма N ОС-6). Карточка составляется на каждый объект или  группу основных средств при их постановке на учет в одной из следующих форм:

 

- по форме N ОС-6 - заполняется  на отдельный поступивший объект  основных средств;

 

- по форме N ОС-6а - заполняется  при приеме группы однородных  объектов основных средств;

 

- по форме N ОС-6б - для  учета объектов основных средств  на малых предприятиях.

 

Эти формы заполняются  на основе актов приема-передачи по формам N ОС-1, N ОС-1а, N ОС-1б бухгалтерией организации, и в них фиксируется  факт ввода основного средства в  эксплуатацию. В карточки заносят  основные сведения по поступившему основному  средству: инвентарный номер, первоначальную стоимость для целей бухгалтерского учета (при введении дополнительной графы - и для налогового учета), срок полезного использования для  бухгалтерского (налогового) учета, способ начисления амортизации в бухгалтерском (налоговом) учете.

 

Кроме того, в инвентарную  карточку заносится информация обо  всех перемещениях основных средств: внутреннем перемещении, ремонте, модернизации; при  выбытии объекта - причина выбытия, дата списания с учета, сумма начисленной  амортизации, номера актов о списании объектов основных средств по форме N ОС-4 (N ОС-4а, N ОС-4б). При значительном изменении качественных и количественных показателей в характеристике объекта в результате реконструкции прежнюю инвентарную карточку в случае невозможности отразить в ней все показатели, характеризующие реконструированный (модернизированный, дооборудованный, достроенный) объект в целом, заменяют новой. Старую инвентарную карточку сохраняют как справочный документ. На оборотной стороне карточки указывается техническая характеристика объекта. Карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии в течение срока использования объекта.

 

Заключение

 

 

Несмотря на значительное число публикаций по вопросам техники  аудита, в настоящее время очевидна необходимость систематизации и  обсуждения подходов к разработке методик  выполнения аудиторских проверок (аудиторских  программ), способов организации информационного  фонда аудита. Результативности информационно-методического  обеспечения аудиторских работ  способствует динамический характер его  создания и корректировки по мере развития нормативно-правовой базы, определяющей порядок совершения, налогообложения  и бухгалтерского учета финансово-хозяйственных  операций. Формированию аудиторской  программы, как известно, предшествует определение состава аудиторских  работ. Аудиторские работы как совокупности аудиторских процедур, обеспечивающих проверку хозяйственных операций с  объектами финансово-хозяйственной  деятельности для достижения целей  аудита, можно классифицировать по таким признакам, как объекты (группы объектов), хозяйственные операции (группы, подгруппы и виды хозяйственных  операций), цели аудита .

 

Роль основных средств в процессе труда определяется тем, что в своей совокупности они образуют производственно-техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.

 

Библиографический список

 

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г.);

 

2. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля 2004 г.)

 

3. Федеральный закон «Об  аудиторской деятельности» от 7 августа  2001 г. № 119-ФЗ 

 

4.Федеральный закон «О  бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (с изм. и доп.  от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.);

 

5. Положение по бухгалтерскому  учету «Учет основных средств». ПБУ 6/01: Утверждено приказом Минфина  РФ от 30 марта 2001 г. № 26н 

 

6. Методические указания  по бухгалтерскому учету основных  средств: Утв. приказом Минфина  РФ от 13 октября 2003 г. № 91н 

 

7. Методические указания  по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств (утв.  приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49)

 

8. План счетов бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности  организаций и Инструкция по  его применению: Утв. приказом  Минфина РФ от 31 октября 2000 г.  № 94н (с изм. и доп. от 7 мая 2003 г.)

Информация о работе Аудит основных средств и его особенности