Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:14, курсовая работа
Тема курсовой работы предусматривает изучение понятия банкротства и профилактических мероприятий по его исключению. В первой главе рассматриваются причины возникновения банкротства.
Во второй главе изучаются общеметодологические принципы борьбы с банкротством предприятий – антикризисное управление.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Банкротство организаций…………………………………………....5
1.1 Причины банкротства предприятий……………………………………....5
1.2 Несостоятельность юридического лица…………………………………..8
1.3 Меры по предупреждению банкротства предприятия………………….11
Глава 2. Антикризисное управление до процедуры банкротства………….16
2.1 Понятие и специфика антикризисного управления……………………..16
2.2 Методы выхода предприятия из кризиса…………………………………17
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………25
1.2 Несостоятельность юридического лица
Согласно ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом) если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание судом юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении, о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.
Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом “О несостоятельности (банкротстве)”. Требования кредиторов удовлетворяются в определенной очередности.
Согласно Федеральному Закону “О несостоятельности (банкротстве)” признаком банкротства для юридического лица является то обстоятельность что оно неспособно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник кредитор и прокурор, а в случае неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей обладают должник прокурор налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы.
В законе “О несостоятельности (банкротстве)” предусмотрена ответственность за фиктивное и преднамеренное банкротство юридических лиц (коммерческих организаций).
Если заявление должника подано должником в арбитражный суд при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (фиктивное банкротство) должник, подавший указанное заявление несет перед кредиторами ответственность за ущерб причиненный подачей такого заявления.
В случае банкротства должника по вине его учредителей (участников) или иных лиц, в том числе, по вине руководителя должника которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия (преднамеренное банкротство) на учредителей (участников) должника - юридического лица или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
В
случаях предусмотренных федеральным
законом руководитель должника может
быть привлечен к уголовной
В законе “О несостоятельности (банкротстве)” в достаточной мере прописаны и учтены права кредиторов.
Кредиторами по денежным обязательствам являются российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация субъекты Российской Федерации муниципальные образования.
Правом на подачу заявления кредитора о признании должника банкротом обладают лица, признаваемые в соответствии с законом конкурсными кредиторами.
При проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов. С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке.
Все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов.
Статья 30 главы 2 этого закона закрепляет меры по предупреждению банкротства организаций. В частности в случае возникновения признаков банкротства, установленных пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 127-ФЗ, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.
Учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций (пункт 2 статье 30 Федерального закона N 127-ФЗ).
В целях
предупреждения банкротства учредители
(участники) юридического лица, собственник
имущества унитарного предприятия
в соответствии со своей компетенцией
могут осуществить
Для предупреждения банкротства должнику указанными лицами может быть оказана финансовая поддержка, направленная на восстановление платежеспособности должника.
Меры по восстановлению платежеспособности должника могут быть также приняты кредиторами или иными лицами. Указанные лица осуществляют финансовую помощь на основании соглашений с должником. В отличие от учредителей (участников) должника, собственника его имущества, указанные лица самостоятельно принимают решение о предоставлении должнику помощи в восстановлении платежеспособности, и закон не возлагает на них ответственность за непринятие таких мер. Ответственность за отказ от исполнения принятых на себя перед должником обязательств может возлагаться на них в соответствии с общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следует отметить, что вопросам предупреждения банкротства уделяется слишком мало внимания со стороны государства. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы экономика страны, народное хозяйство развивались и крепли, чтобы хозяйствующие структуры, в первую очередь унитарные предприятия, работали стабильно и приносили доход государству и всей стране. Государство должно быть обеспокоено положением своих предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Особая забота должна проявляться о предприятиях, обеспечивающих безопасность и защиту государства, удовлетворяющих жизненно важные потребности и интересы населения.
Законом
“О несостоятельности (банкротстве)”
предусмотрена возможность
Различаются два вида санаций:
-досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия учредителями (участниками) должника - юридического лица кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства;
-внешнее управление (судебная санация) - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.
Что касается досудебной санации, то в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц предоставивших финансовую помощь. Условия проведения досудебной санации за счет федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год. Условия проведения досудебной санации за счет бюджетов субъектов Российской Федерации местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными и иными законами.
В процессе судебной санации (при внешнем управлении) требования кредиторов удовлетворяются в следующем порядке:
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
- в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам обеспеченным залогом имущества должника;
- в четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами. Рассмотрев общие вопросы, касающиеся банкротства предприятий, возможно, сделать вывод - причины неплатежеспособности могут быть сведены к двум основным:
- отставанию
от запросов рынка (по
- неудовлетворительному
финансовому руководству
Для сравнения причин банкротства предприятий стран с развитой рыночной экономикой (последовательность - отражает степень частоты):
- затоваривание;
- излишнее
оборудование (результат снижения
использования ранее введенных
мощностей или реализации
- быстрое и контролируемое расширение хозяйственной деятельности (особо опасно для малых и средних предприятий). Предприятия пытаются как можно быстрее увеличить производство (закупаются значительные запасы ресурсов) получить преимущества во всеобщей гонке за потребителями (выдаются кредиты потребителям) и может оказаться, что потребность в новых краткосрочных кредитах предприятию превысит его чистый оборотный капитал. Предприятие в период быстрого отраслевого бума может принять поспешное решение о реализации инвестиционного проекта. Ошибка приведет к образованию излишнего оборудования, снизит рентабельность предприятия. Во всех случаях кредитный рейтинг предприятия упадет и предприятие может испытать резкое снижение кредитной привлекательности и повышение затрат на привлечение средств;
- отсутствие сбыта;
- плохая клиентура.2
Данный
комплекс общих причин неплатежеспособности
характерен для всех предприятий
испытывающих трудности своевременного
расчета по своим обязательствам
независимо от страны производства и рынка.
Здесь возникает
такой вопрос: является ли неплатежеспособность
предприятия результатом ее временных
трудностей связанных с задержкой
в поступлении денежных средств или
она стала результатом превышения суммы
задолженности предприятия по отношению
к стоимости его активов нерациональной
политики его руководства, а если такое
случилось, таким образом, возможен выход
из кризиса.
Глава 2. Антикризисное управление до процедуры банкротства
Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Реализация всей совокупности антикризисных процедур начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла: в условиях резкого спада характеризующегося, как правило, неплатежеспособностью предприятия. В то же время антикризисное управление находящиеся за рамками процедур банкротства и призванные нейтрализовать последствия возникновения кризисных ситуаций применяются на всех стадиях жизненного цикла компании.
2.1 Понятие и специфика антикризисного управления
Технологии антикризисного управления должны обеспечить возможность поиска реальных источников инвестиций, в том числе может быть и не традиционные для современной России и способов их привлечения.
Многочисленные производственные предприятия не располагают достаточными средствами не только на цели социального развития и содержание жилищно-коммунального хозяйства, но даже на выплату заработной платы оплату электроэнергии и закупку сырья не говоря уже об инвестиционных ресурсах.
В
лучшем положении находятся
Информация о работе Банкротство организации и меры по его предупреждению