Банкротство с/х организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:10, контрольная работа

Описание

Институт банкротства является неотъемлемой частью рыночного хозяйства и представляет собой неизбежный и объективно обусловленный результат функционирования рыночных отношений. Он служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.
В конечном итоге основной целью банкротства, как экономико-правового института, является повышение эффективности использования производственных ресурсов, что является приоритетной целью экономической политики государства. Очевидно, что сильные и жизнеспособные отечественные предприятия являются ключевой предпосылкой развития российской экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций…………4
2. Причины финансового кризиса агропромышленных предприятий…….9
3. Методические подходы к финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий…………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………….15
Практическая часть…………………………………………………………...17
Введение

Работа состоит из  1 файл

банкротство сх организаций.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

Важно подчеркнуть, что  законодателем определена обязанность  арбитражного управляющего предложить лицам, обладающим преимущественным правом, приобрести имущество (включая имущественные права) должника по стоимости, указанной независимым оценщиком (проведение независимой оценки тоже обязанность управляющего). Субъектам права преимущественной покупки предоставляется один месяц на то, чтобы заявить о своем желании приобрести имущество.

По истечении месяца (при отсутствии ответа либо при  отрицательном ответе) управляющий  реализует имущество общим порядком. Из этого следует, что торги по продаже имущества проводятся только при невозможности реализовать  преимущественное право.

Между тем, Закон содержит несколько «недомолвок». Во-первых, он не предусматривает порядок действий в ситуациях, когда своим преимущественным правом пожелали воспользоваться несколько  соседей должника (извещены они должны быть все). Может ли в таком случае управляющий повысить цену либо включить в предложение дополнительные условия? И хотя из Закона положительный ответ не следует, но Закону он не противоречит. Иные способы реализации преимущественного права сложно предположить (хотя в принципе не исключен раздел имущества, но это не отвечает сути правового регулирования).

Во-вторых, Закон не определяет последствия несоблюдения управляющим  права преимущественной покупки. Однако поскольку не установлено иное, приходим к выводу о ничтожности сделки, совершенной с нарушением права преимущественной покупки, даже если эта сделка стала результатом продажи с торгов (целесообразнее было бы в качестве последствия установить, что при нарушении права преимущественной покупки права и обязанности по сделке переходят с покупателя на субъекта - обладателя преимущественного права, а точнее, на одного из обладателей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Причины финансового  кризиса агропромышленных предприятий

 

Экономическая ситуация в сельском хозяйстве России на сегодняшний день такова, что деятельность хозяйствующих субъектов происходит в условиях глубокого кризиса, сопровождающегося неустойчивостью производственных связей, ростом инфляции, невозможностью получения кредитов, недостаточностью государственной поддержки и ростом взаимных неплатежей.

Реформирование агропромышленного комплекса (АПК), осуществляемое в стране в течение последних лет, поставило большинство сельскохозяйственных предприятий на грань банкротства. Преобразования свелись в основном к передаче земли и имущества в собственность трудовых коллективов и к изменению статуса сельскохозяйственных предприятий, но не затронули сути внутрихозяйственных отношений, не сопровождались появлением новых движущих сил экономического развития села. Таким образом, в настоящее время подлежит банкротству преобладающая часть сельскохозяйственных предприятий.

Согласно Федеральному закону от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», несостоятельность – это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей.

Найти формальные основания для инициации процедуры банкротства сегодня не составляет труда: достаточно, чтобы предприятие имело задолженность в объеме 100 000 рублей и более и не погашало ее более трех месяцев.

Банкротство в строго юридическом  смысле слова наступает по решению суда, либо после официального объявления должника о своем банкротстве при его добровольной ликвидации. До этого можно говорить о неплатежеспособности, несостоятельности, предбанкротном или кризисном состоянии.

Предпосылки для банкротства  предприятия складываются в течение нескольких лет. Обычно за несколько лет до банкротства появляются значительные убытки, которые руководство предприятия, не занимаясь анализом ситуации, покрывает за счет оперативных действий, продавая часть активов. Однако поскольку причины, приведшие к кризису на предприятии, не были проанализированы, через два-три года предприятие сталкивается с неизбежностью банкротства.

Причины банкротств предприятий  различны и многочисленны. Предпосылки  банкротства следует рассматривать как взаимодействие целого ряда причин, одни из которых являются внешними по отношению к предприятию, и на них у предприятия нет практических возможностей влиять или это влияние может быть слабым. Другие причины носят внутренний характер. Как правило, группа внутренних причин непосредственно зависит от организации работы на самом предприятии.

К основным внешним причинам, влияющим на финансово-хозяйственную  деятельность предприятий и угрозу банкротства, следует также отнести  банкротство должников, политическую нестабильность общества, усиление международной конкуренции, демографические факторы, культурный уклад, политические риски и прочие.

Механизм банкротства применительно к сельскому хозяйству должен учитывать следующие специфические особенности:

1. В настоящее время в России актуальной является проблема обеспечения продовольственной безопасности страны. Поэтому одним из условий реализации механизма банкротства должно быть сохранение, а в перспективе и увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции.

2. Сельскохозяйственное производство, в отличие от промышленности, связано с использованием естественных биологических процессов. Отсюда организованное оформление передачи собственности, и в первую очередь земли, основных и оборотных средств должно осуществляться по завершении сбора сельскохозяйственных культур, до начала очередного цикла сезонных работ.

3. В ходе анализа  финансового состояния сельскохозяйственной  организации должны учитываться  сезонность сельскохозяйственного  производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

4. Введение механизма банкротства требует подготовки специалистов по антикризисному управлению, которые в одном лице должны быть профессионально грамотными технологами сельскохозяйственного производства, экономистами, финансистами и юристами.

5. Механизм банкротства, ипотечная ответственность при выдаче кредитов и другие факторы предполагают оценку стоимости имущества сельскохозяйственных предприятий, основные средства которых зачастую продаются по ценам в 5-6 раз ниже их реальной стоимости. Поэтому необходимо в конкретные сроки создать институт профессиональных риэлторов-аграрников.

6. Банкротство производителей связано с воздействием факторов внешних и внутренних. К первым относят факторы, воздействие которых производители не в состоянии изменить, например политику государства, конъюнктуру рынка и др.; ко вторым – факторы, которые связаны с непосредственной деятельностью самих товаропроизводителей – организация производства, маркетинг и так далее. В мировой практике считается нормальным, когда 8-10% банкротств в сельском хозяйстве связано с воздействием внешних факторов, а 90% и более – внутренних. В России тенденция противоположная. Здесь преобладает негативное воздействие внешних факторов: диспаритет цен, сложность с финансированием и кредитованием производственных процессов и так далее. Следует также учесть, что, как показывает мировой опыт, предельно допустимый уровень банкротств, даже в период кризиса с характерным массовым разорением сельскохозяйственных производителей, не должен превышать 10-12%. Иначе происходит снижение объемов производства, на восстановление которых у общества просто не хватает сил и средств.

Внутренние причины  банкротств сельскохозяйственных предприятий  условно можно выделить в следующие  группы:

-отсутствие маркетинговой стратегии на рынке, слабая адаптация процессов производства и реализации произведенной продукции к требованиям конъюнктуры рынка. До 90% руководителей хозяйств чисто психологически вопросы технологии производства ставят выше организационно-экономических. В условиях рынка это недопустимо, так как важно не только произвести продукцию, но и продать ее с выгодой для себя. Отсюда возникает необходимость создания маркетинговых служб в хозяйствах и маркетинговых центров на районных и областных уровнях управления;

-износ материально-технических ресурсов и невыполнение технологических операций. Учитывая сложное финансовое положение большинства хозяйств, для предотвращения их потенциального банкротства санационные мероприятия правительства должны включать развитие лизинга и материально-техническое обеспечение фьючерсных контрактов правительства под государственные закупки сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

-слабая организация производства, падение технологической дисциплины характерны для 75% хозяйств-банкротов. Выход здесь один – менять собственников с возможной продажей ресурсов более крупным и рентабельным предприятиям, способным наиболее эффективно их использовать;

-невозможность диверсификации производства. Опыт наиболее рентабельных хозяйств показывает, что, как правило, это крупные высокотоварные предприятия с замкнутым технологическим циклом. Кроме производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, у них налажено производство товаров народного потребления и оказание услуг населению.

 

 

 

 

 

 

 

3. Методические  подходы к финансовому оздоровлению  сельскохозяйственных предприятий

 

При разработке адаптационно-антикризисных  мер для предприятий агарного сектора экономики необходимо учитывать все многообразие внутрихозяйственных путей и способов предотвращения банкротства. Основные внутрихозяйственные факторы, способствующие адаптации и предотвращению банкротства сельхозпредприятия можно объединить в три основные группы: организационно-экономические, производственно-технологические, социальные (табл. 1).

Таблица 1

Антикризисные меры по предотвращению банкротства сельскохозяйственных товаропроизводителей

Организационно-экономические

Производственно-технологические

Социальные

Повышение интенсивности  производства

Улучшение использования  земли и техники

Развитие социальной инфраструктуры

Хозяйства

Оптимизация размеров производства

Повышение урожайности  культур и продуктивности животных

Уменьшение дифференциации доходов по группам работников

Развитие специализации  и кооперации, рационализация сочетания  отраслей

Улучшение качества продукции

Улучшение условий труда  и качества жизни

Совершенствование организации  труда и производства

Снижение ресурсо- и  трудоемкости продукции

Повышение семейных доходов

Снижение хозяйственного риска

Оптимизация производственной структуры

Повышение степени содержательности труда

Улучшение качества бизнес-планов и прогнозирования

Углубление эффективных  технологий

Изменение статуса наемного работника

Улучшение трудовой мотивации

Внедрение эффективных  технологий

Улучшение экологии


Организационно-экономические, производственно-технологические и социальные факторы предотвращения банкротства (через адаптацию и повышение эффективности хозяйствования) тесно взаимосвязаны. Наибольший эффект они дают при их системном использовании.

Следует отметить, что универсального метода финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий, естественно, нет. Это во многом определяется характером производственной деятельности, состоянием потенциала предприятия, местом его на рынке сельхозпродукции, значением и ролью в социально-экономическом развитии района и другими факторами.

При разработке программы  антикризисных мер для конкретного  предприятия необходимо учитывать  все многообразие внутрихозяйственных  путей и способов предотвращения банкротства.

В зависимости от возможностей восстановления платежеспособности предприятий  необходимо определять меры их экономической  поддержки. При этом должен быть обеспечен  строгий контроль за осуществлением предусмотренных мер по выводу хозяйств из кризисной ситуации. Это позволит на основе объективной диагностики финансового состояния и оценки перспектив развития предприятия определить внутренние резервы и эффективно распорядиться выделяемыми средствами поддержки, мобилизовать трудовой коллектив на выполнение сложнейших задач оздоровления экономики предприятия.

В настоящее время  в каждом субъекте Российской Федерации  создается Территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления  деятельности по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих долги.

Одним из критериев успешности рыночных реформ в аграрном секторе  современной России следует считать  устойчивое, экономически эффективное  и экологически безопасное производство, способное сбалансировать потребительский спрос на приемлемом для населения ценовом уровне и при достаточном ассортименте продукции.

Таким образом, финансовое оздоровление и реформирование сельскохозяйственных предприятий поможет большинству  из них перейти от экономики выживания к бизнесу, превратить их в жизнеспособные, рыночно ориентированные производственные единицы.

 

Заключение

 

На основании вышеизложенного  можно сделать следующие выводы.

Независимо от организационно-правовых форм юридических лиц сельскохозяйственным организациям присуща определенная отраслевая специфика: зависимость результатов деятельности от природных факторов, сезонный характер аграрного производства. Эти обстоятельства учтены в Законе о банкротстве и выразились в особых правилах процедур банкротства сельскохозяйственных организаций:

Информация о работе Банкротство с/х организаций