Диагностика кризисного состояния ОАО «Омская энергосбытовая компания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов

Содержание

Введение. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ
КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 Понятие кризиса на предприятии. Его виды. 4
1.2. Сущность антикризисного управления организацией. 7
1.3. Диагностика признаков банкротства. 8
1.4. Модели диагностики банкротства 12
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОЖИВШЕЙСЯ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ. 15
2.1. Характеристика ОАО «Омская энергосбытовая компания». 15
2.2. Диагностика особенностей финансового состояния предприятия. 17
2.3. Диагностика вероятности банкротства. 20
Заключение……………………………………………………………………………………...22
Список использованной литературы. 23
Приложение 1 24
Приложение 2 25

Работа состоит из  1 файл

ОМСКИЙ ФИЛИАЛ.docx

— 72.73 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»

 

 

Специальность: Антикризисное управление                                            

 

Дисциплина: Диагностика кризисного состояния предприятия

              

 

 

Курсовая работа

 

на  тему: «Диагностика кризисного состояния

ОАО «Омская энергосбытовая компания»»»

 

 

 

 

                                                             Выполнила: 

 

 

           Проверил:  

 

 

                                                                                             Оценка: ____________

 

 

                                                           Омск 2011

 

 

Содержание:

Введение. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ

КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 4

1.1 Понятие кризиса на предприятии. Его виды. 4

1.2. Сущность антикризисного управления организацией. 7

1.3. Диагностика признаков банкротства. 8

1.4. Модели диагностики банкротства 12

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОЖИВШЕЙСЯ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ. 15

2.1. Характеристика ОАО «Омская энергосбытовая компания». 15

2.2. Диагностика особенностей финансового состояния предприятия. 17

2.3. Диагностика вероятности банкротства. 20

Заключение……………………………………………………………………………………...22

Список использованной литературы. 23

Приложение 1 24

Приложение 2 25

 

 

Введение

В современных экономических  условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах  его функционирования.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние - важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.

Конкурентоспособность предприятию  может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся на распоряжении.

Интерес к данной проблеме оправдан, т.к. любое предприятие  может столкнуться с проблемой  неустойчивого финансового состояния, неплатежеспособностью, банкротством. Поэтому своевременное обнаружение  признаков возможных финансовых затруднений в будущем дате шанс принять правильные управленческие решения во избежание несостоятельности.

Несмотря на достаточную  степень разработанности проблемы, для каждой организации подход к  данному вопросу индивидуален, хотя первоначально основан на общих  методиках.

Решения финансового характера  точны настолько, насколько хороша и объективна информационная база. В данной работе мы проведем диагностику ОАО «Омская энергосбытовая компания», на основе баланса и отчета о прибыли и убытках.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ

КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ  ПРЕДПРИЯТИЯ

    1. Понятие кризиса на предприятии. Его виды.

 

Кризис - это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.

Кризисные ситуации могут  возникать на любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т. п.

Мировая рыночная экономика  не знает примеров организаций, которых когда-либо, не коснулись кризисные ситуации, в той или иной мере.

Очень важными в решении  проблем управления являются следующие вопросы: в какие периоды развития организации может возникнуть в ней и получить развитие кризис; насколько опасность возникновения кризиса определяется рискованным изменением самой организации и как это может быть связано с развитием экономической среды, в которой функционирует рассматриваемая организация.

Практика показывает, что кризисы  отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организации, подчас не совпадающие с ритмами общественного развития или развития других организаций. Каждая организация имеет свой потенциал развития и условия его осуществления, при этом она подчиняется закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы. Поэтому на организацию постоянно воздействуют как внешние факторы, определяемые воздействием общих циклов экономики, так и внутренние, зависящие от собственных циклов и кризисного развития.

Кризисные ситуации, прежде всего, выражаются в колебаниях объема производства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженности поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств и т. п., так как именно эти причины служат предпосылкой появления состояния неплатежеспособности организации.

До банкротства, организации проходят ряд стадий и состояния, от эпизодической (временной) неспособности выполнять в полном объеме и своевременно свои обязательства, до длительной, от длительной до хронической неспособности, от хронической до кризисного и безнадежного состояния, т. е. полного финансового банкротства. 

Причина кризиса — события  или явления, вследствие которых  появляются симптомы и далее факторы кризиса.

Например, в организации  причинами могут быть финансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования.

С точки зрения воздействия на организацию причины возникновения кризиса в ней можно классифицировать на внешние и внутренние. Внешние определяют воздействие среды, в которой существует организация, а возникновение внутренних причин зависит от ситуации в самой организации. К внутренним факторам относятся:

- управленческие: высокий уровень  предпринимательского риска, недостаточное  знание коньюктуры рынка, неэффективный финансовый менеджмент, отсутствие гибкости управления и т.д.;

- производственные: устаревшие и  изношенные основные фонды, низкая  производительность труда, высокая  материалоемкость, высокие энергозатраты;

- рыночные: низкая конкурентноспособность, зависимость от узкого круга поставщиков и покупателей.

Внешние причины определяются состоянием экономики (рост инфляции, нестабильность налоговой системы, рост безработицы, снижение уровня доходов населения), деятельностью государства, состоянием отрасли, к которой относится рассматриваемая организация, а также воздействием стихии. А также влияние оказывают рыночные факторы: снижение емкости внутреннего рынка, усиление монополизма на рынке, нестабильность валютного рынка.

Так как внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой она не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии системного кризиса, это отражается на функционировании отдельной организации, причем для каждой по-разному. Все зависит от вида собственности организации, вида ее деятельности и от экономического и профессионального потенциала. При этом следует иметь в виду, что каждая организация по-разному реагирует на соотношение влияющих на ее состояние внутренних и внешних факторов. Так, при возникновении системного кризиса ряд организаций мгновенно разрушается, другие изо всех сил сопротивляются кризисным явлениям, третьи находят разные возможности использовать влияние внешних факторов во благо себе, может быть, временно, в хаосе общих кризисных явлений.

Это может объясняться  многими причинами, среди которых  есть и антикризисный потенциал, профессиональное управление, повышенная экономическая активность, но при этом нельзя сбрасывать со счетов стечение обстоятельств и удачные рискованные решения.

Однако возможно и такое положение, при котором даже при весьма благоприятной внешней экономической обстановке организация входит в глубокий кризис. В этом случае причинами, скорее всего, могут быть внутренние факторы развития.

К проблеме возникновения кризисов в организации следует подходить с системных позиций. Любая организация является целостной системой, она состоит из взаимосвязанных элементов, частей, компонентов и пр. При этом развитие организации, даже при ее количественном росте, не изменяет общих характеристик ее целостности, если, конечно, не происходит ее разрушения.

1.2. Сущность антикризисного  управления организацией.

 

Антикризисное управление  — это совокупность методов, приемов, позволяющих распознавать кризисы, осуществлять их профилактику, преодолевать их негативные последствия, сглаживать течение кризиса.

Технология  антикризисного управления  включает в себя ряд последовательных шагов  по реализации механизма воздействия  на систему с целью предупреждения, смягчения и преодоления кризисов разных типов. Менеджеру по антикризисному управлению важно иметь системное  видение, уметь целиком охватить взглядом ряд взаимосвязанных проблем, которые, к примеру, могут привести организацию к банкротству, или  резко ухудшить социальное положение  людей. Методы антикризисного управления на уровне государственного регулирования  включают: выработку нормативных, законодательных  актов, определение направленной финансовой и социальной политики, содействие малому бизнесу, инновационной активности предприятий и конкурентоспособности  страны на мировом рынке. На уровне менеджмента организации, антикризисное управление — это разработка стратегий, позволяющих достигать конкурентных преимуществ на рынке с учетом рисков; формирование антикризисной команды менеджеров и реализация программы по выходу из кризиса; проведение мероприятий, направленных на привлечение финансовых ресурсов в организацию и реструктуризация кредиторской задолженности; своевременное решение конфликтов и выбор оптимальной кадровой политики, проведение реорганизации на сложном этапе банкротства.

Управление  системами в состоянии неравновесия и дисбаланса, требует от руководителей  освоения практических навыков предвидения  и распознавания кризисов, устранения отрицательных последствий возникающих  негативных факторов. Антикризисное  управление включает комплекс методов, применяемых в разных функциональных подсистемах менеджмента. Социальные технологии, методы экономического анализа, прогнозирование, разработка сложных  инвестиционных проектов и антикризисных  программ, планов реструктуризации и  реорганизации — применяются  в комплексе для своевременного предупреждения и преодоления кризисов.

Антикризисное управление включает совокупность знаний и результаты анализа практического  опыта, которые направлены на оптимизацию  механизмов регуляции систем, выявления  скрытых ресурсов, потенциала развития на сложном этапе развития. Специфика антикризисного управления связана с необходимостью принятия сложных управленческих решений в условиях ограниченных финансовых средств, большой степени неопределенности и риска. Менеджер, решающий подобные задачи, сталкивается с необходимостью действовать своевременно и быстро, растет уровень его ответственности.

1.3. Диагностика признаков  банкротства.

 

Финансовый  менеджмент располагает целой системой экономических показателей, которые  с разных сторон и на разном уровне характеризуют финансовое состояние  предприятия, однако множественность  показателей не всегда правильно  позволяет оценить существующее положение.

В развитых странах существует метод, позволяющий  выделить макроэкономические показатели, влияющие на уровень банкротства. К  ним относятся следующие показатели.

1.   Индекс Доу - Джонса.

2.   Уровень безработицы. 

3.   Прибыль после вычета налогов. 

4.   Изменение в структуре инвестиций.

5.   Удельный вес новых заказов  на товары длительного пользования  (стоимостное выражение этих товаров)  в ВВП. 

Диагностика банкротства объединяет следующие  этапы.

1.   Исследование финансового состояния  предприятия.

2.   Обнаружение признаков банкротства.

3.   Определяются масштабы кризисного  положения. 

4.   Изучаются основные факторы, обуславливающие  кризисное состояние. 

Объектом  пристального внимания при диагностике  являются показатели текущего и перспективного потока платежей, а также объемы прибыли.

Самой простой  моделью прогнозирования банкротства  является двухфакторная модель, при  этом выбираются всего 2 показателя: коэффициент  покрытия и отношение заемных  средств к активам. При этом западные экономисты рассчитали определенные весовые  коэффициенты к этим показателям.

В США  и в Западной Европе широко используется модель Альтмана, составленная им на основе анализа 33 фирм, являющихся банкротами.

z = 1,2x1 + 1,4x2 + 3,3x3 + 0,6x4 + 1x5.

x1 - степень  ликвидности активов;

x2 - уровень  рентабельности активов;

x3 - уровень  доходности активов;

Информация о работе Диагностика кризисного состояния ОАО «Омская энергосбытовая компания»