Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:00, контрольная работа
Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. Проведение рыночных реформ в России потребовало коренного пересмотра ряда важнейших теоретических положений российской финансовой науки. Обозначились новые проблемы, как в области теории финансов, так и в практике реализации финансовых отношений в современных условиях.
Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание и задачи финансовой политики
1.1. Понятие финансовой политики. 5
1.2. Содержание финансовой политики 6
1.2.1. Составные части финансовой политики 6
1.3. Задачи финансовой политики 9
1.4. Типы финансовой политики 9
1.5. Условия эффективности финансовой политики 14
Глава 2.Современное состояние финансовой политики РФ 15
Глава 3. Содержание и структура финансового механизма
3.1. Понятие финансового механизма 18
3.2. Финансовые рычаги и стимулы 19
3.3. Формы финансового обеспечения 20
3.4. Организационные структуры финансового механизма 21
Заключение 23
Список использованной литературы 26
К основные направлениям (задачам) финансовой политики Росси на современном этапе можно отнести следующее:
- устойчивый
профицит федерального бюджета
или сохранение
- снижение государственного долга;
- стабилизация
национальной валюты и
- развитие банковского сектора, в первую очередь, в части совершенствования законодательной базы функционирования банковской системы;
- переход к среднесрочному планированию;
- продолжение
налоговой реформы и реформы
межбюджетных отношений (
Известно, что развитие экономики
страны зависит от качества
налоговой системы. В
В частности, за последние 2-3 года было сделано следующее:
- налог
на прибыль предприятий
- введен
налог на добычу полезных
- снижение ставки единого социального налога с 39,5% до 35,6%;
- сокращен НДС с 20% до 18%;
- отменен налог, уплачиваемый с выручки от реализации товаров;
- отменена инвестиционная льгота;
- установление
единой ставки налога на
Бюджет России по-прежнему чрезмерно зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних рынков, в связи с этим был создан Стабилизационный фонд в составе Федерального бюджета РФ, с целью повышения устойчивости экономики, федерального бюджета к воздействиям внешнеэкономической конъюнктуры. Стабилизационный фонд формируется за счет 2-х источников, которые связаны с нефтью: часть налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и часть экспортной пошлины на нефть, поступающих в бюджет при превышении ценовой планки в 20 дол. за баррель. Кроме того, вначале 2004г. в Стабилизационный фонд было перечислено 106 млрд.руб. 8
Политика в социальной сфере:
основная нагрузка лежит на
регионах. В 2004 году основная тяжесть
расходов на проведение
Подводя итоги, можно отметить, что финансовая политика России была целенаправленной, скоординированной. Об этом свидетельствует сокращение внешнего долга (в 2002 году новые внешние заимствования не производились, в счет погашения задолженности было выплачено 14,2 млрд. дол.)10, сохранение профицита бюджета (или его сбалансированности), рост ВВП (темп роста ВВП за 2003 год составил 6,6% по сравнению с 2002 годом).11
Вместе с тем остаются
ГЛАВА 3. Содержание и структура финансового механизма.
3.1. Понятие финансового механизма.
Финансовый механизм является важной составной частью финансовой политики, при помощи которой происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов, государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.15
Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решениями различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.2
Различают директивный и регулирующий финансовый механизм. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.3
Структура финансового механизма:
1.Финансовые методы (инвестирование, страхование, кредитование);
2.Финансовые рычаги (прибыль, процентные ставки, виды кредита, финансовые санкции и др.);
3.Правовое обеспечение (Законы, Указы Президента, постановления, приказы);
4.Нормативное обеспечение (инструкции, методические указания);
5.Информационное
обеспечение (экономическая,
3.2. Финансовые рычаги и стимулы.
Финансовые стимулы сводятся к тому, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении.
Мы знаем, что финансы участвуют в процессе создания денежных доходов, а также в процессе их распределения. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, и умело управляя им, государство может стимулировать или сдерживать развитие того или иного процесса.
Если говорить о конкретных рычагах и способах воздействия на экономические процессы, то надо назвать следующие:
-
бюджет: средства из бюджета на
развитие той или иной отрасли,
-
цены, тарифы. И в условиях рыночной
экономики государство, как
- налоги. Это наиболее мощный финансовый инструмент стимулирования хозяйственной деятельности. Стимулирующее влияние налогов реализуется через систему изъятия, скидок, преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии опять-таки с выработанными социально-экономическими приоритетами.
-
экспортно-импортные пошлины,
Это далеко неполный перечень тех рычагов, которые активно и комплексно используется государством для достижения поставленных целей.
3.3. Формы финансового обеспечения.
Финансовые отношения можно сгруппировать, которая будет включать в себя системы: государственных финансов; финансов организаций, предприятий и корпораций; кредитную (инвестиционную) и банковскую; международную финансово-кредитную и финансовый рынок. Каждое из перечисленных звеньев системы финансов достаточно обособленно и выполняет конкретную роль в экономике, отражает определенные экономические отношения и выполняет функции образования денежных фондов, использования денежных фондов и контрольную.
В
систему отношений
3.4. Организационные структуры финансового механизма.
Управление финансами представляет собой процесс, который организуют и которым руководят органы государственной власти в соответствии с законодательством:
- Федеральное Собрание, которое регламентирует деятельность финансовой системы, устанавливает взаимоотношения всех хозяйствующих субъектов, утверждает федеральный бюджет и финансовое законодательство;
- Правительство Российской Федерации готовит проект государственного бюджета, выступает как центр оперативного и текущего управления финансами и включает в свой состав многие министерства и ведомства, на которые возложены обязанности и ответственности по направлениям развития экономики;
- Счетная палата РФ контролирует расходование и целевое назначение федеральных денежных средств;
- Министерство
финансов РФ осуществляет
- Федеральное
казначейство организует
- Министерство экономики РФ является руководящим органом в выработке стратегии экономического развития и разрабатывает баланс финансовых ресурсов страны;