Формирование и расчет показателей прибыли и рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:17, реферат

Описание

Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи. Среди основных задач можно выделить:
повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки;
объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов;
определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов;
контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;
выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса; проверка оптимальности управленческих решений.

Содержание

Введение 2 стр.
Оценка финансового состояния коммерческого предприятия.
Анализ состава балансовой прибыль 3 стр.
Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности 5 стр.
Анализ уровня среднереализационных цен 7 стр.
Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности 8 стр.
Анализ рентабельности продукции 9 стр.
Анализ распределения и использования прибыли предприятия 12 стр.
Анализ прибыли и рентабельности с использованием международных
Стандартов 14 стр.
Анализ и планирование прибыли 18 стр.
Список литературы 34 стр.
Практическая часть 35 стр.

Работа состоит из  1 файл

коип эк анализ.doc

— 535.50 Кб (Скачать документ)

            Анализ сводится в основном  к изучению динамики и причин  полученных убытков и прибыли  по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями.

            При анализе устанавливаются  причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.

             Изменение суммы полученных штрафов  может произойти не только  в результате нарушения договорных  обязательств  поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля в отношении их.

            Поэтому при анализе данного  показателя следует проверить,  во всех ли случаях нарушения  договорных обязательств были  предъявлены поставщикам соответствующие  санкции.

           Убытки от списания безнадежной  дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.

           Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста снижения.

          В заключение анализа разрабатываются  конкретные мероприятия, направленные  на предупреждение и сокращение  убытков и потерь от данных  видов деятельности  

Анализ  рентабельности продукции

         Показатели рентабельности более  полно, чем прибыль, характеризуют  окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает  соотношение эффекта с наличными  использованными ресурсами. Их  применяют для оценки деятельности  предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели  рентабельности можно объединить в несколько групп:

  1. показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
  2. показатели, характеризующие рентабельность продаж;
  3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

    Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли  от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) чистой прибыли (Пч)  к сумме затрат по реализованной произведенной продукции (З):

    

    Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

    Рентабельность  продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

.

    Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала ( ) отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

.

    В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных показателей  рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами. Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

    Факторная модель этого показателя имеет вид:

    Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.

    Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:

    Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж.

    Уровень рентабельности продаж отдельных видов  продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

.

    Аналогично  осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости ед), среднего уровня цен i) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

    Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала ( ) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости  Коб), который    определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

    Чем быстрее оборачивается капитал  на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.

    И наоборот, замедление оборачиваемости  капитала требует дополнительного  привлечения средств для обеспечения  того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем  продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

    Взаимосвязь названных факторов с уровнем  рентабельности капитала можно записать в виде

.

    Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение  качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта.

    Таблица 2

Схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации продукции

      

   Анализ  распределения и  использования прибыли  предприятия

   После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), другая - на капитальные вложения в социальную сферу (фонд социальной сферы), третья -на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.

   Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении  прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет.     Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.

      В процессе анализа необходимо  изучить динамику доли прибыли,  которая идет на самофинансирование  предприятия и материальное стимулирование  работников и таких показателей,  как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать их надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, и на один рубль основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, выше нормативных для данной отрасли производства, то имеются перспективы для развития предприятия.

    В процессе анализа необходимо изучить  выполнение плана по использованию  прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.

Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменения суммы чистой прибыли ч) и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды (Кi). Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия равна произведению двух факторов: Фi = Пч . Кi. Значит, для расчета их влияния можно использовать один из приемов детерминированного фактора анализа.

      Затем надо рассчитать влияние факторов изменения  чистой прибыли на размер отчислений в фонды предприятия. Для этого  прирост чистой прибыли за счет каждого  фактора умножим на плановый коэффициент  отчислений в соответствующий фонд:

.

      Важной  задачей анализа является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.

      Фонд  накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д.

      Фонд  социальной сферы может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий), фонд потребления – на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.).

      В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект. 

Анализ  прибыли и рентабельности

с использованием международных  стандартов

     В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

     Маржинальный  доход (МД) – это прибыль в сумме  с постоянными затратами (А).

МД=П+А,

откуда

П=МД-А.

     С помощью формулы можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат.

Очень часто при определении суммы  прибыли вместо маржинального дохода используется выручка (РП) и удельный вес маржинального дохода в ней (Ду).

Поскольку

,

то

.

    Данная  формула успешно применяется  тогда, когда необходимо проанализировать прибыль от реализации нескольких видов продукции.

Информация о работе Формирование и расчет показателей прибыли и рентабельности