Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 12:01, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы «Издержки производства: анализ и структура развития» состоит в том, что уход от централизованно - плановой системы хозяйствования и переход к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководители предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными “ архитекторами “ развития новых хозяйственных связей и методов ведения экономики предприятия.
В этой связи все более возросла роль явных и неявных издержек предприятия, так как от них непосредственно зависит размер прибыли, которую получит предприниматель. Поэтому их изучение - это необходимый фактор успеха.
Явные издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата, выплачиваемая рабочим, жалованье менеджеров, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг, гонорары за юридические консультации, оплата транспортных расходов и т.д.
Введение 3
1. Теоретические основы анализа издержек производства 5
1.1 Сущность и виды издержек 5
1.2. Краткосрочный и долгосрочный периоды деятельности предприятия 12
2. Предельные издержки предприятия 17
2.1. Предельный продукт и закон убывающей отдачи 17
2.2. Пути снижения издержек производства 20
3. Анализ издержек на предприятии ООО «РаМо» 25
3.1. Описание предприятия 25
3.2. Численность работников и затраты на заработную плату 29
3.3. Расчет затрат по статьям калькуляции 30
3.4. Расчет общей суммы издержек и определение цены продукции 35
3.5. Расчет доходов, прибыли и рентабельности 36
Заключение 37
Список использованной литературы: 39
Приложение 40
Актуальность темы курсовой работы «Издержки производства: анализ и структура развития» состоит в том, что уход от централизованно - плановой системы хозяйствования и переход к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководители предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными “ архитекторами “ развития новых хозяйственных связей и методов ведения экономики предприятия.
В этой связи все более возросла роль явных и неявных издержек предприятия, так как от них непосредственно зависит размер прибыли, которую получит предприниматель. Поэтому их изучение - это необходимый фактор успеха.
Явные издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата, выплачиваемая рабочим, жалованье менеджеров, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг, гонорары за юридические консультации, оплата транспортных расходов и т.д.
Существуют также неявные издержки (имплицитные). К их числу относятся альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (или находящиеся в собственности фирмы, как юридического лица). Эти издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и поэтому остаются недополученными (в денежной форме). Обычно фирмы не отражают имплицитные издержки в своей бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными.
Современная экономическая теория, как нам уже известно, исходит из факта редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования. Поэтому издержки в экономике связаны с отказом от возможности производства альтернативных товаров. То есть любое решение о производстве той или иной продукции все равно будет отказом от использования тех же ресурсов для производства какого-то альтернативного товара. В этой связи все издержки представляют собой альтернативные или вмененные (скрытые) издержки.
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т.п.) фирма может идти на временное снижение прибыли, и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки - это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу. Это относится к выпуску уже освоенной продукции и к переходу на новые изделия.
Цель курсовой работы – рассмотрение содержания издержек производства.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Курсовая работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
При написании данной курсовой работы был использован разнообразный материал такие журналы, как «Вопросы экономики», «РЭЖ», «Финансы», а также учебник Борисова «Основы экономики», Камаева «Экономическая теория», Сажина и Чибрикова «Основы экономической теории» и другая литература.
Издержки производства - совокупность затрат материальных средств (сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования и др.) и необходимого труда (труда, затрачиваемого на производство товара), показывающих, во что обходится производство и реализация продукции на данном предприятии. В денежном выражении они представляют собой себестоимость продукции, текущие затраты предприятия. Их размерами определяется минимальная цена товара, в то время как максимальная — спросом. Предприятие (компания, фирма) стремится назначить за товар такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки по его производству, распределению и сбыту, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск.
Любая фирма, прежде чем начать производство, должна четко представлять, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучит спрос и определит, по какой цене будет продаваться продукция, и сравнит предполагаемые доходы с издержками, которые предстоит понести.
Рассмотрим издержки фирмы в процессе производства и сбыта товаров и услуг. Прежде всего, обратим внимание на явные и альтернативные (вмененные) издержки, так как и те и другие учитываются фирмой в ее деятельности. К явным относятся все издержки фирмы на оплату используемых факторов производства. Классическими факторами производства являются труд, земля (естественные ресурсы) и капитал. Современные экономисты склонны выделять в особый фактор предпринимательские способности. Так или иначе, все явные затраты фирмы в конечном счете сводятся к возмещению использованных факторов производства. Сюда входит оплата труда в виде заработной платы, земли - в виде аренды, капитала - в виде расходов на основные и оборотные фонды, а также оплата предпринимательских способностей организаторов производства и сбыта. Сумма всех явных издержек выступает как себестоимость продукции, а разница между рыночной ценой и себестоимостью - как прибыль.
Однако сумма производственных издержек, если в них включать только явные издержки, может быть заниженной, и прибыль, соответственно, будет завышенной. Для более точной картины, с тем чтобы принятие фирмой решения о начале или развитии производства было обоснованным, в издержки следует включать не только явные, но и неявные (вмененные, альтернативные) затраты.
Альтернативными называются издержки (альтернативная стоимость) использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Эти издержки не входят в платежи фирмы другим организациям или лицам. Например, собственник земли не платит ренту, однако, обрабатывая землю самостоятельно, отказывается тем самым от сдачи ее в аренду и от дополнительного дохода, возникающего в связи с этим. Работник, занимающийся индивидуальной деятельностью, не нанимается на фабрику и не получает там заработную плату. Наконец, предприниматель, вложивший свои деньги в производство, не может положить их в банк и получать ссудный (банковский) процент.
Учет не только явных, но и альтернативных издержек позволит более точно оценить прибыль фирмы. Чистая экономическая прибыль определяется как разница между доходом от реализации продукции и всеми (явными и альтернативными) издержками.
Проведя различие между явными и альтернативными издержками, можно определить, что понимается под прибылью в экономической науке.
Бухгалтерская прибыль (финансовая прибылью) представляет собой разность между валовым доходом (выручкой) фирмы и ее явными издержками. На практике, как правило, руководитель сталкивается именно с этим видом прибыли.
Экономическая прибыль является разницей между валовым доходом (выручкой) и всеми (как явными, так и альтернативными) издержками фирмы.
Нормальная прибыль — это прибыль, равная альтернативным издержкам, вложенным в дело владельцем фирмы.[15; c. 144]
Некоторые факторы производства используются фирмой постоянно, независимо от объемов производства и даже от его временного прекращения. Примером может служить аренда помещения, поскольку арендную плату надо платить в любом случае, сколько бы продукции ни производили. То же можно сказать и о возмещении банковского кредита, уплате страховых взносов, коммунальных услуг, об амортизационных отчислениях и т. п. Издержки фирмы, связанные с возмещением производственных факторов, размеры которых не зависят от объема производимой продукции, называются постоянными (FC, англ. fixed costs).
К переменным издержкам фирмы VC (англ. variable costs) относят возмещение затрат на выплату заработной платы персоналу, начисляемой в зависимости от выработки, платежи за используемое сырье и материалы, топливо, электроэнергию и т. д. Если производство прекратится, то переменные издержки сократятся почти до нуля, в то время как постоянные издержки останутся на том же уровне. С расширением производства переменные издержки будут возрастать, фирме потребуется больше сырья, материалов, работников и т. п.
В сумме постоянные и переменные издержки составляют общие, или валовые, издержки производства ТС (англ. total costs):
TC = FC + VС. (1.1)
Если постоянные издержки неизменны, а переменные растут по мере увеличения объемов производства, то, очевидно, валовые издержки также будут расти.
Основу постоянных издержек составляют издержки, связанные с использованием основных фондов (основного капитала), а переменных — издержки, связанные с использованием оборотных фондов (оборотного капитала).
Деление издержек на постоянные и переменные имеет важное значение для анализа деятельности предприятия, в частности принятия решения о закрытии или об объявлении банкротства в случае убыточной деятельности предприятия.
Само собой разумеется, что ни один предприниматель, организуя дело, не планирует убытки, а намерен получать прибыль. Получение максимально возможной прибыли является естественной целью предпринимательства, т. е. коммерческой деятельности. Однако в процессе этой деятельности убытки встречаются нередко.
Предприятие, приносящее прибыль, может благополучно продолжать свою деятельность. Предприятие, терпящее убытки (хотя они могут быть и временными), должно решить, продолжать свою производственную деятельность или же закрыться и выйти из дела. Однако не всякое предприятие и не всегда может выйти из дела в любой момент. Это зависит от того, в каком периоде оно находится — в краткосрочном или долгосрочном.
Средними называются издержки, приходящиеся на единицу производимой продукции. Сравнивая средние издержки с ценой продукции, можно получить представление о прибыльности работы фирмы. Средние издержки АС (англ. average costs) рассчитываются путем деления издержек на объем произведенной продукции Q (англ. quantity). Таким образом, можно рассчитать средние постоянные AFC (англ. average fixed costs), средние переменные AVC (англ. average variable costs) и средние валовые АТС (англ. average total costs) издержки
AFC = FC / Q (1.2)
AVC = VC / Q (1.3)
ATC = TC / Q = (FC + VC) / Q = AFC + AVC (1.4)
Средние валовые издержки можно рассчитать двумя способами: во-первых, путем деления валовых издержек на объем производства и, во-вторых, суммируя средние постоянные и средние переменные издержки.[7; c. 214-218]
Итак, основное положение современной экономики об издержках производства: чтобы получить большее количество любого блага, необходимо предоставить потенциальным производителям и поставщикам этого блага определенный стимул, который бы побудил их перебросить ресурсы из сферы их текущего использования на производство того, чего мы хотим. Необходимо, чтобы выгоды от такой переброски превысили затраты на нее, т.е. превысили ценность тех возможностей, от которых придется отказываться потенциальным предпринимателям.
В долгосрочном временном интервале фирма может менять все используемые факторы производства. Иными словами, все издержки будут выступать в качестве переменных. Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии фирмы в области масштабов своей деятельности. Например, стоит создавать для выпуска заданного объема товаров одно - крупное предприятие или несколько мелких? Какой вариант позволит минимизировать издержки? Если размеры фирмы удвоились (построили новое здание, закупили новое оборудование), в какой пропорции изменится объем выпускаемой продукции? Почему мы наблюдаем на практике, что в автомобильной, металлургической промышленности существуют крупные предприятия, в то время как производство одежды, сфера услуг сосредоточены, как правило, на мелких фирмах?
Допустим, хлебопекарня выпекает булочки. Проанализировав издержки, мы пришли к выводу, что минимальными они будут при производстве 1000 булочек ежедневно. Кривая средних валовых издержек АТС1 изображена на рис. 1.1. Если фирма будет выпекать большее количество булочек, то ее средние валовые издержки возрастут.
Рис. 1.1. Средние издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах: ATC1, ATC2, АТС3 — кривые средних валовых издержек в краткосрочном периоде; AC — кривая средних издержек в долгосрочном периоде
Нивелировать действие закона убывающей отдачи можно только, расширив масштабы производства, открыв новый цех с новым оборудованием. На этом новом, более крупном предприятии (кривая средних валовых издержек atc-l) закон убывающей отдачи начнет действовать при большем объеме выпуска и минимальные издержки на одну булочку будут достигнуты при выпечке 2000 шт. ежедневно.