Экономические методы управления и их развитие в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию экономических методов управления в условиях рыночных отношений.
Для достижения поставленной цели определены задачи:
изучить сущность экономических методов управления;
изучить ценовую политику как метод управления предприятием;
изучить экономические методы управления персоналом;
проанализировать основные показатели деятельности предприятия;
разработать план мероприятий по совершенствованию управления предприятием руководствуясь экономическими методами управления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы экономических методов управления…………...5
1.1 Сущность экономических методов управления……………………………….5
1.2 Ценовая политика как метод управления……………………………………...7
1.3 Экономические методы управления персоналом…………………………….12
Глава 2. Экономические методы управления гостиницей «Октябрьская»……..17
2.1 Общая характеристика гостиницы…………………………………………….17
2.2 Анализ основных показателей деятельности гостиницы «Октябрьская»…..21
2.3 Применение экономических методов в управлении предприятием………...27
Глава 3. Разработка мероприятий, направленных на совершенствование управления экономическими методами……..…………………...…….………….36
3.1 Теоретическое обоснование совершенствования управления на основе внедрения экономических методов управления…..………..…………………….36
3.2 Разработка плана мероприятий по внедрению экономических методов………………………………………………………………………………37
Заключение………………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………………………………41
Приложение А………………………………………………………………………43
Приложение Б……………………………………………………………………….44

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по РГБ Овечкиной М.С..docx

— 101.35 Кб (Скачать документ)

1) размер выручки от реализации продукции - характеризует объем произведенной и проданной продукции предприятия в стоимостном выражении;

2) показатели, характеризующие затраты предприятия: себестоимость произведенной продукции; коммерческие, управленческие, операционные, внереализационные расходы; величина затрат на 1 рубль реализованной;

3) объем прибыли предприятия: валовой, прибыли до налогообложения, чистой прибыли. Наличие прибыли говорит о повышении доходов предприятия над соответствующими группами расходов, то есть об эффективности его деятельности, а рост показателей прибыли свидетельствует об увеличении ресурсов, остающихся в распоряжении предприятия, а значит и возможностей его дальнейшего развития;

4) показатели рентабельности: рентабельность продаж, основной деятельности, совокупных активов. Эти показатели рассчитываются по чистой прибыли и характеризуют эффективность всей финансово-хозяйственной деятельности фирмы;

5) показатели, характеризующие объем материально-технической базы предприятия: размер совокупных активов, основных средств;

6) показатели, характеризующие трудовые ресурсы предприятия и эффективность их использования: численность персонала, производительность труда, фонд оплаты труда, средняя заработная плата;

7) показатели, характеризующие обеспеченность работников средствами труда и эффективность использования основных средств: фондовооруженность и фондоотдача.

Анализ номерного фонда гостиницы  «Октябрьская» показал, что наибольшую долю номерного фонда занимают одноместные  номера, двухместные номера составляют 30% от общего числа номеров. Наименьшая доля номеров приходится на номера категории полулюкс.

Основным сегментом потребителей выступают клиенты в возрасте 40 - 50 лет, люди с деловой целью  поездки. Предпочтительные условия  размещения являются номера улучшенной категории и категории полулюкс. По данным специалистов, работающих в  службе приема и размещения, было отмечено, что многие клиенты предпочитают номера улучшенной категории и категории  полулюкс и основными предпочтениями и пожеланиями клиентов выступают  расширение ассортимента услуг, повышение  качества обслуживания, модернизация номерного фонда. Следовательно, руководству  гостиницы «Октябрьская» необходимо предпринять меры по разработке стратегии, позволяющей удовлетворить пожелания  клиентов, что в свою очередь повысит статус предприятия на рынке гостиничных услуг г. Волгограда.

Исходя из результатов проведенного исследования конкурентоспособности  гостиниц и их рейтинга по качеству оказываемых услуг центральное  место в гостиничной индустрии  региона занимают гостиницы «Южная»  и «Волгоград», что свидетельствует  о частично реализуемом потенциале развития предприятий. Гостиница «Октябрьская»  занимает последнее место в рейтинге. Это объясняется тем, что в  настоящее время руководство  гостиницы не акцентирует своего внимания на разработке стратегии развития предприятия. Предприятие функционирует  с момента открытия и мероприятия  по совершенствованию деятельности гостиницы не проводились. Самые  низкие результаты соответствуют критерию услуг питания, ассортимента дополнительных услуг. Следовательно, руководству  гостиницы необходимо уделить внимание данному аспекту деятельности гостиничного предприятия.

 

 

    1. Применение экономических методов в управлении

предприятием

 

Основными экономическими методами управления предприятием считаются:

1) планирование: балансовый метод; нормативный метод; аналитический метод; математическое моделирование.

2) коммерческий расчет: хозрасчет; само окупаемость; самофинансирование

3) система заработной платы и других форм материального поощрения работников;

4) система ответственности с соответствующим применением вознаграждений и санкций за качество и эффективность работы;

5) система стимулирования инновационной деятельности, направленной на повышение эффективности деятельности данной организации и повышение качества ее продукции.

Рассмотрим  применение вышеуказанных методов  управления в гостинице «Октябрьская».

Начнем  с анализа применения на предприятии  функции планирования. Совершенствование  управления связано с управлением  финансами предприятия или фирмы. План – система целей и стратегий по их достижению. Программа – комплекс мероприятий по реализации стратегий. Бюджет – запланированные финансовые сметы и прогнозируемые финансовые результаты, финансовое оформление программ и подсчет необходимых для этого затрат. То есть, бюджет – это финансовый план, позволяющий сопоставить затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период времени. Поэтому бюджет– основа внутрифирменного управления. Соответственно, бюджетирование – технология составления, корректировки, контроля и оценки исполнения финансовых планов– основа технологий внутрифирменного управления.

Бюджетирование  помогает установить лимиты затрат ресурсов и нормативы рентабельности и  эффективности по отдельным видам  товаров и услуг, видам бизнеса  и структурным подразделениям предприятия. Бюджетирование позволяет сделать  предприятие или фирму «прозрачной», а потому привлекательной для  инвесторов. Бюджетирование позволяет  также решать проблемы оптимизации  финансовых потоков, сбалансированности источников поступления денежных средств  и их использования, определять объемы и формы, условия и сроки внешнего финансирования, решать другие управленческие задачи [5, c.67].

Организация работ по внутрифирменному планированию в гостинице «Октябрьская» строится по методу «сверху вниз» – руководство компании определяет цели и задачи, в частности, плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели детализируются и включаются в планы.

Планирование оплаты труда в гостинице «Октябрьская» состоит в следующем:

1. Оплата труда работника складывается из следующих частей:

а) должностного оклада (одинакового для всех работников, занимающих одинаковые должности);

б) надбавки, зависящие от выслуги лет (одинакового для всех работников с одинаковой выслугой лет на данном предприятии);

в) надбавки, зависящие от эффективности функционирования предприятия, где работает данный работник (разной по величине в зависимости от роли, которую выполняет тот или иной работник в обеспечении прибыли предприятия);

г) надбавки, зависящие от конкретного  вклада каждого работника в результаты деятельности предприятия персонально  для каждого работника в зависимости  от личной инициативы в обеспечении достижения целей предприятия.

2. Должностной оклад определяется  на основе тарифной ставки. Тарифная ставка — это размер денежной выплаты в составе заработной платы, который выплачивается работнику за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за установленное время без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Эта выплата фиксирована, обязательна к выплате и является минимальной гарантией оплаты труда работника, ниже которой он не может получить при условии выполнения должностных обязанностей.

3. Надбавка за выслугу лет  устанавливается предприятием в соответствие с нормативными актами, в зависимости от числа лет работы на данном предприятии. При отсутствии нормативных актов, величина надбавки устанавливается руководством, исходя из финансовых возможностей предприятия. Устанавливается в процентах к должностному окладу.

4. Надбавка за эффективность функционирования предприятия определяется по прогрессивной шкале в процентах к должностному окладу (с учетом инфляционной надбавки) в зависимости от эффективности функционирования предприятия, определяемой отношением прироста прибыли, приходящейся на одного работника, к сумме должностного оклада и надбавки за выслугу лет.

5. Надбавка за конкретный вклад  работника в достижение целей предприятия устанавливается персонально каждому работнику по представлению руководителя и утверждается еженедельно, ежемесячно, ежеквартально руководством предприятия [11, c.50].

Рассмотрим и рассчитаем экономическую  эффективность деятельности гостиницы  «Октябрьская».

Оценка  экономической эффективности использования  номерного фонда гостиничного предприятия  основывается на определении таких  показателей, как загрузка номерного  фонда, доля занятых номеров в  общем объеме занятых номеров  гостиницы, средняя цена номера.

Показатель  загрузки номерного фонда определяется как отношение числа проданных  номеров к общему количеству номеров, предложенных к продаже:

   (1)

Определим коэффициент загрузки номерного  фонда гостиницы «Октябрьская»  в 2011г. Данные представим в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Загрузка  номерного фонда гостиницы «Октябрьская» за 2011 г.

Категории номеров

Количество номер-сутки

Число занятых номер-сутки

Итого за год

Загрузка, %

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Одноместный

14274

2440

2670

2020

3040

10170

71,25

Одноместный улучшенный

2928

546

590

434

567

2137

72,98

Двухместный

8784

1236

1450

1586

1490

5762

65,60

Полулюкс

732

154

192

97

112

555

75,82

Люкс

2196

406

475

358

452

1691

77,00

Итого

28914

4782

5377

4495

5661

20315

70,26


 

Из таблицы видно, что в 2011 г. было занято более 20,3 тысяч номер-суток, при этом наибольшее количество занятых номеров принадлежит номерам категории люкс и полулюкс.

 

 

 

Данные по загрузки номерного фонда представим на рисунке 3.

          Рис. 3. Загрузка номерного фонда гостиницы «Октябрьская»

Из данных показателей очевидно, что у номеров  категории люкс наибольший показатель загрузки, равный 77%. Следовательно  номера этой категории являются, с  одной стороны, наиболее востребованными  клиентами гостиницы, а с другой стороны - наиболее привлекательными для  самого предприятия с точки зрения их доходности, так как цена на эти  номера является максимальной. Двухместные  номера имеют самый низкий показатель загрузки, равный 65,6%. Значение загрузки 71% принадлежит одноместным номерам  и номерам. Одноместные улучшенные номера имеют показатель загрузки, равный 73%. Номера категории полулюкс имеют показатель загрузки, равный 76%.

Такие высокие  значения коэффициента загрузки номерного  фонда гостиницы «Октябрьская»  можно объяснить сложившейся  ситуацией на рынке гостиничных  услуг г. Волгограда. В настоящее  время в Волгоградском регионе  наблюдается нехватка средств размещения. Новых гостиниц в городе практически  не строится, а существующие гостиницы  были построены в 70-х гг. и работы и по их реконструкции не проводятся.

На основе данных таблицы 2.1 определим долю занятых  номеров в общем объеме занятых  номеров гостиницы «Октябрьская»  по следующей формуле:

    (2)

Следовательно, доля одноместных номеров составляет 50,06%, одноместных улучшенных номеров  – 10,52%, двухместных номеров – 28,36%, номеров категории полулюкс и  люкс – 2,74% и 8,32% соответственно. Структуру  занятых номеров представим на рисунке 4.

Рис. 4. Структура занятых номеров гостиницы «Октябрьская»

 

Таким образом, одноместные номера обладают наибольшей долей в общем объеме занятых  номеров, наименьшая доля в структуре  занятых номеров принадлежит  номерам категории люкс и полулюкс.

В результате расчета показателей эффективности  использования номерного фонда  гостиницы «Октябрьская» был  получен следующий вывод: клиенты  ценят комфорт и качество предлагаемых услуг. Цена не является определяющим критерием принятия решения воспользоваться  услугами проживания. Номера категории  люкс, полулюкс и улучшенные номера, обладая незначительной долей в  общем объеме номеров, имеет высокий  показатель загрузки, а, следовательно, приносят наибольший доход предприятию. Поэтому, руководству гостиницы  следует провести мероприятия с  целью повышения комфорта проживания в одноместных номерах. Это позволит увеличить их загрузку и получить дополнительный доход.

Основными технико-экономическими показателями, характеризующими эффективность хозяйственной  деятельности гостиничного предприятия, являются:

Информация о работе Экономические методы управления и их развитие в условиях рыночных отношений