Автор работы: k**************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 21:12, контрольная работа
1. Разграничение компетенции антимонопольных органов
2. Злоупотребление монопольным (доминирующим) положением
- установление таких цен либо других условий приобретения или реализации товара, которые невозможно было бы установить при условии существования значительной конкуренции на рынке;
- применение разных цен либо разных других условий к равнозначным соглашениям с субъектами хозяйствования, продавцами или покупателями без объективно оправданных на то причин;
- обусловливание заключения соглашений принятием субъектом хозяйствования дополнительных обязательств, которые по своей природе или согласно торговым и иным честным обычаям в предпринимательской деятельности не касаются предмета договора;
- ограничение производства, рынков или технического развития, которое причинило либо может причинить ущерб другим субъектам хозяйствования, покупателям, продавцам;
- частичный или полный отказ от приобретения или реализации товара из-за отсутствия альтернативных источников реализации или приобретения;
- существенное
ограничение
- создание препятствий доступу на рынок (выходу из рынка) либо устранение с рынка продавцов, покупателей, других субъектов хозяйствования.
Необходимо учитывать, что перечень запрещённых действий, приведённых в части 2 ст. 13, не является исчерпывающим, поскольку общая запретительная норма, содержащаяся в части 1 ст. 13 Закона, касается любых действий, ограничивающих конкуренцию либо ущемляющих права потребителей.
Следует отметить, что запретительные нормы ст. 13 Закона о защите экономической конкуренции распространяются не только на действия (бездействия) субъекта хозяйствования, которые уже фактически привели к злоупотреблению монопольным положением, но и на действия, которые могут причинить ущерб субъектам хозяйствования, покупателям или продавцам.
Предупреждение,
выявление и прекращение
Злоупотребление монопольным положением является одним из наиболее распространённых видов нарушений конкурентного законодательства. За последние годы доля злоупотреблений монопольным положением в структуре всех нарушений законодательства о защите экономической конкуренции составила около 90%.
Значительная часть выявленных и прекращённых нарушений конкурентного законодательства приходится на злоупотребление монопольными положением. Приведëм практику рассмотрения дел о нарушении ст. 13 Закона о защите экономической конкуренции на примере теплоснабжающих предприятий.
Рынок
централизованного
Деятельность
теплоснабжающих предприятий
Отсутствие конкурентных основ и надлежащего регулирования со стороны органов власти и органов местного самоуправления не стимулируют теплоснабжающие предприятия к внедрению эффективного оборудования для оказания услуг, а следовательно, к снижению размера себестоимости услуг. Указанные обстоятельства создают условия для злоупотребления предприятиями – монополистами своим монопольным положением на рынке.
Нарушение
конкурентного законодательства со
стороны теплоснабжающих
Так
практика рассмотрения дел о злоупотреблении
монопольным положением на рынке
централизованного
1.
При предоставлении услуг по
подогреву воды применялся
2.
Начисление платы за услуги
теплоснабжения по полному
3.
Необоснованное завышение
4.
Установление экономически
5.
За счёт снижения качества (несоответствие
теплоносителя санитарно-
6.
Установление разной стоимости
1 Гкал тепловой энергии для
разных субъектов
7.
Необоснованный отказ от
8.
Создание препятствий доступа
на рынок по установке
9.
Неправильный отказ от
10.
Навязывание потребителям
11.
Необоснованное увеличение
12. Отключение горячей воды за неуплату, при том, что часть населения задолженности не имела.
13.
Навязывание дополнительных
Перечисляемые
действия монополиста могут
Среди дел о злоупотреблении монопольным положением субъектов хозяйствования значительную долю занимают злоупотребления ценового характера – установление дискриминационных и монопольно высоких цен на свои услуги, что привело или может привести к нарушению прав потребителей.
Определение монопольной цены осуществляется антимонопольными органами в соответствии с рекомендациями о монопольном ценообразовании. Рассмотрим анализ определения монопольного ценообразования на примере расследования дела о злоупотреблении монопольным положением частным предприятием «ПКФ «ОВоД».
Частное
предприятие «Производственно-
Первый этап исследования включает выявление признаков монопольного ценообразования. Руководствуясь Методикой определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке, был проведен анализ рыночного положения ЧП «ПКФ «ОВоД».
По
результатам анализа
То есть, в соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» ЧП «ПКФ «ОВоД» занимало монопольное положение на рынке услуг по выдаче и оформлению пакетов документов для получения в органах паспортной службы Украины паспортно-визовых документов в пределах Донецкой области во ІІ полугодии 2002 года.
Цена, которая исследуется, — это утвержденный директором ЧП «ПКФ «ОВоД» от 01.07.2002г. тариф на услуги по выдаче и оформлению любого из пакетов документов для дальнейшего получения в органах паспортной службы Украины: загранпаспорта для временного выезда за границу; загранпаспорта для выезда на постоянное местожительство; документов для определения принадлежности к гражданству Украины; документов для принятия гражданства Украины и выхода из гражданства Украины; документов для приглашения иностранца; документов для получения вида на жительство и продления действия вида на жительство; документов для регистрации, продления срока регистрации национальных паспортов иностранцев, которые предоставляло ЧП «ПКФ «ОВоД» во ІІ полугодии 2002 года, который составлял 40 грн.
При определении цены сравнения применение базового метода и метода цены товара - аналога невозможно.
Во-первых, ЧП «ПКФ «ОВоД» начало свою деятельность с июля 2002 года. В 2003 году деятельность не осуществляло, так как соглашение о сотрудничестве данного субъекта хозяйствования с УМВС Украины в Донецкой области со стороны последнего подтверждено не было. Во-вторых, размер установленного тарифа не изменялся на протяжении ІІ полугодия 2002 года.
Услуги других субъектов хозяйствования, которые также имели право осуществлять деятельность по предоставлению услуг по выдаче и оформлению потребителям пакетов документов, не являются их основным видом деятельности и носят нерегулярный характер.
Кроме того, услуги этих субъектов хозяйствования отличаются качеством и содержанием в сравнении с услугами, которые предоставляет ЧП «ПКФ «ОВоД». В основном это комплексные посреднические услуги, в состав которых, кроме предоставления пакета документов, входит оформление пакетов документов лицам, которым необходимо получить загранпаспорт и т. п. На добровольных началах субъект хозяйствования по доверенности, предоставленной гражданином на предмет передачи права представлять интересы гражданина в сторонних организациях, проводит полный комплекс процедур получения паспортно-визовых документов самостоятельно и передает оформленные документы в отдел паспортной службы. Последний выдает гражданину конечный продукт – паспортно-визовые документы. Учитывая вышеизложенное, услуги этих субъектов хозяйствования стоят значительно дороже, исходя из затрат, являются договорными и не могут считаться аналогичными услугам ЧП «ПКФ «ОВоД».
В связи с этим за цену сравнения взят тариф на услуги ЧП «ПКФ «ОВоД», очищенный от необоснованно включенных и завышенных сумм затрат (33,60 грн).
Результаты анализа показали, что плановая себестоимость тарифа на услуги по выдаче и оформлению пакетов документов — 40 грн. (цена, которая исследуется) установлена Ответчиком необоснованно и рассчитана с включением завышенных сумм затрат.
Так, в расчет тарифа Ответчиком необоснованно включены стоимость приобретенной техники и мебели на сумму 31300 грн. Сумма прибыли завышена на 10586,74 грн. (43680 грн. — 33093,26 грн.). Завышена сумма единого налога на 2144,1 грн. (22000 грн. — 19855,9 грн.).
По расчетам Донецкого отделения общая сумма необоснованно включенных затрат в плановую калькуляцию составила 43864,44 грн., а общая сумма плановой себестоимости равняется 218415,56 грн.
Учитывая приблизительное количество граждан, которые обращаются за услугами в течение полугодового периода (по данным Ответчика) — 6500 лиц, средняя стоимость услуги по выдаче и оформлению 1 пакета документов (цена сравнения) может составить 33,60 грн. (218415,56 грн./ 6500 лиц).
В результате сопоставления цены, которая исследуется, и цены сравнения установлен факт отклонения цены, которая исследуется (40 грн.), от цены сравнения (33,60 грн.) на 17%. Согласно п. 6.1 Методики, при условиях значительного влияния на конкурентную среду уровня цены, которая исследуется (ЧП «ПКФ «ОВоД» занимает монопольное положение на рынке), существенное отклонение цены может составлять меньше, чем 30 процентов от цены сравнения, и является признаком монопольного ценообразования, а именно: установления монопольно высоких тарифов на услуги.
Информация о работе Контрольная работа по "Конкурентному праву"