Контрольная работа по "Конкурентному праву"

Автор работы: k**************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 21:12, контрольная работа

Описание

1. Разграничение компетенции антимонопольных органов
2. Злоупотребление монопольным (доминирующим) положением

Работа состоит из  1 файл

конкурентное-контрольная.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

    Следующим этапом исследования является выявление  доказательств монопольного ценообразования. Для этого прежде всего определяется приведенная цена – цена, полученная в результате приведения цены, которая исследуется, и цены сравнения к одинаковым условиям, в частности производства и/или реализации соответствующих товаров. Условием, при котором осуществляется приведение цен, может быть, в частности, уровень инфляции.

    Приведенная цена, которая исследуется, определяется с учетом изменения показателя индекса инфляции за ІІ полугодие 2002 года:

    40 грн. х 101,2/ 100%=40,48 грн.

    Цена  сравнения также приведенная  в одинаковые условия с учетом показателя индекса инфляции в соответствующем  периоде времени:

    33,60 грн. х 101,2/ 100%=34,00 грн.

    В соответствии с п. 7.1 Методических рекомендаций относительно определения монопольного ценообразования доказательством  монопольного ценообразования является отклонение приведенной цены, которая  исследуется, от приведенной цены сравнения на пять или более процентов.

    Сопоставление приведенной цены, которая исследуется, и приведенной цены сравнения  показало, что цена, которая исследуется, больше, чем приведенная цена сравнения, на 19%.

    Таким образом, в соответствии с п. 7.1 Методики тариф, установленный ЧП «ПКФ «ОВоД» в ІІ полугодии 2002 года по выдаче и оформлению пакетов документов для получения в органах паспортной службы Украины паспортно-визовых документов в пределах Донецкой области, является монопольно высоким.

    Данный вывод позволил квалифицировать действия ЧП «ПКФ «ОВоД» по установлению завышенных тарифов на услуги по выдаче и оформлению пакетов документов для получения в органах паспортной службы Украины паспортно-визовых документов в пределах Донецкой области как нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, предусмотренным п. 2 ст. 50 Закона Украины “О защите экономической конкуренции” и определенным п. 1 ч. 2. ст. 13 этого Закона, в виде злоупотребления монопольным (доминирующим) положением путем установления таких цен реализации товара, которые невозможно было бы установить при условиях существования значительной конкуренции на рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Задача 1.

    Определить  монополистов на рынке, на котором действуют 7 субъектов хозяйствования со следующими рыночными долями: 20%, 28%, 10%, 5%, 5%, 22%, 10%. Обоснуйте какими критериями монопольного (доминирующего) положения руководствовались.

    ст. 12 Закона Украины «О защите экономической  конкуренции» гласит, что: «1. Субъект хозяйствования занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке товара, если:

    - на этом рынке у него нет ни одного конкурента;

    - не подвергается значительной конкуренции вследствие ограниченности возможностей доступа других субъектов хозяйствования относительно закупки сырья, материалов и сбыта товаров, наличия барьеров для доступа на рынок других субъектов хозяйствования, наличия льгот или других обстоятельств.

    2. Монопольным (доминирующим) считается  положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке товара  превышает 35 процентов, если он не докажет, что подвергается значительной конкуренции.

    3. Монопольным (доминирующим) также  может быть признано положение  субъекта хозяйствования, если его  доля на рынке товара составляет 35 процентов или менее, но он  не испытывает значительной конкуренции, в частности вследствие сравнительно небольшого размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам.

    4. Считается, что каждый из двух  или более субъектов хозяйствования  занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке товара, если в отношении определенного вида товара между ними нет конкуренции или есть незначительная конкуренция и относительно них, вместе взятых, выполняется одно из условий, предусмотренных частью первой этой статьи.

    5. Монопольным (доминирующим) считается также положение каждого из нескольких субъектов хозяйствования, если в отношении них выполняются следующие условия:

    - совокупная доля не более чем трех субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке, превышает 50 процентов;

    - совокупная доля не более чем пяти субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке, превышает 70 процентов - и при этом они не докажут, что в отношении них не выполняются условия части четвертой этой статьи ».

    В данном случае, исходя из критериев ст.12 Закона, во-первых, существует несколько субъектов с приблизительно равными долями  на рынке, что говорит о наличии конкуренции, во-вторых, доступ других субъектов на рынок не ограничен, в-третьих, здесь нет субъекта, доля которого на рынке товара превышает 35 процентов, т.е. пункты 1-4 ст.12 Закона в данном случае к этому примеру не относится. Но, необходимо обратить внимание на п.5 ч.1 ст.12, согласно которому совокупная доля не более чем трех субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке, превышает 50 процентов; в нашем случае, субъекты, имеющие 28%, 22% и 20% в сумме составляют 70% рынка, что подпадает под п.5 ч.1 ст.12.

    Таким образом, в данной ситуации, монополистами  являются 3 субъекта, а именно, у которых – 28%, 22% и 20%, что является структурным признаком коллективного доминирования на рынке, включать сюда субъектов, у которых 5%, 10%,5% и 10% нецелесообразно, т.к. их доля  не дает им возможности  существенно  влиять на условия оборота товара на рынке.  
 
 
 
 
 
 

    Задача 2.

   При регистрации кассовых аппаратов  в налоговой их владельцам необходимо предъявлять договор с обслуживающими организациями. Услуги по обслуживанию электронных кассовых аппаратов в городе предоставляют 4 фирмы.

    Количество  обслуживаемых аппаратов в фирме  А — 400, фирме В— 50, фирме С — 250, фирме D — 200.

    Определить  территориальные границы рынка, факторы, влияющие на них и тип рынка.

    Территориальные (географические) границы рынкаэто территория, со сферой взаимоотношений купли-продажи товара (группы товаров), в пределах которой при обычных условиях потребитель может легко удовлетворить свой спрос на определенный товар и которая может быть, как правило, территорией государства, области, района, города и т.п. или их частями.

  Территориальные (географические) границы рынка определенного товара (товарной группы) определяются путем установления минимальной территории, за пределами которой, с точки зрения потребителя, приобретение товаров (товарной группы), принадлежащих к группе взаимозаменяемых товаров (товарной группы), является невозможным или нецелесообразным. При этом, в частности, должны учитываться следующие критерии: физические и технические характеристики товара (товарной группы); технологические связи между производителями и потребителями; возможности относительно технического, гарантийного, абонентского обслуживания; соотношение цен, в частности уровень соотношения цен на определенные товары (товарные группы) в пределах этого рынка, приемлемый для производителей или потребителей; возможности по перемещению спроса на товар (товарную группу) между территориями, которые входят в один географический рынок, в частности, возможности сохранения уровня качества и потребительских свойств товара (товарной группы) при транспортировке; уровень транспортных затрат, включая особенности транспортировки товара (товарной группы).

    Кроме того, существенными факторами, определяющими географические границы, являются:  наличие торговых, складских помещений, удобств выполнения погрузочно-разгрузочных работ, возможностей выполнения предпродажной подготовки; наличие знаков для товаров и услуг; наличие на соответствующей территории барьеров на вывоз или ввоз товара (товарной группы), а именно: административных барьеров; экономических и организационных ограничений; влияния вертикальной (горизонтальной) интеграции; барьеров, связанных с эффектом масштаба производства; барьеров, базирующихся на абсолютном преобладании уровня затрат; барьеров, связанных с размерами капитальных затрат или объемов инвестиций, необходимых для вступления на определенный товарный рынок; ограничений со стороны спроса; экологических ограничений; барьеров, препятствующих свободному выходу из рынка и т.п.; месторасположение специфических групп потребителей; уровень цен на определенные товары (товарные группы) на соответствующих смежных территориях, возможность перемещения предложения товара (товарной группы) между этими территориями.

  При окончательном определении территориальных (географических) границ рынка определяющей является меньшая способность к перемещению либо спроса, либо предложения.

  Исходя  из вышесказанного, в данном случае, территориальными границами является территория города.

    Существует  несколько типов рынков, а именно этот относится к олигополии. Олигополия — это такая организация рынка, когда на нем представлено небольшое число сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной либо незначительно различающейся продукции. Немногочисленным продавцам на этом рынке противостоит значительное количество покупателей.

    Отличительная черта олигополии — большое разнообразие в поведении продавцов: от острого  соперничества до сговора. Предприятие, действующее на олигопольном рынке, вынуждено считаться с тем, что  выбранное им соотношение между ценой и количеством продукции, которое оно может по этой цене продать, зависит от поведения его конкурентов, а их стратегия является следствием принятого им решения.

    Несмотря  на обладание некоторой рыночной властью, олигопольное предприятие  не может устанавливать цену так же просто, как монопольное. Поведение участников олигопольного рынка можно сравнить с игрой в шахматы, где за каждым ходом одного игрока следует ответный ход соперника, так что исход игры в конечном счете не известен.

    Поскольку реакция конкурирующих субъектов рынка на поведение друг друга может быть различной, универсальной, динамически устойчивой модели олигопольного рынка не существует, что ведет к неоднозначности его основных характеристик: продукция этого рынка может быть однородной (стандартизованной) и относительно дифференцированной, возможность входа на рынок может варьироваться от почти свободной до жестко ограниченной.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы:

  1. Закон Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001  № 2210-III.
  2. Закон Украины «Об Антимонопольном комитете» от 26.11.1993  № 3659-XII
  3. С.С. Валитов. ' Конкурентное право Украины' Лекции. Д: Донецкий национальный университет. 383 с.
  4. Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.1996  № 236/96-ВР.
  5. http://www.hozpravo.com.ua/conferences/arhiv/uchastnik.php?ELEMENT_ID=42&ID=158. – Материалы конференции на тему: Правовое регулирование коллективного доминирования субъектов хозяйствования на рынке.
  6. http://pravoved.in.ua/.
  7. http://www.kandidatnauk.com/tex/razgranichenie-kompetentsii-antimonopol-nih-organov.html.
  8. http://www.kandidatnauk.com/tex/zloupotreblenie-monopol-nim--dominiruyushim--polojeniem.html.
  9. Розпорядження Антимонопольного комітету України  від 10 березня 1994 року N 1-р. Про затвердження Методики визначення монопольного становища суб'єктів господарювання на ринку.

Информация о работе Контрольная работа по "Конкурентному праву"