Маркетинговый анализ и его роль в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание

В данной работе рассмотрены необходимость и основные направления маркетинговой деятельности, цели и роль маркетинговых исследований, необходимые для эффективного функционирования предприятий.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретическая часть 4
Маркетинговый анализ 4
Роль маркетингового анализа в управлении предприятием 18
Глава 2 Практическая часть 20
Заключение 26
Список литературы 27

Работа состоит из  1 файл

маркетинговый анализ и его роль.doc

— 328.50 Кб (Скачать документ)

 

Стратегия и  тактика продаж

 

Маркетинговая стратегия  представляет план достижения целей  компании, в котором должны быть отражены все элементы маркетинга, финансовые ресурсы, производственные возможности.

 

Стратегия может включать следующие элементы: сегментирование, доля рынка, связь «товар/рынок», конкуренция.

 

Среди наиболее распространенных стилей описания маркетинговой стратегии  можно выделить и рекомендовать  к использованию следующие:

 

  • стратегическая матрица Портера;
  • матрица стратегий Ансоффа;
  • описание инструментов маркетинга в матрице 4P.

 

Портер выделил  три  типа стратегии: лидерство по издержкам, дифференциация и фокусирование. При  этом последняя делится еще на две: фокусирование на дифференциации и фокусирование на издержках.

 

Лидерство по издержкам. Основной тезис – для достижений цели компания должна снизить издержки и стать лидером по этому показателю в своей отрасли.

 

Дифференциация. Идея стратегии - концепция уникального торгового предложения. Потребитель при выборе товара руководствуется товарным знаком, фирмой-производителем или уникальным качеством, выделяющим этот продукт от конкурентов. В этом случае снижается чувствительность к ценам.

 

Фокусирование. Смысл стратегии – концентрация усилий на строго определенной цели. Цель может быть – ограниченная группа потребителей, часть номенклатуры выпускаемой продукции или географический  регион. Фокусирование на издержках в работе с одним выделенным компанией сегментом отрасли предполагает, что за счет более низких издержек компания сможет добиться высокого конкурентного преимущества в глазах своей целевой группы. Задачей компании при фокусировании на дифференциации становится представить как можно более привлекательным свой продукт для определенной целевой аудитории.

 

В бизнес-плане рекомендуется описать выбранную стратегию по Портеру. Это подразумевает определенную позицию на рынке (долю рынка) и предварительный уровень цен.  Стратегия лидерства по издержкам ставит задачу – низкие рыночные цены на продукт. Стратегия дифференциации преследует цель установить средний и выше среднего уровень цен.  Стратегия фокусирования предполагает высокие цены на продукты. 

 

Связь «товар/рынок» является вторым существенным элементом стратегии, так как определяет формат производственной программы.  В данном аспекте используют матрицу Ансоффа (Ansoff).

 

 

 

Стратегия проникновения  на рынок. Расширение сбыта существующего продукта существующим покупателям на рынке. Стратегия предполагает интенсификацию рыночных усилий через мероприятия продвижения продукции (реклама), репозиционирования бренда и т.д.

 

Стратегия развития рынка. Существующий продукт предлагается новым покупателям, выводится на новые рынки. Увеличение продаж с помощью каналов сбыта.

 

Стратегия развития продукта. Предложение нового продукта существующим покупателям. Предложение более усовершенствованных версий продукта.  Концентрация усилий на исследованиях, разработках.

 

Стратегия диверсификации. Совершенно новый продукт предлагается новым потребителям. При этом может сохранятся отрасль, а может меняться коренным образом.

 

Матрица Ансоффа показывает продуктовый  диапазон и помогает определиться с  производственной программой. Концепция  стратегических альтернатив Портера  способствует идентификации проекта  на рынке и определению производственной мощности (Рис. 4).

 

 

После  формирования стратегии  проекта необходимо перейти к  операционному плану. Операционный план представлен инструментами  маркетинга (продукт, цена, продвижение, сбыт), планом мероприятий  и бюджетом на маркетинг.

 

Продукт. Описать продукт с точки зрения удовлетворения потребностей покупателей, соответствия стандартам качества, привлекательности  дизайна, упаковки. Иногда преимущество обеспечивает послепродажное обслуживание, стоимость послепродажных услуг должна быть учтена в финансовой модели.  Характеристика продукта является основанием для производственной программы, расчета производственной мощности, планирования инвестиционных, производственных, коммерческих расходов и рисков проекта. 

Цена. В данном подразделе необходимо описать ценовую политику, определить диапазон цены продажи, условия оплаты и скидки.

 

Продвижение. В бизнес-плане необходимо осветить инструменты продвижения, график и сметную стоимость мероприятий, призванных достичь запланированный объем сбыта. 

 

Сбыт. В данном разделе необходимо описать каналы сбыта продукции, уделить внимание условиям поставки (срок, транспорт, организация складов). Выбор канала сбыта существенно влияет на прибыльность. При определении цены продажи нужно учесть скидки для оптовых и розничных торговцев.

 

План мероприятий должен содержать календарный график, прогнозную стоимость. Данные затраты сформируют бюджет коммерческих расходов на инвестиционной стадии, а также в процессе реализации проекта. 

 

Прогноз продаж

 

Анализ рынка и выбор  маркетинговой стратегии дает первичную  информацию для планирования доходной части проекта. Таким образом,  результатом данного раздела должен стать прогноз продаж (доходов), прогноз коммерческих расходов. 

 

Доходы проекта описываются  в разрезе источников их получения. При этом желательно показывать отдельно объемы продаж в натуральном выражении и цены на продукцию (работы, услуги). Выделение цен реализации позволяет инвестору убедиться в достоверности представляемой информации по проекту.

 

Доход (выручка от реализации)  определяется на основании следующих  составляющих:

 

  • номенклатура продукции, работ, услуг,
  • объемы реализации,
  • цены реализации.

 

Для долгосрочного планирования характерно агрегирование и низкая степень подробности, поэтому слишком  подробная детализация прогнозов  не повысит их точности, а наоборот, может повредить качеству оценок.

 

При описании физических объемов реализации стоит уделять  внимание следующим моментам:

 

  • постепенный выход на планируемую мощность
  • сезонность / циклы деловой активности.

 

При описании продаж, также, необходимо учитывать ряд типичных финансовых вопросов, а именно:

  • В какой валюте сделан прогноз продаж (рекомендуется указывать прогноз в той валюте, в которой производятся платежи, но можно, также, приводить все продажи к основной валюте финансовой модели проекта);
  • Учитывают ли цены инфляцию и если нет, то какому моменту времени соответствует цена;
  • Каким условиям поставки соответствует цена (желательно использовать термины Incoterms);
  • Включен ли НДС в цену;
  • Учтены ли скидки в цене.

 

Если при подготовке проекта были установлены контакты с потенциальными покупателями, достигнуты предварительные договоренности, рамочные соглашения, подтверждающие заложенный в расчет объем реализации и цены на продукцию, необходимо включить эту информацию в обоснование прогноза продаж, а сами соглашения включить в пакет приложений к бизнес-плану. Наличие таких документов является большим плюсом для проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.   Роль маркетингового анализа в управлении предприятием

 

Формирование рыночной экономики в России ведет к  появлению новых проблем в  экономическом анализе.

Только комплексный  анализ рыночной ситуации, учет всех взаимосвязанных  факторов, влияющих на ее состояние, владение специальным аналитическим и  математическим аппаратом для анализа  и прогноза рынка делает возможным  успешное функционирование любого предприятия в современных условиях.

С помощью маркетингового анализа ведется постоянный поиск  новых рынков, новых потребителей, новых видов продукции, новых  областей применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию  наибольший уровень прибыли. Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования производства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос. Изучая различные аспекты, с которыми приходится сталкиваться предприятию, маркетинг помогает сэкономить средства на пробные выпуски товаров в заранее неэффективных зонах. Хотя предприятие затрачивает определенные суммы на исследования, они потом себя полностью окупают. В этом проявляется роль исследований маркетинга для повышения эффективности.

Маркетинговая политика предприятия включает в себя товарную, ценовую, сбытовую политику, а также  политику продвижения товара на рынке.

На основе исследований маркетологов можно сформулировать основной закон новых товаров: в  то время как один новый товар находится в сбыте и активно покупается, параллельно должен происходить процесс разработки следующего нового товара ради того, чтобы предприятие не простаивало, и ради повышения его прибыльности и эффективности.

Решая вопросы ценообразования предприятия, маркетологи так же способствуют повышению прибыльности фирмы путем установления на товар наиболее благоприятной цены.

Стратегия сбыта товара влияет на определение оптимального канала сбыта, его ширину и протяженность, выбору посредника и поставщика, выбору метода сбыта, возможность создания собственной торговой сети, что как нельзя лучше влияет на экономию средств, в рыночных условиях, когда даже малейшая ошибка карается конкурентом.

На основе анализа  тенденций развития организационных  структур управления предприятий и их объединений при внедрении маркетинга можно сделать следующие выводы:

В условиях рыночной экономики  предприятия и их объединения  должны создавать службы маркетинга с функциями изучения рынков сбыта  и определения спроса на продукцию предприятия, требований потребителей к ней, обеспечения ее конкурентоспособности, организации рекламы, сбыта и сервисного обслуживания.

Службы маркетинга должны иметь устойчивые и тесные прямые и обратные связи со всеми другими  подразделениями предприятия и оказывать на них постоянное влияние с тем, чтобы обеспечивалось безусловное выполнение требований потребителей к качеству, функциональному назначению и другим потребительским свойствам продукции, ее производство в необходимом для рынка объеме и ассортименте; современное и качественное фирменное обслуживание; достижение запланированного объема прибыли.

Все работники предприятий  должны привлекаться для разработки и реализации цели, стратегии и  тактики маркетинга.

Следует постоянно доводить до сознания всех работников, что маркетинг не относится только к сбыту продукции, а в корне изменяет всю систему управления, и ориентирует каждую службу и каждого работника на достижении конечной цели предприятия.

 

Глава 2: Практическая часть

 

Единой общепризнанной и научно доказанной методологии по расчету влияния изменений в управлении предприятием на итоговые показатели работы не существует, однако на основании исследований отечественных и зарубежных ученных был сделан вывод о том, что совершенствование системы управления предприятием в общем счете дает прирост прибыли около 30 процентов; совершенствование же маркетинговой деятельности ведет к увеличению прибыли в среднем на 10 процентов. Именно от этого показателя мы и будет в дальнейшем вести расчеты.

 

Для того, чтобы рассчитать эффект, который будет произведен после совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии и маркетинговых мероприятий, которые в последствии будут реализованы, рассчитаем во-первых величину планируемой выручки и затраты на проведение планируемых маркетинговых мероприятий.

 

Расчет выручки от реализации после проведения маркетинговых  мероприятий производится согласно формуле.

 

Вр = (Врп + (Врп * ((Прв + Срв)/100)))

 

где Вр - выручка от реализации после проведения маркетинговых мероприятий, руб.;

Врп - выручка от реализации за последний период, руб.;

Прв - планируемый прирост выручки от реализации вследствие реализации предложенной маркетинговой программы, %;

Срв - среднегодовой прирост выручки от реализации до реализации предлагаемых маркетинговых мероприятий, %.

Срв = ((Ви / Вб) * 100) - 100

 

где Срв - среднегодовой рост выручки от реализации до реализации предлагаемых маркетинговых мероприятий, %;

Ви - выручка последнего периода сравнения, руб.;

Информация о работе Маркетинговый анализ и его роль в управлении предприятием