Маржинальный анализ результатов дятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание

Маржинальная прибыль (валовая маржа, маржа покрытия) — это выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.

Содержание

1. Введение.
2. Маржинальный анализ прибыли.
3. Маржинальный анализ показателей рентабельности.
3.1. Факторный анализ рентабельности одного вида продукции.
3.2. Анализ рентабельности продукции в целом по предприятию.
3.3. Анализ рентабельности продаж (оборота).
3.4. Анализ рентабельности операционного капитала.
4. Безубыточный объем продаж. Зона безопасности предприятия.
4.1. Графический способ.
4.2. Аналитический способ.
5. Аналитическая оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже критического уровня.
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

марж.doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)
 

 

      МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

 

     Методика  анализа рентабельности, применяемая  на многих российский предприятиях, также  не учитывает взаимосвязи «затраты-объем-прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так  как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности,  и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.

     На  основе данных вышеприведенной таблицы  № 2 проведем факторный анализ одного вида продукции(например изделие Б), для чего будет использована следующая факторная модель:

                               Пi = УРПi(Цi-ьi)-Аi

                                  Рi=

                                            Зi=УРПi*ьi+Аi

 

       Рп=            Пп =УРПп(Цп-ьп)-Ап   =

                         Зп  =УРПп*ьп+Ап

     10045(3,1-1,85)-7534 =   5022

     10045*1,85+7534            26117                   *100 = 19,2%

 

     Р1=            П1  =УРПф(Цп-ьп)-Ап   =

                         З1  =УРПф*ьп+Ап

     5904(3,1-1,85)-7534 =   -154

     5904*1,85+7534             18456                   *100 = - 0,8%

 

     Р2=            П2  =УРПф(Цф-ьп)-Ап   =

                         З2  =УРПф*ьп+Ап

     5904(3,7-1,85)-7534 =   3388

     5904*1,85+7534             18456                   *100 = 18,4%

 

     Р3=            П3  =УРПф(Цф-ьф)-Ап   =

                         З3  =УРПф*ьф+Ап

     5904(3,7-2,0)-7534 =   2503

     5904*2,0+7534         19342                   *100 = 12,9%

 

     Рф=            Пф  =УРПф(Цф-ьф)-Аф   =

                         Зф  =УРПф*ьф+Аф

     5904(3,7-2,0)-6494 =   3542

     5904*2,0+6494             18302                 *100 = 19,4%

     Робщ.=19,4%-19,2% = 0,2%

     Приведенные данные показывают, что уровень рентабельности в целом повысился на 0,2%. В том  числе за счет следующих изменений:

  1. объема реализованной продукции Рурп= (-0,8)-19,2= -20%
  2. цены реализации Рц=18,4- (-0,8)= 19,2%
  3. удельных переменных затрат Рь=12,9-18,4= -5,5%
  4. суммы постоянных затрат РА=19,4-12,9= 6,5%
 

     По  данной методике объем продаж влияет на рентабельность, то есть за счет уменьшения объема производства и реализации продукции рентабельность изделия Б снизилась на 20%. Этот метод более достоверен, так как он учитывает взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли.

           Для анализа рентабельности продукции в целом  по предприятию используется следующая факторная  модель:

     Р    =  П  =  (УРПобщ*Удi(Цi-ьi)-А)

               З       сумма (УРПобщ*Удi*ьi)+А

 

     На  основании данных таблицы № 2 и  факторного анализа прибыли рассчитаем влияние факторов на изменение уровня рентабельности продукции:

 

     Рп= Пп = сумма/УРПобщп*Удiп(Цiп-ьiп)/-Ап

             Зп      сумма (УРПобщп*Удiп*ьiп)+Ап

     15477      *100=22,8%

     67937

 

     Р1= П1 = сумма/(УРПобщф*Удiп(Цiп-ьiп)/-Ап

             З1      сумма (УРПобщф*Удiп*ьiп)+Ап

     11921     *100=18,9%

     63047

 

     Р2= П2 = сумма/УРПобщф*Удiф(Цiп-ьiп)/-Ап

             З2      сумма (УРПобщф*Удiф*ьiп)+Ап

     14901    *100=22,5%

     66131

     Р3= П3 = сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiп)/-Ап

             З3      сумма (УРПобщф*Удiф*ьiп)+Ап

     30989    *100=46,9%

     66131

     Р4= П4 = сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)/-Ап

             З4      сумма (УРПобщф*Удiф*ьiф)+Ап

     25085    *100=34,8%

     72035

 

     Рф= Пф = сумма/УРПобщф*Удiф(Цiф-ьiф)/-Аф

             Зф      сумма (УРПобщф*Удiф*ьiф)+Аф

     18597    *100=23,7%

     78532

     Робщ= 23,7%-22,8%=0,9%

     Изменение уровня рентабельности произошло за счет:

  1. объема продаж Рурп=Р1-Рп=18,0-22,8= -3,9%
  2. структуры продаж Руд=Р2-Р1=22,5-18,9= 3,6%
  3. цен Рц=Р3-Р2=46,9-22,5= 24,4%
  4. переменных затрат Рь=Р4-Р3=34,8-46,9= -12,1%
  5. постоянных затрат РА=Рф-Р4=23,7-34,8=-11,1%

     Итого:                                                                  +0,9%

 

     Данная  методика учитывает влияние объема продаж на рентабельность. На данном предприятии объем реализации продукции упал на 10%, что привело к снижению рентабельности на 3,9%.

     Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего используется следующая модель:

 

     Роб = П = сумма /УРПобщ*Удi(Цi-ьi)/-А

                В    сумма (УРПобщ*Удi*Цi)

 

     Анализ  рентабельности операционного  капитала производится по следующей модели:

 

     Р = Прп = Прп +ПФР = сумма /УРПобщ*Удi(Цi-ьi)-А

           КЛ       В/Коб           (сумма УРПобщ*Удi*Цi)/Коб,

 

     Где КЛ – средняя сумма операционного  капитала,

           Коб – коэффициент оборачиваемости  капитала.

     Преимущество  рассмотренной методики анализа  показателей рентабельности состоит  в том, что при ее использовании  учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие — более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

 

 

      БЕЗУБЫТОЧНЫЙ ОБЪЕМ  ПРОДАЖ.

     ЗОНА БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

 

     Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка покрывает только затраты. Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

     Разность  между фактическим количеством  реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции —  это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

     Безубыточный  объем продаж и зона безопасности предприятия — основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обо- сновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

     Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способы.

     Пример:

     Производственная мощность предприятия              1000 шт.

     Цена  изделия (Ц)              20 тыс. руб.

     Выручка (нетто) (В) .      20 000 тыс. руб.

     Постоянные  затраты (А)         4000 тыс. руб.

     Переменные  расходы на единицу продукции (ь)                   12 тыс. руб.

     Переменные  расходы на весь выпуск продукции (Зпер) 12 000 тыс. руб.

     Прибыль от реализации продукции (П)                             4000 тыс. руб.

     Маржа покрытия  (МД=В-Зпер)                      8000 тыс.руб.

     Доля  маржи покрытия (Дмд=МД/В= 1-ь/Ц)    0,4

     Ставка  маржинального дохода (Смд=Ц-ь)           8 тыс.руб.  

 

     Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопаснопасности предприятия построим график (рис.1). По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали — себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

     По  графику можно установить, при  каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

     В нашем примере критическая точка  расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции. Если пакет  заказов на изделия предприятия  больше 50% от его производственной мощности, то будет прибыль. При пакете заказов 75% от возможного объема производства прибыль составит половину максимальной суммы. Если же пакет заказов будет менее 50% от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.

     Если  предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50%, при реализации 700 изделий — 20% и т.д. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

     Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен, чем графический, так как исключает необходимость чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рас- считать данные показатели.

     Для определения безубыточного  объема продаж в стоимостном  выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального дохода в выручке:

     Вкр= А =   4 =

              Дмд  0,4       10 млн.руб.

 

     Для одного вида продукции  безубыточный объем  продаж определяется в натуральном  выражении:

     УРПкр = АА    = 4000  = 500 шт.

                    Смд  Ц-ь    20-12

 

     Для расчета точки  критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула:

     Т = А/МД*100%

     Т= 4/8*100= 50%.

           Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет такой:

Информация о работе Маржинальный анализ результатов дятельности предприятия