Методологические основы анализа финансового состояния организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 01:11, курсовая работа

Описание

Главная цель данной работы – исследовать финансовое состояние предприятия ООО «Лесхоз» в 2010-2011г.г., выявить основные проблемы финансовой деятельности и дать рекомендации по управлению финансами. Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
Информационное обеспечение финансового состояния организации;
анализ финансовой устойчивости;
анализ ликвидности;
анализ прибыли и рентабельности;

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 98.82 Кб (Скачать документ)

  

Введение 

Экономическая реформа  в России привела к возникновению новых

отношений в сфере хозяйственной  деятельности предприятий. Одна из

главных задач реформы – переход к управлению ресурсами предприятия

на основе анализа его  финансово-экономической деятельности.

Проблема анализа финансового  состояния предприятия рассмотрена  многими современными учеными и  экономистами, на эту тему написан  ряд книг и учебных пособий.

Главная цель данной работы – исследовать финансовое состояние предприятия ООО «Лесхоз» в 2010-2011г.г., выявить основные проблемы финансовой деятельности и дать рекомендации по управлению финансами. Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:

  • Информационное обеспечение финансового состояния организации;
  • анализ финансовой устойчивости;
  • анализ ликвидности;
  • анализ прибыли и рентабельности;
  • -анализ прибыли и убытков.
  • Для решения вышеперечисленных задач нами была использована годовая бухгалтерская отчетность ООО "Лесхоз" за 2010, 2011годы, а именно:

-бухгалтерский баланс (форма  № 1 по ОКУД);

-отчет о прибылях и  убытках (форма № « по ОКУД).

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Лесхоз». Предмет анализа – финансовые процессы предприятия и конечные производственно-хозяйственные результаты его деятельности.

При проведении данного анализа  были использованы следующие предметы и методы:

        - анализ коэффициентов (относительные показатели);- горизонтальный анализ, вертикальный анализ;

 

 

 

 

 

      1.Методологические основы анализа финансового состояния организации

1.1.Информационное  обеспечение финансового анализа

Основной  информационной базой финансового  анализа – является первичная  бухгалтерская отчётность, именно в  которой отражается  всё движение материальных и финансовых ресурсов предприятия, связанных с осуществлением его деятельности.

  Финансовый анализ осуществляется  на прочном фундаменте информационного  обеспечения, центральным звеном  которого выступает система учетно-аналитического  обеспечения. Информационное обеспечение  финансового анализа включает  данные бухгалтерского учета,  статистического учета, разнообразную  маркетинговую информацию. На уровне  организации одной из составляющих  информационного обеспечения финансового  анализа на перспективу являются  бухгалтерские данные. В этом  проявляется неразрывная связь  бухгалтерского учета с управлением,  ибо, чтобы управлять надо, при  прочих равных условиях, владеть  необходимой информацией.

Принципиальное  значение для перспективного финансового  анализа имеет информация, характеризующая  собственников предприятия, с помощью  которой при проведении внешнего финансового анализа хозяйствующего субъекта можно составить более  или менее точное представление  о целях его деятельности. Значимость подобной информации связана с тем, что она позволяет идентифицировать предприятия, ориентированные на устойчивое долгосрочное функционирование, и предприятия, которые преследуют краткосрочные  цели извлечения прибыли.

Информация, содержащаяся в учредительных документах, является ключевой в оценке прав отдельных  групп собственников предприятия  на доходы и активы. Важнейшие финансовые решения, касающиеся увеличения или  уменьшения уставного капитала, распределения  прибыли и формирования фондов и  резервов, определяются учредительными документами предприятия. Принципиальное значение для классификации видов  доходов и расходов предприятия, а, следовательно, для анализа финансовых результатов и доходности деятельности имеет информация зарегистрированных в учредительных документах и  в уставе видах деятельности. Данная информация является необходимой при  формировании налоговой политики предприятия.

Данные  финансового учета составляют основу информационного обеспечения системы  финансового анализа. На базе этой информации проводится обобщенный анализ финансового  состояния, и разрабатываются прогнозные оценки значений основных финансовых показателей.

Наиболее  информативной формой для анализа  является бухгалтерский баланс. Актив  баланса характеризует имущественную  массу предприятия, т.е. состав и  состояние материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства. Пассив баланса  характеризует состав и состояние  прав на эти ценности, возникающих  в процессе хозяйственной деятельности предприятия у различных участников коммерческой деятельности. Баланс отражает состояние предприятия в денежной оценке.

Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником для анализа  показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия  и других показателей. Эта форма  делает доступной и быстрой к  пониманию результат деятельности любой организации, в том числе  и некоммерческой. Она составлена таким образом, что, взглянув на нее, даже неподготовленный пользователь может  составить представление о том, насколько прибыльно работает предприятие, а также и о наличии коммерческих направлений деятельности и их эффективности  у некоммерческих предприятий.

1.2. Методика анализа финансового  состояния предприятия

Методом экономического анализа  является диалектический способ познания, путь исследования своего предмета, то есть хозяйственных и финансовых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости [3].

Характерными особенностями  метода экономического анализа являются:

1. использование системы  аналитических показателей, всесторонне  характеризующих финансово-хозяйственную  деятельность организации; 

2. изучение  причин изменения этих показателей;

3. выявление и измерение  причинно-следственных связей  между  ними.

Методика анализа –  это система правил и требований, гарантирующих эффективное приложение метода.

В совокупности метод и  методика представляют методологическую основу экономического анализа.

Все аналитические методы можно сгруппировать в две  большие группы: качественные и количественные.

К качественным (неформализованным, логическим) методам относятся аналитические  приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального  опыта аналитика, на профессиональной интуиции. К ним относятся:

-метод сравнения;

-метод построения системы  аналитических таблиц;

-метод построения систем  аналитических показателей;

-метод экспертных оценок;

-метод сценариев;

-психологические и морфологические  методы.

Количественные (формализованные) методы – это приемы, использующие математику. В следствии их применения можно получить довольно точный результат или несколько результатов для дальнейшего выбора верного с помощью уже логических методов.

Количественные методы можно  разделить на бухгалтерские, статистические, классические методы анализа, экономико-математические.

Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные методы. Но к наиболее часто используемым методам финансового анализа  относятся:

  • метод абсолютных, относительных и средних величин;
  • вертикальный анализ;горизонтальный анализ;
  • факторный анализ;
  • анализ с помощью финансовых коэффициентов;
  • метод экспертных оценок.

Абсолютные показатели характеризуют  численность, объем изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-нибудь единицу  измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную.

Относительные показатели –  представляют отношение абсолютных показателей, то есть количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя.

Метод сравнения – самый  древний, логический метод анализа. Вопрос сравнения решается по принципу «лучше или хуже», «больше или  меньше». Это во многом обусловлено  особенностями психологии человека, который сравнивает объекты парами.

Вертикальный анализ –  представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет  увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементом анализа  являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать  и прогнозировать структурные изменения  в составе активов и их источников покрытия.

Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального  анализа:

  • переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;
  • относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.

Горизонтальный анализ баланса  заключается в построении одной  или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста.

Каждый результативный  показатель зависит от  многочисленных и разнообразных факторов. Под факторным анализом  понимается методика  комплексного и системного изучения  и измерения воздействия  факторов на величину результативных показателей.

Основными  этапами факторного анализа являются:

  1. Отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные  показатели.
  2. Классификация  и систематизация  их  с целью  обеспечения возможностей системного подхода.
  3. Определение формы зависимости между факторами и результативными показателями.
  4. Моделирование взаимосвязей между результативными показателями  и факторами.
  5. Расчет влияния факторов  и оценка  роли  каждого  из них  в изменении величины результативного  показателя.
  6. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для  управления экономическими  процессами).

Финансовые  коэффициенты применяются для анализа финансового  состояния предприятия  и представляют  собой  относительные показатели, определяемые по данным финансовых  отчетов, главным образом  по данным  отчетного  баланса  и отчета о  прибылях  и убытках.

Критерии оценки  финансового  состояния  предприятия с помощью  финансовых коэффициентов  обычно подразделяют на следующие  группы:

  • платежеспособность;
  • прибыльность, или рентабельность;
  • эффективность использования  активов;
  • финансовая (рыночная) устойчивость;
  • деловая активность [6].

Для  измерения  перечисленных  характеристик  в практике анализа  используют множество  - более сотни  различных финансовых коэффициентов. Отбор коэффициентов определяется задачами  проводимого анализа.

Уменьшить риск субъективности суждения  можно, если обратиться  к группе  экспертов, которые могут  обсуждать  и согласовывать  свои оценки. Полагают, что  согласованность  действий  экспертов  обеспечивает  высокое  качество  экспертизы это  не всегда  верно. Известны случаи, когда  именно эксперты, не согласные с  мнением большинства, давали верные оценки.

1.3.Пользователи аналитической   экономической информацией

         Аналитическая экономическая информация  представляет интерес для внешних  и внутренних пользователей.

       Внешние пользователи подразделяются на две группы. Первая группа пользователей непосредственно заинтересована в информации:

-  существующие и потенциальные собственники средств организации;

-  кредиторы;

-  поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей;

-  государство в лице налоговых органов;

-  служащие с точки зрения заработка и перспектив работы.

       Ко второй группе относятся  внешние пользователи, опосредованно  заинтересованные в аналитической  информации:

- аудиторские службы;

- консультанты по финансовым вопросам;

- биржи ценных бумаг;

- законодательные органы;

- пресса и информационные агентства;

- профсоюзы.

       Внутренние пользователи - руководство предприятия, менеджеры различных служб и т. д.

Практикой финансового  анализа выработаны основные правила  анализа финансовых отчетов. Условно  их можно разделить на четыре типа анализа:

1. горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

2. вертикальный (структурный)  анализ - определение структуры итоговых показателей;

3. трендовый анализ  - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда прогнозируются возможные значения показателей в будущем;

4. анализ финансовых  коэффициентов - расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей.

Информация о работе Методологические основы анализа финансового состояния организации