Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:56, отчет по практике
Данный отчет состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложения. В первой главе раскрыта современная организационная структура Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по самарской области, определены основные полномочия руководителя рассматриваемой инспекции, а также функции и задачи каждого из отделов. Во второй главе проведён анализ эффективности работы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по самарской области, в том числе анализ показателей налоговых платежей, налогового контроля и анализ эффективности организации контрольной работы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Организационная структура Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по самарской области……………………………………………………….………..5
1.1 Современная структура Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по самарской области ………………………………………………….…………….5
Глава 2 Анализ эффективности работы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по самарской области ……………….…………………13
2.1 Анализ показателей налоговых платежей………………………………….13
2.2 Анализ показателей налогового контроля…………………………………20
2.3 Анализ эффективности организации контрольной работы……………….29
Глава 3 Практические ситуации из работы камерального отдела №1 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по самарской области.…………………..32
Заключение ……………………………………………………………………...38
Библиографический список ……………………………………………………40
Индивидуальный календарно-тематический прохождения производственной
практики………………………………………………………………………...42
Дневник прохождения практики………………………………………………44
Характеристика…………………………………………………………………47
Как видно из таблицы, структура задолженности по основным видам налогов и сборов имеет разноплановый характер. Основная доля задолженности приходится на группу федеральных налогов и сборов, большая доля среди которых приходится на НДС, ЕСН и ННП организаций. За группой федеральных налогов следуют региональные налоги и сборы, задолженность по которым с каждым анализируемым годом увеличивается, чего нельзя сказать о местных налогах со стабильно снижающейся задолженностью к 2009 году, большую часть среди которых составляет земельный налог. Объяснить сложившуюся тенденцию, как по федеральным, так и по местным налогам и сборам можно объяснить увеличением эффективности работы налоговых органов.
Таблица 6
Структура задолженности за 2007-2009 гг. в разрезе отраслей народного хозяйства.
Наименование показателя | 2007 тыс. руб. | 2008 тыс. руб. | 2009 тыс. руб. |
Промышленность | 35143 | 30148 | 22305 |
Сельское хозяйство | 84382 | 79039 | 68315 |
Транспорт | 3240 | 5240 | 4692 |
Связь | 139 | 1426 | 1488 |
Строительство | 3544 | 3226 | 3358 |
Торговля и общественное питание | 10873 | 11310 | 11950 |
Операции с недвижимым имуществом | 18 | 7 | 20 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 14753 | 19843 | 512 |
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение | 42 | 8 | 3 |
Другие отрасли экономики | 11382 | 11119 | 12354 |
Из анализа структуры задолженности в разрезе отраслей народного хозяйства следует, что самая высокая доля задолженности приходится на сельское хозяйство, несмотря на то, что к 2009 году по сравнению с 2007 она несколько сокращается. Наряду с сельским хозяйством, следующей проблемной отраслью является промышленность, задолженность по которой также имеет значительные показатели. Сложившуюся тенденцию можно объяснить тем, что на протяжении рассматриваемого периода ситуация с данными отраслями ухудшается в связи с наличием большого числа агрофирм, колхозных и совхозных хозяйств, промышленных организаций, не справляющихся с большими расходами, в результате чего неизбежно становятся банкротами[5].
Меньшую по сравнению с сельским хозяйством и промышленностью задолженность составляют такие отрасли народного хозяйства, как транспорт, связь, торговля и общественное питание. Анализируя показатели данных отраслей, очевидна тенденция увеличения задолженности от 2007 к 2009 году. Однако следует заметить, что с жилищно-коммунальным хозяйством, финансами, страхованием и пенсионным обеспечением ситуация значительно лучше. Так задолженности по этим отраслям не только одна из самых незначительных, но и с явной тенденцией ее снижения, причиной чему могла послужить, например, улучшение финансово-экономического положения коммунальных хозяйств, в связи с проведенной реформой.
2.2 Анализ показателей налогового контроля.
В качестве показателей налогового контроля выступают: количество налогоплательщиков, структура налоговых проверок, их результативность, эффективность, обобщающий показатель эффективности контрольной работы налогового органа.
Таблица 7
Количество налогоплательщиков, состоящих на учёте в налоговых органах.
наименование | Количество лиц, состоящих на учёте | Темп роста, % | Темп прироста, %
| ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2008/2007 | 2009/2008 | 2008/2007 | 2009/2008 | |
Всего: | 144430 | 146581 | 138769 | 101 | 95 | 1 | -5 |
В т. ч.: Физические лица | 61984 | 63881 | 58214 | 103 | 91 | 3 | -9 |
Индивидуальные предприниматели | 924 | 938 | 917 | 102 | 98 | 2 | -2 |
Нотариусы, детективы, охранники | 4 | 4 | 3 | 100 | 75 | 0 | -25 |
Юридические лица, состоящие на учёте по месту их нахождения | 867 | 896 | 835 | 103 | 93 | 3 | -7 |
Юридические лица, состоящие на учёте по месту нахождения обособленного подразделения | 620 | 609 | 589 | 98 | 101 | -2 | 1 |
Юридические лица, состоящие на учёте по месту нахождения имущества | 2836 | 2967 | 3751 | 105 | 126 | 5 | 26 |
Юридические лица, состоящие на учёте по месту нахождения транспорта | 1682 | 1758 | 1997 | 105 | 114 | 5 | 14 |
В соответствии с данными таблицы 10 можно сделать вывод о том, что в налоговой инспекции наблюдается тенденция роста количества налогоплательщиков состоящих на учете в налоговом органе к 2008 году и снижение к 2009, например, в 2007г. было зарегистрировано 144430 (из них 6972 - юридические лица и 915 являются индивидуальными предприниматели) налогоплательщиков, а к 2009 году их количество сократилось на 5661 и составило 138769. Так 2008 году темп прироста налогоплательщиков – физических лиц составил 3%, а зарегистрированных индивидуальных предпринимателей 2%. Однако число юридических лиц, состоящие на учёте по месту нахождения имущества, а также юридических лиц, состоящие на учёте по месту нахождения транспорта увеличилось на 26% и 14% соответственно[3].
Основной формой контроля налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками налогов является налоговая проверка, как выездная, так и камеральная, структура которых представлена в таблице 11.
Таблица 8
Структура налоговых проверок, проводимых за 2007-2009 гг.
наименование | Количество, ед. | Темп роста, % | Темп прироста, % | ||||||
2007 | 2008 | 2009 | 2008/2007 | 2009/2008 | 2008/2007 | 2009/2008 | |||
Всего проведено проверок | 18999 | 21416 | 22405 | 129 | 105 | 29 | 5 | ||
в т. ч. камеральных | 18923 | 21336 | 22339 | 113 | 105 | 13 | 5 | ||
выездных | 76 | 80 | 66 | 105 | 83 | 5 | -17 | ||
в т. ч. – комплексные | 68 | 78 | 62 | 115 | 80 | 15 | -20 | ||
- тематические | 8 | 2 | 4 | 25 | 200 | -75 | 100 | ||
Налог на прибыль | 2763 | 1976 | 2438 | 72 | 123 | -28 | 23 | ||
Налог на доходы с ФЛ | 80 | 148 | 66 | 185 | 233 | 85 | 133 | ||
Налог на добавленную стоимость | 1973 | 2797 | 2928 | 142 | 105 | 42 | 5 | ||
Платежи за пользование природными ресурсами | 213 | 296 | 303 | 139 | 102 | 39 | 2 | ||
Земельный налог | 353 | 1891 | 2866 | 536 | 152 | 436 | 52 | ||
Единый социальный налог | 2204 | 2676 | 2906 | 121 | 108 | 21 | 8 | ||
Транспорный налог | 758 | 1303 | 1427 | 172 | 109 | 72 | 9 |
Согласно приведенным данным таблицы [3] наибольший удельный вес в структуре проведенных проверок занимают камеральные налоговые проверки, количество, темп роста и, следовательно, темп прироста по которым увеличивается в течение всего анализируемого периода на 13% и 5% соответственно. Достаточно низкий процент выездных проверок в 2009 году связан с нехваткой кадровых ресурсов, в рассматриваемой инспекции их число составляет 12 человек, и огромным количеством налогоплательщиков, что к 2009 году привело к сокращению количества проверок по сравнению с 2008 годом на 17%.
Соотношение результативных и безрезультатных проверок по камеральным и выездным проверкам представлено соответственно в таблицах 12 и 14.
Таблица №9
Камеральные налоговые проверки в расчёте на одного налогового инспектора, осуществляющего камеральные проверки.
Наименование |
Количество, ед.
| Темп роста, % | Темп прироста, % | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2008/2007 | 2009/2008 | 2008/2007 | 2009/2008 | |
Всего проведено проверок | 18923 | 21336 | 34137 | 113 | 160 | 13 | 60 |
безрезультативные | 2478 | 2904 | 2023 | 117 | 70 | 17 | -30 |
результативные | 17545 | 18432 | 30676 | 105 | 166 | 5 | 66 |
По отчётным данным за весь анализируемый период, общее количество проведенных камеральных проверок на одного налогового инспектора увеличивается, так, например, в 2008 году на 13 %, а к 2009 году на 60%. Данная тенденция сложилась и по результативным налоговым проверкам, темп роста по которым за 2008 год составил 5%, а темп прироста к 2009 году увеличился на 66%, что почти в 13 раз выше предыдущего показателя. Число безрезультативных показателей на одного проверяющего в 2008 году заметно увеличивается и составляет 2904, что несколько выше по сравнению с 2007 годом, однако к 2009 году данный показатель снижается и составляет 2023 единицы, в результате чего темп прироста за 2009 год имеет отрицательное значение. Такая динамика свидетельствует об улучшении контрольной работы инспекции по итогам анализируемого периода[3].
Для анализа эффективности налоговых проверок, необходимо не только число результативных и безрезультатных проверок, но и сумма дополнительно начисленных и взысканных платежей.
Таблица №10
Эффективность камеральной проверки за 2007-2009 гг.
наименование | Дополнительно начислено платежей по результатам проверок, тыс. руб. | Взыскано из суммы дополнительно начисленных платежей, тыс. руб. | Темп роста, % | Темп прироста, % | ||||||
2007 | 2008 | 2009 | 2007 | 2008 | 2009 | 2008/2007 | 2009/2008 | 2008/2007 | 2009/2008 | |
Всего по налогам и сборам | 37606 | 48184 | 37510 | 4961 | 43692 | 10416 | 128 | 79 | 28 | -21 |
В т. ч. - налог на прибыль | 11048 | 12949 | 4806 | 624 | 2942 | 1230 | 101 | 122 | 1 | 22 |
- НДФЛ | 3904 | 2453 | 44 | 0 | 1375 | 376 | 87 | 3 | -13 | -77 |
- НДС | 18336 | 19177 | 5530 | 2310 | 30404 | 4161 | 105 | 206 | 5 | 106 |
- Платежи за пользование природными ресурсами | 1055 | 1012 | 1036 | 290 | 716 | 571 | 96 | 183 | -4 | 83 |
- Земельный налог | 3089 | 2764 | 150 | 57 | 54 | 86 | 90 | 277 | -10 | 177 |
- ЕСН | 22994 | 23643 | 15432 | 1698 | 10100 | 14047 | 103 | 122 | 3 | 22 |
- Транспортный налог | 1406 | 1679 | 355 | 23 | 168 | 98 | 119 | 198 | 19 | 98 |