Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:35, статья
Точкой отсчета развития государственной поддержки малого бизнеса можно считать 1989 год, когда в СССР был создан Союз малых государственных предприятий СССР. В том же году было принято Положение об организации деятельности малых предприятий. Такими предприятиями в то время считались фирмы, создаваемые учредителями и работающие на принципе самоокупаемости и самофинансирования
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Точкой отсчета
развития государственной поддержки
малого бизнеса можно считать 1989
год, когда в СССР был создан Союз
малых государственных
Малые предприятия
окончательно получили юридический
статус 8 августа 1990 года, когда было
принято Постановление Совета Министров
СССР № 790 «О мерах по созданию и
развитию малых предприятий». Благодаря
этому документу было ясно, какова
должна быть численность предприятия
и в каких отраслях, как правильно
регистрировать малое предприятие,
кто может выступать его
Теперь, согласно действующему
на тот момент законодательству к
малым предприятиям относились предприятия
всех форм собственности, установленных
Законов РСФСР «О предприятиях и
предпринимательской
в промышленности и строительстве – 200 человек;
в научных учреждениях – 100 человек;
в остальных отраслях производственной сферы – до 50 человек;
в отраслях непроизводственной
сферы – до 15 человек.
Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР « О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» правой статус предприятий малого бизнеса позволял им получать некоторые льготы. В частности местным органам самоуправления рекомендовалось:
представлять малым предприятиям льготы по налогу на прибыль;
разрешать списание в первый год эксплуатации до 50 % амортизационных отчислений основных фондов со сроком службы свыше 3-х лет;
проводить ускоренную
амортизацию активной части производственных
фондов и т. д.
В 1992 году по инициативе Правительства РФ и при содействии Фонда «Ноу-хау» Правительства Великобритании создается Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса. Данная организация является закрытым акционерным обществом, учредителями которого стали:
Торгово-промышленная палата Российской Федерации
Российская экономическая академия им.Г.Плеханова
ПО “Уралмаш”
АвтоВАЗбанк
Тульский машиностроительный завод "Штамп"
Сибирский региональный фонд поддержки предпринимательства
другие предприятия
и организации
Российское агентство
представляет собой независимую
организацию, целью деятельности которой
является оказание практической помощи
в создании и успешном функционировании
предприятий малого и среднего бизнеса,
развитие предпринимательской активности
населения. Основная деятельность Агентства
заключается в консалтинговой поддержке
малых и средних предприятий
в России, содействии в установлении
деловых связей с российскими
и зарубежными партнерами. Агентство
ведет большую работу по развитию
информационной инфраструктуры малого
предпринимательства, налаживанию
межрегионального и международного
делового информационного обмена между
предприятиями малого и среднего
бизнеса. Эксперты Агентства также
активно помогают малым предприятиям
на территории России и за рубежом
в решении экономических, финансовых,
правовых, организационных и
Далее после образования Российской Федерации были приняты следующие важные постановления Правительства РФ в части касающейся поддержки и развития малого бизнеса в России:
Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 548 утверждено Положение о Комитете поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимущества РФ;
Постановление Правительства
РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных
мерах по развитию и государственной
поддержке малого предпринимательства
в РФ»;
Постановлением Правительства РФ от З февраля 1994 г. № 65 утверждено Положение о Фонде содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Фонд Содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере являлся некоммерческой организацией, основными задачи которого стало:
проведение государственной
политики развития и поддержки малых
предприятий в научно-
оказание прямой
финансовой, информационной и иной
помощи малым инновационным
создание и развитие
инфраструктуры поддержки малого инновационного
предпринимательства.
Теперь начиная
с 1994 года, Правительство РФ начинает
утверждать Федеральные программы
государственной поддержки
Данная программа отражала политику государственного патернализма по отношению к малому бизнесу. Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства названы:
формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
создание льготных
условий использования
Программа предусматривала,
что в компетенции Российской
Федерации находится
Указом Президента
РФ от 6 июня 1995 года № 563 в стране создается
Государственный комитет РФ по поддержке
и развитию малого предпринимательства,
который отныне занимается разработкой
и реализацией федеральных
Федеральный закон
РФ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
Закон утратил уже
свою силу, но рассмотрим основные положения
Закона, действовавшие до 1 января 2008
года. Это поможет лучше увидеть
и понять тенденции развития законодательства
в области поддержки малого бизнеса.
Согласно статье 3 Закона под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов не превышала 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышала 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышала следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности – 100 человек;
в строительстве – 100 человек;
на транспорте – 100 человек;
в сельском хозяйстве – 60 человек;
в научно-технической сфере – 60 человек;
в оптовой торговле – 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;
в остальных отраслях
и при осуществлении других видов
деятельности – 50 человек.
В случае превышения
малым предприятием установленной
численности, согласно части 3 статьи 3
Закона предусмотривалось лишение соответствующих
льгот на период, в течение которого допущено
превышение численности работников и
на последующие три месяца (ч. 3 ст. 3).
В тех случаях, когда
малое предприятие осуществляло
несколько видов деятельности (многопрофильное),
относятся к названию по виду деятельности,
доля которого является наибольшей в
годовом объеме оборота или годового
объема прибыли. При определении
численности работников малого предприятия
должны были учитываться все его
работники, в том числе работающие
по гражданско-правовым договорам и
по совместительству с учетом фактически
отработанного времени, а также
работники представительств, филиалов
и других обособленных подразделений
малого предприятия.
Также к субъектам
малого предпринимательства согласно
статье 3 Закона относятся физические
лица, занимающиеся предпринимательской
деятельностью без образования
юридического лица (ПБОЮЛ).
Государственная регистрация
малых предприятий
Отныне и до 1 января
2008 года государственная поддержка
малого бизнеса в России осуществлялась
в соответствии с Федеральным
законом РФ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
Статья 2 Закона предусматривала
установление порядка создания и
деятельности федеральных органов
в области государственной
Субъекты РФ решают
все вопросы в области
Государственная поддержка малого предпринимательства согласно статье 6 Закона осуществлялась по следующим направлениям:
формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;