Основные проблемы малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:35, статья

Описание

Точкой отсчета развития государственной поддержки малого бизнеса можно считать 1989 год, когда в СССР был создан Союз малых государственных предприятий СССР. В том же году было принято Положение об организации деятельности малых предприятий. Такими предприятиями в то время считались фирмы, создаваемые учредителями и работающие на принципе самоокупаемости и самофинансирования

Работа состоит из  1 файл

кредитование малого предпринимательства.docx

— 32.16 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА  МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА   
 

Точкой отсчета  развития государственной поддержки  малого бизнеса можно считать 1989 год, когда в СССР был создан Союз малых государственных предприятий  СССР. В том же году было принято  Положение об организации деятельности малых предприятий. Такими предприятиями  в то время считались фирмы, создаваемые  учредителями и работающие на принципе самоокупаемости и самофинансирования. Численность персонала, работающего  на малых предприятиях, не должно быть больше 100 человек. Положение предусматривало  порядок открытия, реорганизации, ликвидации данных предприятий. Документ определял  планирования и отчетность вышеуказанных  организаций. Однако определение малых  предприятий было сформулировано нечетко, потому у них не было четко выраженного  статуса.  

Малые предприятия  окончательно получили юридический  статус 8 августа 1990 года, когда было принято Постановление Совета Министров  СССР № 790 «О мерах по созданию и  развитию малых предприятий». Благодаря  этому документу было ясно, какова должна быть численность предприятия  и в каких отраслях, как правильно  регистрировать малое предприятие, кто может выступать его учредителем. Этот документ был дополнен Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года «О мерах по поддержке и  развитию малых предприятий в  РСФСР». Теперь официально малые предприятия  разрешено создавать на основе государственной, муниципальной, частной собственности, а также на основе смешанной формы  собственности и осуществлять любую  деятельность, не связанную с нарушением законодательства.  

Теперь, согласно действующему на тот момент законодательству к  малым предприятиям относились предприятия  всех форм собственности, установленных  Законов РСФСР «О предприятиях и  предпринимательской деятельности», численность работников в которых  не превышали:

в промышленности и  строительстве – 200 человек;

в научных учреждениях  – 100 человек;

в остальных отраслях производственной сферы – до 50 человек;

в отраслях непроизводственной сферы – до 15 человек.  

Согласно Постановлению  Совета Министров РСФСР « О  мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» правой статус предприятий малого бизнеса  позволял им получать некоторые льготы. В частности местным органам  самоуправления рекомендовалось:

представлять малым  предприятиям льготы по налогу на прибыль;

разрешать списание в первый год эксплуатации до 50 % амортизационных отчислений основных фондов со сроком службы свыше 3-х лет;

проводить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов и т. д.  

В 1992 году по инициативе Правительства РФ и при содействии Фонда «Ноу-хау» Правительства Великобритании создается Российское Агентство  поддержки малого и среднего бизнеса. Данная организация является закрытым акционерным обществом, учредителями которого стали:

Торгово-промышленная палата Российской Федерации 

Российская экономическая  академия им.Г.Плеханова 

ПО “Уралмаш”

АвтоВАЗбанк

Тульский машиностроительный завод "Штамп"

Сибирский региональный фонд поддержки предпринимательства 

другие предприятия  и организации  

Российское агентство  представляет собой независимую  организацию, целью деятельности которой  является оказание практической помощи в создании и успешном функционировании предприятий малого и среднего бизнеса, развитие предпринимательской активности населения. Основная деятельность Агентства  заключается в консалтинговой поддержке  малых и средних предприятий  в России, содействии в установлении деловых связей с российскими  и зарубежными партнерами. Агентство  ведет большую работу по развитию информационной инфраструктуры малого предпринимательства, налаживанию  межрегионального и международного делового информационного обмена между  предприятиями малого и среднего бизнеса. Эксперты Агентства также  активно помогают малым предприятиям на территории России и за рубежом  в решении экономических, финансовых, правовых, организационных и управленческих вопросов.  

Далее после образования  Российской Федерации были приняты  следующие важные постановления  Правительства РФ в части касающейся поддержки и развития малого бизнеса  в России:

Постановлением Правительства  РФ от 3 августа 1992 г. № 548 утверждено Положение  о Комитете поддержки малых предприятий  и предпринимательства при Госкомимущества РФ;

Постановление Правительства  РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ»;  

Постановлением Правительства  РФ от З февраля 1994 г. № 65 утверждено Положение о Фонде содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Фонд Содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере являлся некоммерческой организацией, основными задачи которого стало:

проведение государственной  политики развития и поддержки малых  предприятий в научно-технической  сфере;

оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;

создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.  

Теперь начиная  с 1994 года, Правительство РФ начинает утверждать Федеральные программы  государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Так Постановлением Правительства  РФ от 29 апреля 1994 г. № 409 утверждается первая Федеральная программа государственной  поддержки малого предпринимательства  в Российской Федерации на 1994–1995 гг.  

Данная программа  отражала политику государственного патернализма по отношению к малому бизнесу. Основными  направлениями государственной  поддержки малого предпринимательства  названы:

формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных  финансовых, материально-технических  и информационных ресурсов, а также  научно-технических разработок и  технологий; установление упрощенного  порядка регистрации субъектов  малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной  статистической и бухгалтерской  отчетности; поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным, производственным связям с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.  

Программа предусматривала, что в компетенции Российской Федерации находится определение  общих принципов и приоритетных направлений государственной поддержки, разработка и реализация федеральных  программ, установление льгот по федеральным  налогам и т.д. За счет федерального бюджета и других фондов федеральные  программы финансируются не менее  чем на 50%. Субъекты РФ осуществляют поддержку малого предпринимательства  за счет собственных средств и  ресурсов.  

Указом Президента РФ от 6 июня 1995 года № 563 в стране создается  Государственный комитет РФ по поддержке  и развитию малого предпринимательства, который отныне занимается разработкой  и реализацией федеральных программ по поддержке малого бизнеса.  

Федеральный закон  РФ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ (Федеральным  законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ настоящий  Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2008 г.) определил основные положения в области государственной  поддержки малого бизнеса в России, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования  деятельности субъектов малого предпринимательства. Также нужно отметить, что с принятием этого закона появились новые критерии определения предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства.  

Закон утратил уже  свою силу, но рассмотрим основные положения  Закона, действовавшие до 1 января 2008 года. Это поможет лучше увидеть  и понять тенденции развития законодательства в области поддержки малого бизнеса.  

Согласно статье 3 Закона под субъектами малого предпринимательства  понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  фондов не превышала 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышала 25 процентов и в которых средняя  численность работников за отчетный период не превышала следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности – 100 человек;

в строительстве  – 100 человек;

на транспорте – 100 человек;

в сельском хозяйстве  – 60 человек;

в научно-технической  сфере – 60 человек;

в оптовой торговле – 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов  деятельности – 50 человек.  

В случае превышения малым предприятием установленной  численности, согласно части 3 статьи 3 Закона предусмотривалось лишение соответствующих льгот на период, в течение которого допущено превышение численности работников и на последующие три месяца (ч. 3 ст. 3).  

В тех случаях, когда  малое предприятие осуществляло несколько видов деятельности (многопрофильное), относятся к названию по виду деятельности, доля которого является наибольшей в  годовом объеме оборота или годового объема прибыли. При определении  численности работников малого предприятия  должны были учитываться все его  работники, в том числе работающие по гражданско-правовым договорам и  по совместительству с учетом фактически отработанного времени, а также  работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений  малого предприятия.  

Также к субъектам  малого предпринимательства согласно статье 3 Закона относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица (ПБОЮЛ).  

Государственная регистрация  малых предприятий предусмотрена  статьей 4 Закона, согласно которой  субъект малого предпринимательства  с момента подачи заявления установленного Правительством РФ образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством.  

Отныне и до 1 января 2008 года государственная поддержка  малого бизнеса в России осуществлялась в соответствии с Федеральным  законом РФ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, который  состоит из 23 статей без разделов и глав, а также в соответствии с другими законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства  РФ, также с законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Однако отметим, что с 1 января 2008 года данный закон утратил свою силу.  

Статья 2 Закона предусматривала  установление порядка создания и  деятельности федеральных органов  в области государственной поддержки  малого бизнеса, разработку и реализацию федеральных программ развития и  поддержки малого предпринимательства. Согласно Закону федеральные программы  должны финансироваться не менее  чем на 50 процентов за счет средств  федерального бюджета, а также за счет средств внебюджетных фондов РФ.  

Субъекты РФ решают все вопросы в области поддержки  малого предпринимательства, в том  числе могут применять дополнительные меры по поддержке малого предпринимательства  за счет собственных средств и  ресурсов. Часть 2 статьи 2 Закона определяет, что «субъекты Российской Федерации  в соответствии со своими полномочиями решают все вопросы в области  поддержки малого предпринимательства, в том числе могут применять  дополнительные меры по поддержке малого предпринимательства за счет собственных  средств и ресурсов». Таким образом, конкретный источник финансирования оставшихся 50% процентов для реализации федеральных  и региональных программ поддержки  малого бизнеса не предусмотрен, и  субъекты РФ вынуждены решать возникшую  проблему на своем региональном уровне.  

Государственная поддержка  малого предпринимательства согласно статье 6 Закона осуществлялась по следующим  направлениям:

формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

Информация о работе Основные проблемы малого бизнеса