Основные проблемы малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:35, статья

Описание

Точкой отсчета развития государственной поддержки малого бизнеса можно считать 1989 год, когда в СССР был создан Союз малых государственных предприятий СССР. В том же году было принято Положение об организации деятельности малых предприятий. Такими предприятиями в то время считались фирмы, создаваемые учредителями и работающие на принципе самоокупаемости и самофинансирования

Работа состоит из  1 файл

кредитование малого предпринимательства.docx

— 32.16 Кб (Скачать документ)

Новая программа  в значительной степени опиралась  на работу с Государственным комитетом  по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, а также на работу с региональными фондами  и создаваемыми центрами поддержки  малого бизнеса в субъектах РФ. Положениями программы предусматривалось  целевое финансирование малого бизнеса, на 1996 год в этих целях Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства  было выделено 386,6 млрд. рублей. Эти  средства в свою очередь отныне должны перераспределяться по региональным фондам поддержки малого предпринимательства  для осуществления конкретной поддержки  предприятий малого бизнеса. Таким  образом, программа предусматривала  формирование единой государственной  системы по поддержке и развитию малого бизнеса.  

Целью второй Федеральной  программы поддержки малого предпринимательства  на 1996-1997 гг. было обеспечение устойчивого  развития малого бизнеса в производственной и инновационной и других сферах Разрабатывалась концепция обществ взаимного кредитования и механизма предоставления государственных гарантий по целевым и инвестиционным кредитам. Особое внимание уделялось поддержке МП в кризисных и депрессивных районах.  

На тот момент, в России существовало около миллиона малых предприятий. Однако главной  их проблемой оставалась выживаемость. Малый бизнес в то время не имел достаточной поддержки в регионах РФ. В связи с инфляцией, высокими налогами, отсутствием достаточных  финансовых средств многие предприятия  ликвидировались в течение нескольких месяцев после регистрации. Новая  программа предусматривала поддержку  данным организациям в регионах в  части кредитования малого бизнеса. Региональные фонды должны были оказывать  помощь в области поручительства, предоставления залогового обеспечения, непосредственного льготного кредитования, компенсируя банкам часть потерянных процентов на договорной основе за свой счет.  

Вскоре государство  осознало необходимость изменения  налогового законодательства в части  налогообложения, в связи с чем, был принят Федеральный закон  от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета  и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (Федеральным  законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ настоящий  Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2003 г.) Теперь исключительно  по добровольному желанию предпринимателям было предложено перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой значительно упрощалась отчетность и снижалась налоговая ставка. Вместо нескольких видов налога стало возможным уплачивать единый налог. Позднее приказами соответственными министерств и государственных служб были разработаны и утверждены механизмы реализации УСН, формы необходимых документов для уплаты налогов и предоставления отчетности предприятиями малого бизнеса.  

Указом Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 определены первоочередные меры государственной поддержки  малого предпринимательства в РФ. Отныне к таким мерам было отнесено:

ежегодное выделение  государственных гарантий (на сумму  не менее 200 млн. долларов США) иностранным  банкам и другим кредитным организациям, занимающимся кредитованием малого бизнеса в России;

ежегодное выделение  из федерального бюджета государственного льготного инвестиционного кредита (на сумму не менее 500 млрд. рублей) на поддержку и развитие малого бизнеса;

ежегодное выделение  из государственного фонда занятости  населения РФ средств(не менее 40%) на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства;

и ряд других первоочередных мер.  

Постановлением Правительства  РФ от 12 апреля 1996 г. № 424 были рассмотрены  вопросы Федерального фонда поддержки  малого предпринимательства и утвержден  Устав этого фонда.  

Постановлением Правительства  РФ от 3 июля 1998 г. № 697 была утверждена новая Федеральная Программа  государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998–1999 гг. Третья Федеральная  программа поддержки малого предпринимательства  на 1998-1999 гг. предполагала формирование общих благоприятных социально-экономических  и правовых условий развития российского  малого бизнеса и создание целостной  системы его государственной  и общественной поддержки на национальном, региональном и муниципальном уровне.  

Постановлением Правительства  РФ от 14 февраля 2000 г. № 121 была утверждена новая (четвертая по счету) Федеральная  Программа государственной поддержки  малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000–2001 гг. Основной целью  этой, равно как и предыдущих программ, являлось обеспечение благоприятных  условий для развития малого предпринимательства  на основе повышения качества и эффективности  мер государственной поддержки  на федеральном уровне. Реализация Программы была рассчитана на 2000-2001 годы и предполагала два этапа. Первый этап предусматривал создание всех организационных структур и отладку механизмов их взаимодействия при выполнении программных мероприятий. Второй этап предусматривал реализацию мероприятий на основе результатов первого этапа с учетом отраслевых, социальных и территориальных приоритетов. 

В период 2002 – 2004 гг. программы государственной поддержки  малого предпринимательства на федеральном  уровне отсутствовали. В силу разных причин разработанный на 2002-2004 годы проект новой Программы Правительство  РФ в Государственную Думу не вносило, Программа 2000-2001 годов была пролонгирована на 2002 год. Тоже самое можно констатировать и про проект программы на 2003-2005 годы. Основными целями проекта программы должно было стать обеспечение условий для интенсивного роста малого предпринимательства и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды. Тем не менее, в отличие от федерального уровня, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и прежде, и в настоящее время разрабатывались, утверждались и действовали программы поддержки малого предпринимательства. Однако проведенные исследования эффективности программ поддержки малого предпринимательства показали, что эти программы в послекризисный период в большинстве своем реализовались слабо в связи с их четкой ориентацией на Федеральную программу, которая в эти годы либо не финансировалась, либо финансировалась в минимальных объемах. Подтверждением этому служит тот факт, что в 2005 году только 59 субъектов Российской Федерации приняли программы поддержки малого предпринимательства на региональном уровне. 

В связи с этим стоит признать, что заявленные приоритеты государственной политики в области  поддержки и развития малого бизнеса  на тот период (1994-2005 годы) остались по большей части декларациями. Так  уж получилось, что значительная часть  важных положений была прописана  в законе в виде отсылочных норм, обращенных к другим законам и  подзаконным актам. В результате они оказались практически дезавуированными. В частности:

упрощенный порядок  регистрации, лицензирования и сертификации продукции в полной мере не установлен, да и имеющиеся нормы не действуют;

порядок представления  упрощенных процедур и форм отчетности Правительством РФ не утвержден;

порядок предоставления кредитных льгот не определен;

ежегодные проекты  федеральных программ государственной  поддержки малого предпринимательства  Правительством РФ не разрабатываются  и на рассмотрение Федеральное Собрание не вносятся.  

В 2005 году ликвидируется  Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства в связи  с тем, что Председатель Правительства  России М. Фрадков подписал Постановление  от 2 марта 2005 г. № 106 «О ликвидации Федерального фонда поддержки малого предпринимательства». В документе говорится, что Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства  ликвидируется в связи с признанием утратившей силу статьи 8 Федерального закона «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации». Одновременно Постановлением признаны утратившими силу:

постановление Правительства  Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. № 1184 «О Федеральном фонде поддержки  малого предпринимательства»;

постановление Правительства  Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. № 424 «Вопросы Федерального фонда  поддержки малого предпринимательства»;

распоряжение Правительства  Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 1108-р;

постановление Правительства  Российской Федерации от 27 августа 1999 г. № 968 «О внесении изменений в  Устав Федерального фонда поддержки  малого предпринимательства».  

Следует сказать, что  статья 8 (и еще шесть статей) закона № 88 о господдержке малого предпринимательства  была упразднена с 1 января 2005 года. В  результате перестал существовать Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства, создаваемый правительством РФ, но продолжили действовать региональные и муниципальные фонды в соответствии с законодательством субъектов  РФ.  

Президентом РФ был  подписан новый Федеральный закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации». С выходом  этого закона с 1 января 2008 года утратил  силу Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации». Отныне федеральным законом  вводятся и определяются новые понятия, такие как:

«субъекты малого и  среднего предпринимательства»,

«инфраструктура поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства»,

«программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства»,

а также виды и  формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства  и инфраструктуры поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства.  

Закон устанавливает  два критерия отнесения предприятий  к субъектам малого и среднего предпринимательства. Первым критерием  является средняя численность работников. В соответствии с данным критерием  выделяется три вида субъектов малого и среднего предпринимательства:

средние предприятия  с численностью от 101 до 250 человек;

малые предприятия - до 100 человек;

в рамках малых предприятий  создаются микропредприятия с численностью занятых до 15 человек.  

Вторым критерием  является выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или  балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, которая  не должна превышать предельные значения, установленные правительством РФ для  каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.  

Федеральный закон  предусматривает создание реестров субъектов малого и среднего предпринимательства  – получателей поддержки, определяются цели и порядок создания государственными органами и органами местного самоуправления координационных и совещательных  органов в области развития субъектов  малого и среднего предпринимательства. В Федеральном законе приведен исчерпывающий  перечень оснований для отказа субъектам  малого и среднего предпринимательства  в оказании поддержки, установлены  особенности оказания некоторых  форм поддержки.  

Теперь отныне закон  четко регулирует отношения, возникающие  между юридическими и физическими  лицами, органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон устанавливает особенности  правового регулирования субъектов  малого и среднего предпринимательства:

специальные налоговые  режимы, упрощенные правила ведения  налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным  налогам и сборам;

упрощенные способы  ведения бухгалтерского учета и  составления отчетности;

упрощенный порядок  составления статистической отчетности;

льготный порядок  расчетов за приватизированное государственное  и муниципальное имущество;

формы участия в  процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд;

меры по обеспечению  прав и законных интересов при  осуществлении государственного контроля (надзора);

меры финансовой поддержки;

меры для развития инфраструктуры поддержки;

иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом целей.  

Как мы видим, в законе указано, что для представителей малого и среднего бизнеса предусмотрен ряд льгот. В том числе –  применение специальных налоговых  режимов. В связи с этим, возможно, будет расширен круг тех, кто может  применять упрощенку. И, в частности, этот спецрежим смогут применять компании, где работает до 250 сотрудников, а не до 100, как сейчас. Однако точно известно станет только осенью 2008 года, когда депутаты рассмотрят законопроект соответствующими поправками в главу 26.2 Налогового кодекса.

Информация о работе Основные проблемы малого бизнеса