Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:35, статья
Точкой отсчета развития государственной поддержки малого бизнеса можно считать 1989 год, когда в СССР был создан Союз малых государственных предприятий СССР. В том же году было принято Положение об организации деятельности малых предприятий. Такими предприятиями в то время считались фирмы, создаваемые учредителями и работающие на принципе самоокупаемости и самофинансирования
Новая программа
в значительной степени опиралась
на работу с Государственным комитетом
по поддержке и развитию малого предпринимательства,
Федеральным фондом поддержки малого
предпринимательства, а также на
работу с региональными фондами
и создаваемыми центрами поддержки
малого бизнеса в субъектах РФ.
Положениями программы
Целью второй Федеральной
программы поддержки малого предпринимательства
на 1996-1997 гг. было обеспечение устойчивого
развития малого бизнеса в производственной
и инновационной и других сферах
Разрабатывалась концепция обществ взаимного
кредитования и механизма предоставления
государственных гарантий по целевым
и инвестиционным кредитам. Особое внимание
уделялось поддержке МП в кризисных и
депрессивных районах.
На тот момент,
в России существовало около миллиона
малых предприятий. Однако главной
их проблемой оставалась выживаемость.
Малый бизнес в то время не имел
достаточной поддержки в
Вскоре государство
осознало необходимость изменения
налогового законодательства в части
налогообложения, в связи с чем,
был принят Федеральный закон
от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной
системе налогообложения, учета
и отчетности для субъектов малого
предпринимательства» (Федеральным
законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ настоящий
Федеральный закон признан
Указом Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 определены первоочередные меры государственной поддержки малого предпринимательства в РФ. Отныне к таким мерам было отнесено:
ежегодное выделение государственных гарантий (на сумму не менее 200 млн. долларов США) иностранным банкам и другим кредитным организациям, занимающимся кредитованием малого бизнеса в России;
ежегодное выделение
из федерального бюджета государственного
льготного инвестиционного
ежегодное выделение из государственного фонда занятости населения РФ средств(не менее 40%) на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства;
и ряд других первоочередных
мер.
Постановлением Правительства
РФ от 12 апреля 1996 г. № 424 были рассмотрены
вопросы Федерального фонда поддержки
малого предпринимательства и
Постановлением Правительства
РФ от 3 июля 1998 г. № 697 была утверждена
новая Федеральная Программа
государственной поддержки
Постановлением Правительства
РФ от 14 февраля 2000 г. № 121 была утверждена
новая (четвертая по счету) Федеральная
Программа государственной
В период 2002 – 2004 гг.
программы государственной
В связи с этим
стоит признать, что заявленные приоритеты
государственной политики в области
поддержки и развития малого бизнеса
на тот период (1994-2005 годы) остались
по большей части декларациями. Так
уж получилось, что значительная часть
важных положений была прописана
в законе в виде отсылочных норм,
обращенных к другим законам и
подзаконным актам. В результате
они оказались практически
упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации продукции в полной мере не установлен, да и имеющиеся нормы не действуют;
порядок представления упрощенных процедур и форм отчетности Правительством РФ не утвержден;
порядок предоставления кредитных льгот не определен;
ежегодные проекты
федеральных программ государственной
поддержки малого предпринимательства
Правительством РФ не разрабатываются
и на рассмотрение Федеральное Собрание
не вносятся.
В 2005 году ликвидируется
Федеральный фонд поддержки малого
предпринимательства в связи
с тем, что Председатель Правительства
России М. Фрадков подписал Постановление
от 2 марта 2005 г. № 106 «О ликвидации Федерального
фонда поддержки малого предпринимательства».
В документе говорится, что Федеральный
фонд поддержки малого предпринимательства
ликвидируется в связи с
постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. № 1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства»;
постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. № 424 «Вопросы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 1108-р;
постановление Правительства
Российской Федерации от 27 августа
1999 г. № 968 «О внесении изменений в
Устав Федерального фонда поддержки
малого предпринимательства».
Следует сказать, что
статья 8 (и еще шесть статей) закона
№ 88 о господдержке малого предпринимательства
была упразднена с 1 января 2005 года. В
результате перестал существовать Федеральный
фонд поддержки малого предпринимательства,
создаваемый правительством РФ, но
продолжили действовать региональные
и муниципальные фонды в
Президентом РФ был
подписан новый Федеральный закон
N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого
и среднего предпринимательства
в Российской Федерации». С выходом
этого закона с 1 января 2008 года утратил
силу Федеральный закон от 14 июня
1995 года N 88-ФЗ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
«субъекты малого и среднего предпринимательства»,
«инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»,
«программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства»,
а также виды и
формы поддержки субъектов
Закон устанавливает
два критерия отнесения предприятий
к субъектам малого и среднего
предпринимательства. Первым критерием
является средняя численность
средние предприятия с численностью от 101 до 250 человек;
малые предприятия - до 100 человек;
в рамках малых предприятий
создаются микропредприятия с численностью
занятых до 15 человек.
Вторым критерием
является выручка от реализации товаров
(работ, услуг) без учета НДС или
балансовая стоимость активов за
предшествующий календарный год, которая
не должна превышать предельные значения,
установленные правительством РФ для
каждой категории субъектов малого
и среднего предпринимательства.
Федеральный закон
предусматривает создание реестров
субъектов малого и среднего предпринимательства
– получателей поддержки, определяются
цели и порядок создания государственными
органами и органами местного самоуправления
координационных и
Теперь отныне закон
четко регулирует отношения, возникающие
между юридическими и физическими
лицами, органами государственной власти
РФ, субъектами РФ и органами местного
самоуправления по вопросам развития
субъектов малого и среднего предпринимательства.
Закон устанавливает
специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;
упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
упрощенный порядок составления статистической отчетности;
льготный порядок
расчетов за приватизированное
формы участия в
процедурах размещения заказов на поставку
товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и
меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);
меры финансовой поддержки;
меры для развития инфраструктуры поддержки;
иные меры, обеспечивающие
реализацию заявленных законопроектом
целей.
Как мы видим, в законе указано, что для представителей малого и среднего бизнеса предусмотрен ряд льгот. В том числе – применение специальных налоговых режимов. В связи с этим, возможно, будет расширен круг тех, кто может применять упрощенку. И, в частности, этот спецрежим смогут применять компании, где работает до 250 сотрудников, а не до 100, как сейчас. Однако точно известно станет только осенью 2008 года, когда депутаты рассмотрят законопроект соответствующими поправками в главу 26.2 Налогового кодекса.