Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:28, отчет по практике
Целью преддипломной экономической практики является закрепление полученных в университете профессиональных знаний по экономике торговой организации, маркетингу, ценообразованию, балансовой политике, теории принятия экономических решений. А также овладеть практическими навыками и приемами решения конкретных задач, связанных с экономической деятельностью торговой организации в условиях развития рыночных отношений.
Введение
1. Экономико-организационная характеристика организации УКП ТЦ «Потсдам»
2. Анализ результатов торгово-хозяйственной деятельности УКП ТЦ «Потсдам»
2.1 Анализ товарооборота и товарных запасов на основе данных статистических отчетов оперативного учета и выборочного обследования
2.2 Анализ показателей по труду и заработной плате
2.3 Анализ доходов торговой организации
2.4 Анализ прибыли и рентабельности
3. Анализ финансового состояния торговой организации
4. Оценка перспектив дальнейшего развития организации и прогнозирование основных показателей хозяйственной деятельности
Заключение
Содержание
Введение
1.
Экономико-организационная
2.
Анализ результатов торгово-
2.1 Анализ товарооборота
и товарных запасов на основе
данных статистических отчетов
оперативного учета и
2.2 Анализ показателей по труду и заработной плате
2.3 Анализ доходов торговой организации
2.4 Анализ прибыли и рентабельности
3. Анализ финансового состояния торговой организации
4.
Оценка перспектив дальнейшего
развития организации и
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Целью преддипломной экономической практики является закрепление полученных в университете профессиональных знаний по экономике торговой организации, маркетингу, ценообразованию, балансовой политике, теории принятия экономических решений. А также овладеть практическими навыками и приемами решения конкретных задач, связанных с экономической деятельностью торговой организации в условиях развития рыночных отношений.
Практические навыки играют определяющую роль в профессиональной деятельности любого специалиста. Чем больший опыт накоплен человеком по практическому использованию своих теоретических знаний, тем более эффективна работа такого сотрудника.
Подготовка к написанию отчета включает сбор материалов для анализа. На этом этапе ставится задача составить базу будущей работы, состоящую из нормативно-правовых актов, собственных наблюдений, материалов и информации используемых в работе организации.
Данная работа выполнялась во время прохождения практики на предприятии розничной торговли УКП ТЦ «Потсдам».
Цель написания данной работы — систематизация и обобщение практических навыков при прохождении практики в торговой организации на основании полученных теоретических знаний.
Материалами для анализа служат: годовой бухгалтерский отчет, текущая статистическая и оперативная отчетность, нормативные документы и другие источники. Особое внимание уделялось ознакомлению с формами бухгалтерской и статистической отчетности по основным показателям хозяйственной деятельности.
1. Экономико-организационная
характеристика организации
Унитарное коммунальное предприятие торговый центр «Потсдам» город Лида создано на неопределенный срок. Учредителем является Лидский райисполком.
УКП ТЦ «Потсдам» является государственным предприятием, относящимся к коммунальной собственности районного уровня. Он подчинен Лидскому районному исполнительному комитету и имеет целью организовывать розничную и оптовую торговлю, выпуск продукции собственного производства, оказание бытовых услуг населению.
Организация является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в хозяйственном или третейском суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в банках, иметь печать и штампы со своим наименованием.
Организация действует на основе законодательства Республики Беларусь и Устава [Приложение А]. Имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия. Имущество УКП ТЦ «Потсдам» является собственностью Учредителя и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
УКП ТЦ «Потсдам» осуществляет следующие виды деятельности:
Ø розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание;
Ø оптовая торговля товаров;
Ø выпуск продукции собственного производства;
Ø оказание бытовых услуг населению (парикмахерские услуги, индивидуальный пошив).
Структура УКП ТЦ «Потсдам» представлена на рисунке 1 [на основании приложения А].
Предприятие включает 13 магазинов, торговая площадь которых составляет 2371,1 м2: 9 продовольственных (магазины «Северный», «Остров», «Восток», «Эликсир», «Южный», «Западный», «Звездочка», «Зарница» и магазин-кулинария «Айвенго»), 3 непродовольственных (магазины «Меридиан», «Товары для дома и детей», «Фасон») и 1 смешанный (универсам «Потсдам»).
Управление предприятием осуществляется директором. Директор предприятия нанимается по контракту Учредителем. Директору подчиняются все работники предприятия.
Рисунок 1. Структура УКП ТЦ «Потсдам»
Примечание. Источник: собственная разработка
Торговый центр «Потсдам» обеспечивает продуктами питания бюджетные организации района: Детский дом, Дом-интернат, 9 детских садов, 2 школы, ГУ «Лидский районный территориальный центр социального обслуживания населения», Социально-педагогический центр, Центральную районную больницу. За 2007 год было отпущено продуктов питания на 643,1 млн. руб., что на 63,1 млн. руб. больше, чем в 2006 году.
Среднесписочная численность работающих на предприятии на 1 октября 2008 года составила 434 человека [Приложение Б].
Потребность в работниках удовлетворяется полностью за счет тесной связи с Новогрудским торгово-экономическим колледжем. Ежегодно на производственную практику присылаются учащиеся колледжа и после его окончания лучшие принимаются на работу. 98% работников имеют специальное, средне-специальное и высшее образование. В настоящее время получают образование 26 работников.
Трудовые отношения
На предприятии используют 2 основные системы обслуживания: традиционную и прогрессивную. Традиционная представлена продажей товаров через прилавок обслуживания. Прогрессивная – самообслуживанием и продажей товаров с открытой выкладкой.
В настоящее время осуществляется постепенный переход от традиционной системы к самообслуживанию. В 2006 году был переведен на самообслуживание магазин «Западный», что значительно улучшило показатели финансово-экономической деятельности, как самого магазина, так и предприятия в целом. В 2007 году перешел к прогрессивным методам продажи магазин «Северный». В текущем году был осуществлен перевод на самообслуживание магазина «Южный», закуплено новое оборудование.
Розничный товарооборот за 9 месяцев 2208 года увеличился на 5930 млн. рублей по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 24687 млн. рублей. Темп роста – 131,6%. Прибыль от реализации товаров увеличилась на 6,3 млн. рублей, при 5,7 млн. рублей за 9 месяцев 2008 года. В процентах к товарообороту (без налога с продаж) прибыль от реализации товаров составила 0,05% [Приложение Б].
Однако, несмотря на рост товарооборота и прибыли, предприятие не имеет собственных оборотных средств и не в состоянии оплатить задолженность перед поставщиками. Кредиторская задолженность на 1.10.2008 г. составила 3124,7 млн. рублей, что на 713,1 млн. рублей больше, чем в предыдущем периоде.
2. Анализ результатов торгово-
2.1 Анализ товарооборота
и товарных запасов на основе
данных статистических отчетов
оперативного учета и
Одной из главных целей
торговых предприятий является получение
прибыли, а розничный товарооборот
выступает как важнейшее
В соответствии с Инструкцией по учету розничного товарооборота, товарных запасов в торговле розничным товарооборотом является продажа продовольственных и непродовольственных товаров населению за наличный и безналичный расчет организациями розничной торговли и общественного питания; организациями других отраслей экономики, имеющими на своем балансе сеть розничной торговли и общественного питания; организациями, не имеющими торговой сети, но реализующими товары населению; индивидуальными предпринимателями; физическими лицами, осуществляющими продажу сельскохозяйственных продуктов на рынках.
Анализ начнем с основного показателя розничного товарооборота – общего объема продажи товаров. Для того чтобы реально оценить работу организации, необходимо фактические данные привести в сопоставимый вид путем использования индексов цен.
Розничный товарооборот за 9 месяцев 2008 года составил 24687,5 млн. руб., в предыдущем периоде – 18757 млн. руб. Индекс цен – 1,149[1].
1). Определим объем розничного
товарооборота отчетного
24687,5: 1,149 = 21486,1 млн. руб.
2). Определим темп роста
товарооборота без учета
24687,5: 18757 * 100 = 131,6%.
3). Определим темп роста
товарооборота с учетом
21486,1: 18757 * 100 = 114,5%.
4). Рассчитаем влияние цен:
21486,1 – 24687,5 = -3201,4 млн. руб.
В действующих ценах темп роста товарооборота составил 131,6%, в сопоставимых – 114,5%. Это говорит о влиянии цен в размере 3201,4 млн. рублей.
Таблица 1. Динамика розничного товарооборота по УКП ТЦ «Потсдам» за 9 месяцев 2008 г.Период
Товарооборот
2007 г., млн.р.
Товарооборот
2008 г., млн.р. Отклонение (+/-), млн.р. Динамика, %
1 квартал 5728,4 7708,6 +1980,2
2 квартал 6317,6 8146,5 +1828,9
3 квартал 6711 8832,3 +2121,3
Итого за 9 месяцев 18757 24687,4 5930,4
Примечание. Источник: таблица разработана на основании Приложения Г.
По данным таблицы 1 можно сказать, что рост товарооборота имеет положительную динамику. Темп роста за 9 месяцев 2008 года составил 131,6%.
Проведем анализ товарооборота по его структурным подразделениям на основании приложения Г.
Таблица 2. Динамика товарооборота по структурным подразделениям за 9 месяцев 2007 – 2008 гг.№ п\п Наименование подразделения Розничный товарооборот, млн. р. Абсолютное отклонение, млн. р. Темп роста, %
9 месяцев 2007 года 9 месяцев 2008 года
1 "Потсдам" 4697,8 6189,1
2 "Восток" 977,6 1280 302,4
3 "Звездочка" 1847,3 2150,9
4 "Западный" 4931,9 6518,2
5 "Северный" 1945 3006,1 1061,
6 "Южный" 813,5 1094,1 280,6
7 "Остров" 810,7 933,4 122,7
8 "Фасон" 203,6 263,1 59,5
9 Магазин парикмахерской 2,2 2,4 0,2
10 "Меридиан" 270,6 448,4 177,
11 "Эликсир" 314,7 396,5 81,8
12 "Зарница" 84,2 94,3 10,1
13 Кулинария "Айвенго" 235 244,5 9,5 104,04
Итого: 18757 24687,4 5930,4
Примечание. Источник: собственная разработка
Темп роста товарооборота
по всем структурным подразделениям
организации имеет
На объем товарооборота
оказывают влияние такие
Таблица 3. Влияние факторов на товарооборот по УКП ТЦ «Потсдам»
Показатели
Январь - сентябрь 2007 г
Январь - сентябрь 2008 г
Отклонение (+, -)
Отчетный период в% к предшествующему
Розничный товарооборот (в
действующих ценах), млн. руб. 18757,2 24687,2 +5930
Среднесписочная численность работников, чел. 402 434 +32 107,96
Производительность труда, млн. руб. 46,66 56,88 +10,22 121,91
Примечание. Источник: собственная разработка
Розничный товарооборот увеличился в отчетном периоде по сравнению с предшествующим на 5930 млн. руб. Среднесписочная численность работников увеличилась на 32 человека. Отрицательным является более высокий темп роста товарооборота по сравнению с темпом роста производительности труда.
Для определения влияния
на объем товарооборота изменения
среднесписочной численности
1) определим влияние на
объем товарооборота изменения
среднесписочной численности
(434 – 402) * 46,66 = +1493,12 млн. руб.;
2) рассчитаем влияние на объем товарооборота изменения производительности труда:
(56,882 – 46,66) * 434 = +4436,35 млн. руб.
Следовательно, увеличение среднесписочной численности работников на 32 человека привело к росту объема товарооборота на 1493,12 млн. руб., а рост производительности труда на 10,22 млн. руб. увеличил объем товарооборота на 4436,35 млн. руб. Совокупное влияние факторов способствовало росту товарооборота на 5929,47 млн. руб.
Товарные запасы представляют
собой всю массу товаров, находящихся
в розничной торговле. Размер товарных
запасов должен быть оптимальным
и соответствовать размеру
Таблица 4. Товарные запасы на конец 2006 и 2007 года и товарооборачиваемость по УКП ТЦ «Потсдам» (Приложение Д).
Товарная
группа Товарные запасы на конец
2006 г. Товарные запасы на конец 2007 г. Отклонение
сумма, млн.р. дни сумма, млн.р. дни сумма, млн.р. дни 2006 г. 2007 г.
Прод. товары 670,6 15 939,2 10 268,
Пром. товары 532,1 73 688,7 68 156,
Итого: 1202,7 23 1627,8 18
Примечание. Источник: собственная разработка
Розничный товарооборот за 2007 год составил 23691,6 млн. рублей. Товарные запасы на 1.01.2007 г. составили 1202,7 млн. рублей. Товарные запасы на 1.01.2008 г. – 1627,8 млн. рублей.