Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа
В настоящее время в условиях рыночной экономики появляется всё больше и больше торговых предприятий. Каждое предприятие стремится получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынк
Распределение прибыли базируется на соблюдении трёх основных принципов:
Одно
из направлений распределения
Вторым направлением распределения прибыли являются отчисления в резервный фонд. В резервный фонд можно направлять не более 50% суммы прибыли, подлежащей налогообложению. Средства этого фонда имеют целевое назначение - покрытие непредвиденных потерь, компенсация риска, других расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Существование резервного фонда определяет возможности выплаты дивидендов по акциям в случае недостатка суммы чистой прибыли.
За рубежом
широко применяется метод участия
работников крупного предприятия в
его прибылях. Для этих целей на
предприятии создается так
Если суммы уставного капитала и фонда накопления превышают величину полученной прибыли, то можно говорить об устойчивости финансовой направленности средств на развитие предприятия. Уравнивание соотношения этих сумм свидетельствует о предкризисном состоянии.
На предприятии
могут создаваться фонды
Некоторая
часть прибыли может
В общем
виде прибыль, остающаяся в распоряжении
торгового предприятия, распределяется
на фонды накопления и фонды потребления.
Эти фонды различаются по принадлежности
к собственникам. На акционерном
предприятии фонды потребления
находятся в собственности
Разность между совокупной величиной прибыли по всем видам деятельности предприятия и её использованной частью за отчетный период представляет собой нераспределенную прибыль.[2]
Нераспределенная прибыль - показатель, характеризующий экономический рост предприятия на основе собственных средств. В составе нераспределенной прибыли одна часть характеризует величину накопленной прибыли, вторая часть представляет собой свободную прибыль, т.е. прибыль, которая не получила никакого направления. Следует отметить, что прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия не может быть полностью отнесена к собственному капиталу. На самом деле все фонды потребления, а также такие накопления, как вложения в социальную сферу, к собственному капиталу не относятся. Они представляют собой не капитал предприятия в чистом виде, а по сути то, что предприятие отдало коллективу на улучшение его социальных нужд (строительство дома отдыха и др.).
По экономическому содержанию фонды - это чистая прибыль отчетного года либо прошлых лет, распределенная по фондам для её целевого использования: на приобретение новой техники ( фонд накопления ); на мероприятия социальной направленности ( фонд социальной сферы ) ; на материальное поощрение ( фонд потребления ) и прочие нужды.
Совет учредителей имеет право направлять средства фондов на покрытие убытков, перераспределять средства фондов между ними, направлять часть средств на увеличение уставного капитала и финансирование других мероприятий.
Необходимо добавить, что всё вышесказанное (насчёт создания фондов на предприятии) характерно для более или менее крупных предприятий, где распределение прибыли происходит в соответствии с учредительными документами по фондам, в которых предусмотрена величина отчислений. Порядок формирования и расходования средств фондов определяется предприятием самостоятельно и закрепляется в уставе и приказе об учётной политике предприятия. Такой метод использования прибыли получил название фондовый метод. Бесфондовый метод используется в большинстве случаев малыми предприятиями. На таких предприятиях обычно формируется резервный фонд, отчисления в который могут повлиять на налогооблагаемую прибыль за счет возможных льгот по налогу на эти отчисления. В конечном итоге цель анализа распределения прибыли - установить, насколько рационально распределяется и используется прибыль с позиции самовозрастания (самоокупаемости) капитала и самофинансирования торгового предприятия.[1]
1.3 Понятие рентабельности торгового предприятия
При рыночной
экономики результаты деятельности
торгового предприятия
1.4 Показатели рентабельности и их виды
Существует великое множество показателей рентабельности, главным из которых является показатель общей экономической рентабельности торгового предприятия. Он вычисляется по формуле:
Р = П / Т * 100,
где Р
- общая экономическая
П - сумма прибыли (валовой или чистой);
Т - объем товарооборота ( без НДС).
Следующим
показателем является показатель, характеризующий
эффективность использования
Р = П / К *100,
где
П - сумма прибыли торгового
К - средняя величина собственного капитала.
Этот показатель имеет важное значение для акционеров торгового предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия на фондовой бирже. Этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. Также существует показатель рентабельности всего капитала, который находится путём деления суммы прибыли на величину всего капитала.
Показатель рентабельности основных производственных средств (фондов) предприятия рассчитывается по следующей формуле:
Р = П / ОФ *100,
где П - сумма прибыли;
ОФ - средняя стоимость основных фондов;
Аналогично высчитывается показатель рентабельности материальных оборотных средств, только вместо показателя средней стоимости основных фондов применяется показатель средней стоимости материальных оборотных средств. Эти два показателя часто объединяют и вычисляют один показатель рентабельности основных фондов:
Р = (П / (ОФ + МС) * 100),
где МС - средняя стоимость материальных оборотных средств.
Если
торговое предприятие арендует помещения
или сдаёт помещения в аренду,
то среднюю стоимость основных фондов
целесообразно исчислять с
Наряду
с основными показателями рентабельности
используется большое количество частных
показателей, таких как: рентабельность
эффективности текущих затрат (отношение
прибыли к издержкам обращения)
2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Общие сведения о предприятии и его экономическая характеристика
Могилёвский филиал ООО «Марко-Сервис» был зарегистрирован распоряжением Могилёвского Горисполкома от 29 сентября 2004 года №380.
Хозяйственная деятельность предприятия началась с 1 декабря 2004 года.
Юридический адрес предприятия: 212030 г. Могилёв, улица Тимирязевская, 36.
Численность работающих на предприятии состовляет 23 человека из них:
- заведующая филиалом
- заведующая магазином №2
- заведующая секцией – 2 единицы
- главный бухгалтер
- уборщица – 2 единицы
- продавцы – 16 единиц.
Предприятие основано без права юридического лица, однако имеет печать, текущий счёт в ГФ по Могилёвской области Белинвестбанка № 3012211950020,состовляет и отчитывается по всей бухгалтерской и статистической отчётности. Предприятие зарегистрировано в качестве налогоплательщика в ИМНС по Ленинскому району № 1 г. Могилёва за номером 700838592.
Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля обувью и кожгалантерейными товарами.
Основные
финансово-экономические
Таблица 1 – Основные финансово-экономические показатели
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение |
Темп роста,% | |
абсолютное,р |
относительное, % | ||||
1.Объем розничного |
|||||
в действующих ценах, млн.р |
8 244 |
10 417 |
2 173 |
26 |
126,3 |
в сопоставимых ценах, млн.р |
8 244 |
9 478 |
1 234 |
14,9 |
114,9 |
3.Валовая прибыль, сумма, млн.р |
1 429 |
1 929 |
500 |
34,9 |
134,9 |
в % к товарообороту без налога с продаж и НДС |
17,3 |
18,5 |
1,2 |
6,9 |
106,9 |
4.Расходы по реализации, всего, млн.р |
432 |
553 |
121 |
28 |
128 |
в % к товарообороту без налога с продаж и НДС |
5,2 |
5,3 |
0,1 |
1,9 |
101,9 |
в том числе: |
|||||
расходы на оплату труда, млн.р |
221,2 |
289,5 |
68,3 |
30,8 |
130,8 |
5.Налоги, сборы из выручки, млн.р |
1 228 |
1 648 |
420 |
34,2 |
134,2 |
6.Прибыль от реализации, млн.р |
997 |
1 376 |
379 |
38 |
138 |
7.Налоги и платежи из прибыли, |
243 |
323 |
80 |
32,9 |
132,9 |
8.Чистая прибыль, млн.р |
736 |
973 |
237 |
32,2 |
132,2 |
9.Рентабельность |
12 |
13,2 |
1,2 |
10 |
110 |
10.Среднесписочная численность работников, чел. |
23 |
23 |
0 |
0 |
100 |
11.Средняя зарплата, тыс. руб. |
793 |
1 039 |
246 |
31 |
131 |