Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа
В настоящее время в условиях рыночной экономики появляется всё больше и больше торговых предприятий. Каждое предприятие стремится получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынк
Проведём расчёт влияния факторов второго порядка на прибыль отчётного периода исходя из прибыли от реализации. Расчёты представлены в таблице 7.
Таблица 7 - Расчёт влияния факторов на выполнение плана и динамику прибыли от реализации ООО «Марко - Сервис»
Факторы |
Влияние на динамику прибыли | |
Расчёт |
Сумма, млн. р. | |
Изменение объёма розничного товарооборота |
(2 173*12)/100 |
260,76 |
-в том числе за счёт повышения розничных цен |
(10 417-9 478)*12/100 |
112,68 |
Изменение уровня валовой прибыли |
(10 417*1,2)/100 |
125 |
Изменение уровня расходов на реализацию |
(10 417* -0,1)/100 |
-10,41 |
Всего |
375,35 |
По сравнению с прошлым
годом прибыль от реализации возросла
на 379 млн. р. На рост прибыли от реализации
положительно повлияли такие факторы,
как изменение розничного товарооборота
(260,76 млн. р.) и изменение уровня валовой
прибыли (125 млн. р.). Отрицательно на рост
прибыли от реализации повлияло изменение
уровня расходов на реализацию (- 10,41), если
исключить влияние данного
В связи с повышением розничных цен товарооборот открытого акционерного общества «Торговый дом» возрос на 2173 млн р. (10417 — 8244) и за счет этого прибыль от реализации товаров увеличилась в динамике на 112,68 млн р. ((10 417 – 9 478) х 12 : 100). Следует отметить, что такой расчет влияния ценового фактора на прибыль неточен, так как допускается, что все расходы на реализацию находятся в прямой зависимости от изменения, продажных цен на товары. В действительности только определенная часть торговых расходов зависит от изменения розничных цен.
Значительное влияние на прибыль оказывает повышение производительности труда работников и изменение их численности, обеспечивающее увеличение розничного товарооборота, а отсюда и рост прибыли от реализации товаров. Расчёт влияния данных факторов представлен в таблице 8.
Таблица 8 - Расчёт влияния факторов производительности труда на динамику товарооборота предприятия ООО «Марко - Сервис»
Факторы |
Влияние на динамику товарооборота | |
Расчёт |
Сумма, млн. р. | |
Изменение численности работников |
(23 - 23) * 358,4 |
0 |
Изменение производительности труда |
23 * 94,5 |
2 173,5 |
Всего |
2 173,5 |
Как видно из таблицы 8, рост производительности работников положительно повлиял на товарооборот торгового предприятия. Благодаря данному фактору товарооборот увеличился на 2 173,5 млн.р.
2.3 Анализ показателей рентабельности предприятия
Показатели рентабельности отражают соотношения прибыли предприятия и факторов, которые являются предпосылками ее возникновения. Важное значение при этом имеет не столько величина показателей рентабельности, сколько их динамика и соответствие среднеотраслевым показателям. Только с помощью сравнения можно установить относительную величину прибыльности субъекта предпринимательской деятельности. В таблице 9 приведены общие показатели рентабельности торгового предприятия.
Таблица 9 - Анализ динамики уровней рентабельности ООО «Марко-Сервис»
Показатель |
2009 |
2010 |
Отклонения |
Темп изменеия, % | ||
абсолютное, р. |
относительное, % | |||||
1 Прибыль от реализации, млн. р. |
997 |
1 376 |
379 |
38 |
138 | |
2 Прибыль отчётного периода, |
1 009 |
1 338 |
329 |
32,6 |
132,6 | |
3 Чистая прибыль, млн. р. |
736 |
973 |
237 |
32,2 |
132,2 | |
4 Среднегодовая стоимость |
3 365 |
3 761 |
396 |
11,7 |
111,7 | |
4.1 Внеоборотных активов |
697 |
824 |
127 |
18,2 |
118,2 | |
4.2 Оборотных активов |
2 668 |
2 973 |
305 |
11,4 |
111,4 | |
5 Среднесписочная численность работников, чел. |
23 |
23 |
0 |
0 |
100 | |
6Фонд заработной платы, млн. р. |
221,2 |
289,5 |
68,3 |
30,8 |
130,8 | |
7 Валовая прибыль, млн. р. |
1 429 |
1929 |
500 |
34,9 |
134,9 | |
8 Розничный товарооборот, млн. р. |
8 244 |
10 417 |
2 173 |
26,3 |
126,3 | |
9.Уровни рентабельности, % | ||||||
9.1 Рентабельность продаж, % |
12 |
13,2 |
1,2 |
10 |
110 | |
9.2 Рентабельность совокупного капитала: |
||||||
- исходя из прибыли от |
29,6 |
36,5 |
6,9 |
23,3 |
123,3 | |
- исходя из прибыли отчётного периода,% |
29,9 |
35,5 |
5,6 |
18,7 |
118,7 | |
- исходя из чистой прибыли, % |
21,8 |
25,8 |
4 |
18,3 |
118,3 | |
9.3 Рентабельность внеоборотных активов, % |
105,5 |
118 |
12,5 |
11,8 |
111,8 | |
9.4 Рентабельность оборотных активов, % |
27,5 |
32,7 |
5,2 |
18,9 |
118,9 | |
9.5
Рентабельность средств на |
332,7 |
336 |
3,3 |
0,99 |
100,9 | |
9.6 Прибыль на одного работника, млн р. |
32 |
42,3 |
10,3 |
32,1 |
132,1 | |
9.7 Прибыль к валовому доходу в процентах, % |
51,5 |
50,4 |
-1,1 |
-2,1 |
97,86 |
Как видно из таблицы 9 рентабельность продаж возросла на 1,2 % в 2010 году. Это объясняется тем, что за отчётный период произошло повышение прибыли и снижение затрат на 1 рубль товарной продукции. Рентабельность совокупного капитала исходя из прибыли от реализации увеличилась на 6,9 % по сравнению с 2009 годом; исходя из прибыли отчётного периода – на 5,6 %; исходя из чистой прибыли – на 4 %.Рентабельность внеоборотных активов увеличилась на 12,5 %. Рентабельность оборотных активов увеличилась на 5,2 %. Так же увеличилась рентабельность средств на заработную плату на 3,3 %. Прибыль на одного работника увеличилась в 2010 году на 32,1 %. Прибыль по отношению к валовому доходу снизилась на 1,1 %.
Произведём расчёт рентабельности совокупного капитала торгового предприятия (таблица 10).
Таблица 10 – Информация по рентабельности совокупного капитала торгового предприятия ООО «Марко-Сервис».
Показатель |
2009 |
2010 |
Отклонения |
Темп изменения, % | |
абсолютное, р. |
относительное, % | ||||
1 Прибыль отчётного периода, |
1 009 |
1 338 |
329 |
32,6 |
132,6 |
2 Розничный товарооборот, млн р. |
8 244 |
10 417 |
2173 |
26,3 |
126,3 |
3 Среднесписочная численность |
23 |
23 |
0 |
0 |
100 |
4 Среднегодовая стоимость |
3 365 |
3 797 |
432 |
12,8 |
112,8 |
4.1 Внеоборотных активов |
697 |
824 |
127 |
18,2 |
118,2 |
4.2 Оборотных активов |
2 668 |
2 973 |
305 |
11,4 |
111,4 |
5 Рентабельность совокупного |
29,9 |
35,2 |
5,3 |
17,7 |
117,7 |
6 Фондоотдача, р. |
11,8 |
12,6 |
0,8 |
6,7 |
106,7 |
7 Коэффициент оборачиваемости |
3 |
3,5 |
0,5 |
16,6 |
116,6 |
8 Рентабельность продаж, % |
12 |
13,2 |
1,2 |
10 |
110 |
9 Производительность труда, млн р. |
358,4 |
452,9 |
94,5 |
26,3 |
126,3 |
Проведём анализ влияния факторов первого порядка на рентабельность совокупного капитала. Расчёты представлены в таблице 11.
Таблица 11 – Расчёт влияния факторов на уровень рентабельности совокупного капитала ООО «Марко - Сервис»
Факторы |
Влияние на уровень рентабельности | |
Расчёт |
Размер влияния, % | |
Изменение уровня прибыли от реализации |
(379/329)*5,3 |
6,105 |
Изменение прибыли от операционной деятельности |
(1/329)*5,3 |
0,016 |
Изменение прибыли от внереализационной деятельности |
( - 51/329)*5,3 |
- 0,821 |
ВСЕГО |
5,295 |
Рентабельность совокупного
Проведём анализ влияния факторов второго порядка на рентабельность совокупного капитала. Расчёты представлены в таблице 12.
Таблица 12 – Расчёт влияния факторов на уровень рентабельности совокупного капитала ООО «Марко - Сервис»
Факторы |
Влияние на уровень рентабельности | |
Расчёт |
Размер влияния, % | |
Изменение объёма розничного товарооборота |
(260,76/329)*5,3 |
4,2 |
В том числе за счёт повышения розничных цен |
(112,68/329)*5,3 |
1,815 |
Изменение уровня валовой прибыли |
(125/329)*5,3 |
2,013 |
Изменение уровня расходов на реализацию |
(- 10,41/329)*5,3 |
-0,167 |
ВСЕГО |
6,046 |
На уровень рентабельности совокупного
капитала положительно повлияли такие
факторы как розничный
Определим, влияние каких факторов оказали положительное влияние на рентабельность продаж. Расчёты представлены в таблице 13.
Таблица 13 – Расчёт влияния факторов на уровень рентабельности продаж ООО «Марко - Сервис»
Факторы |
Влияние на уровень рентабельности | |
Расчёт |
Размер влияния, % | |
Условный показатель рентабельности продаж |
(997 / 10 417) * 100 = 9,5 % |
- |
Изменение прибыли от реализации |
9,5 - 12 |
- 2,5 |
Изменение объёма розничного товарооборота |
13,2 – 9,5 |
3,7 |
ВСЕГО |
1,2 |
Как видно
из расчётов, представленных в таблице
13 положительное влияние на уровень
рентабельности продаж оказало изменение
объёма розничного товарооборота. Отрицательное
влияние оказало изменение
3. РЕЗЕРВЫ
УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И УРОВНЯ
РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.
Рисунок 1 – Резервы увеличения суммы прибыли
Для определения резервов роста прибыли по первому источнику необходимо выявить резервы роста объёма реализации продукции.
Сопоставление
возможного объема продаж, установленного
по результатам маркетинговых
Таким образом, увеличение объема продаж на 1 041,7 млн.р. позволить получить предприятию дополнительную прибыль в размере 137,6 млн.р.