Российский рынок добровольного медицинского страхования (ДМС) в системе Программы «Сеть медицинских центров Московской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:33, контрольная работа

Описание

Считается, что первый полис ДМС в России был продан компанией АСКО в 1989 году, когда не было даже закона «О медицинском обслуживании». 7-10 лет назад основными покупателями полиса ДМС в России были транснациональные корпорации и компании с участием иностранного капитала, которые привили отечественному рынку культуру использования ДМС в рамках компенсационного пакета. В настоящий период, по оценкам российских страховых компаний, портфель страховщиков по корпоративному ДМС поделен примерно поровну между российскими и зарубежными компаниями.

Работа состоит из  1 файл

insurance.doc

— 316.00 Кб (Скачать документ)

Российский  рынок добровольного  медицинского страхования (ДМС) в системе Программы  «Сеть медицинских  центров Московской области 

 
Балаев Сергей Юрьевич  
Член Гильдии Маркетологов,  
эксперт-консультант по маркетингу и экономическому анализу

(sergei-balaev@mail.ru) 
 
 

Введение 

             Считается, что первый полис ДМС в России был продан компанией АСКО в 1989 году, когда не было даже закона «О медицинском обслуживании». 7-10 лет назад основными покупателями полиса ДМС в России были транснациональные корпорации и компании с участием иностранного капитала, которые привили отечественному рынку культуру использования ДМС в рамках компенсационного пакета. В настоящий период, по оценкам российских страховых компаний, портфель страховщиков по корпоративному ДМС поделен примерно поровну между российскими и зарубежными компаниями.

             Российский рынок добровольного  медицинского страхования (ДМС) растёт в среднем на 30% в год. Но физических лиц среди клиентов страховщиков всего 5%. Остальные 95% - сотрудники компаний, за которых медицинский полис оплачивает работодатель

             Источниками информации для  данного аналитического отчёта  стали кабинетные исследования и опросы экспертов

      1. сотрудников отдела экономического анализа Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации;
      2. сотрудников издания "Эксперт";
      3. сотрудников издания «Секрет фирмы»;
      4. сотрудников аналитических отделов «РОСНО», «МАКС», «Ингосстрах», «АльфаСтрахование»;
      5. сотрудников издания «Известия»;
      6. сотрудников аналитического отдела «Волга-Информ»;
      7. сотрудников аналитиков инвестиционной компании «АВК-Ценные бумаги».
 
 
 

Добровольное  медицинское страхование (ДМС) 
 

Принципы  ДМС

             Цели ДМС: создание альтернативного  бесплатному, платное медицинское страхование, формирование жёсткого контроля качества медуслуг, и мотивации к улучшению технической и технологической базы (Рисунок 1.).

             Особенность определения  тарифных ставок в добровольном медицинском  страховании (ДМС) состоит в том, что этот вид страхования, с одной стороны, относится к видам страхования жизни, что предполагает выплату страховой суммы, с другой - для ДМС характерен вероятностный характер выплат, что предполагает выплаты на принципе возмещения ущерба 
 

      Рисунок 1. Схема формирования услуг по ДМС.

       

       

       

             Пример определения  финансовой выгоды для корпоративного пользователя ДМС: в компании работает 20 человек с зарплатой в 500 $. Годовой  ФОТ составляет 120000$. Сумму в 3600 $ (3% от ФОТа) компания может потратить купив сотрудникам полисы ДМС. При этом 1) налогооблагаемая база уменьшается на 3600 $, 2) экономия налога на прибыль составляет 864 $, 3) не платится ЕСН с суммы взносов на полисы в 1281,6 $. Общая экономия для компании составляет 2145,6 $ в год 

Рынок ДМС

             С 1999 года стабильно растёт потребительский спрос на услуги ДМС и количество клиентов по ДМС у страховых компаний (Диаграмма 2.).  

      Диаграмма 2. Динамика изменения  ёмкости рынка  ДМС  (по данным страховых  компаний).

             Постоянно увеличивающиеся платёжеспособность населения и спрос на качественное медицинское обслуживание стимулирует рост цен на медицинские услуги в России, что в свою очередь мотивирует постоянный рост стоимости полисов ДМС на 20%-40% в год (Рисунок 3.). Из-за постоянного роста стоимости полисов ДМС работодателям выгоднее заключать со страховщиком долгосрочные договора. По этой же причине страховые компании не рискуют страховать предприятия больше чем на 1 год. 

      Рисунок 3. Схема структуры  рынка ДМС.

       
       

       
       
       
       
       
       

             Аналитики инвестиционной компании "АВК-Ценные бумаги" подсчитали, что емкость российского рынка  добровольного медицинского страхования (ДМС) сейчас вплотную приблизилась к $1 млрд. При этом рынок растет очень активно - настолько, что к 2010 году его объем может составить уже $6,4 млрд. Страховщики полагают, что ДМС будет развиваться и дальше, особенно если государство предоставит ему налоговые стимулы.

             По данным АВК, за последний  год рост клиентской базы по ДМС  составил 20%. Сейчас емкость этого  сектора равна $978 млн - 11% от суммарных взносов по страховому рынку. В Государственном реестре страховщиков Минфина России на 01.01.2003 зарегистрировано 1408 страховых организаций.

             Рост собираемой по ДМС  премии в 2002 году составил менее 10%, в  то время как, например: в имущественном страховании этот показатель равен 55%. Страховщики связывают это с налоговыми ограничениями. С 2002 года было разрешено относить на себестоимость предприятий страховые взносы по ДМС в размере 3% от фонда оплаты труда, хотя раньше они ограничивались 1% от выручки. Между тем возврат владельцам полисов ДМС части медицинской составляющей единого социального налога (1,8% зарплаты в месяц), предложенный Минэкономразвития с 2005 года, может увеличить объемы ДМС как минимум на 10%.

             Участники рынка не сомневаются, что главной потребностью в страховании у россиян сейчас является именно страхование здоровья, и этот сектор рынка будет увеличиваться. "В этом году можно ожидать роста в 15-20%.

             Согласно социологическим  исследованиям, более 45% населения России недовольны сервисом и качеством медицинских услуг в бесплатных поликлиниках и готовы доплачивать за лечение из своего кармана. Однако, по данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), 80% владельцев полисов ДМС сейчас составляют корпоративные клиенты. Правда, растет и количество частных покупателей. "Основной приток клиентов следует ожидать от категории граждан с высокими и средними доходами", - считает руководитель аналитического управления АВК. По данным "КОМКОНа", основными потребителями услуг ДМС среди физических лиц являются люди в возрасте 27-42 лет с доходом не менее $500 в месяц. Они предпочитают программы стоимостью 500-1000 $.

             Хорошую перспективу для  развития ДМС представляет собой  освоение регионов. Более 80% компаний, занимающихся этим видом страхования, по данным АВК, сейчас находится в столице. Пока активный спрос на эту услугу распространен в основном в Москве и нескольких крупных городах. Но ситуация начинает меняться: по подсчетам ВСС, спрос на ДМС в регионах за 2002 год вырос примерно на 10-15%.

             Сейчас около 60-70% работающих на рынке ДМС компаний можно уверенно отнести к категории проблемных. По мнению страховщиков, к концу  года останется не более 15-20 компаний, занимающихся классическим медицинским страхованием.

             Как правило, страховые компании не работают с районными поликлинниками, участвующими в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Страховщику выгоднее заключать договоры о медобслуживании с частично или полностью коммерческими лечебными учреждениями. Предприятию-работодателю также выгодно сотрудничество с платными и частными медицинскими учреждениями. В платных медцентрах нет очередей, а высокое качество лечения и обслуживания стимулирует быстрейшее выздоровление пациента, что в конечном итоге сокращает время отсутствия работника на рабочем месте. Замотивированность платных медцентров в быстрейшем излечении больного, совпадает с интересами работодателя. Доля услуг, оказываемых медучреждениями в рамках программ ДМС, составляет всего 1,5% от общего объема оказываемых медицинских услуг.

             Последние 2-3 года на рынок  ДМС всё в большем количестве и более активно вводятся и продвигаются новые виды медицинских услуг, например – личные, семейные врачи, врачи при офисе. Например, в современной Германии бесплатная, вернее помощь по страховому полису включает в себя лишь скорую мед.помощь, операции по жизненным показаниям и флюорографическое обследование; любые дополнительные манипуляции и лечения уже требуют дополнительной оплаты от пациента. В Росии многие страховые компании сейчас обзаводятся собственными сервисными службами и медицинскими организациями, имеющими свои автопарки. В частности, собственные службы "скорой помощи" в Москве имеют РОСНО ("Медэкспресс"), "Ингосстрах" ("ТИМ Ассистанс"), МАКС ("Медком"), "РЕСО-Гарантия", в Санкт-Петербурге - "Русский мир" ("Медобслуживание").

             По данным страховых  компаний и исследований журнала  «Секрет фирмы» 87% доли рынка ДМС  в Москве принадлежит основным операторам рынка страхования «РОСНО», «МАКС», «Ингосстрах», «АльфаСтрахование» (Диаграмма 4.).

      Диаграмма 4. Долевое соотношение  основных операторов-страховщиков в ёмкости рынка ДМС  (по данным страховых компаний).

             Стоимость наиболее популярных сейчас полисов амбулоторно-поликлинического обслуживания, прикрепляющих человека к конкретной ведомственной или частной поликлинике, может составлять 300-700$ в год, Добавим сюда услуги стоматологии - и стоимость страхования возрастает в полтора - два раза, услуги "Скорой помощи" можно купить отдельно по цене 30-100$ в год. В условиях, когда средняя зарплата по стране едва превышает 100 долларов в месяц, такого рода "страхование" автоматически лишает большинство граждан, медицинского обслуживания. Поэтому основной направленностью ДМС на данный период являются большие и средние коммерческие организации.

             Страховые программы для  сотрудников, как правило, покупают лишь те небольшие и средние организации, которые платят "белую зарплату". Социальная ориентированность тесно коррелирует с налоговой "порядочностью". Для таких организаций никакого серьезного ухудшения не произойдет: если средняя зарплата в компании составляет 500 долларов (при меньшей зарплате речь о ДМС обычно не идет), то отчисления на ДМС в год в среднем на одного сотрудника могут составить 180 долларов. Поскольку полисы, как правило, покупаются не всем, то сумма взноса на "оплачиваемого" сотрудника увеличивается вдвое-втрое, что является вполне приемлемым даже для московского уровня цен. Так что, по всей видимости, ведущие московские поликлиники и больницы не пострадают. Как ни странно, но и региональные предприятия и ведомственные медучреждения тоже не должны сильно пострадать: если средняя зарплата на предприятии составляет 4000 рублей, то из расчета на одного сотрудника можно будет отчислять на медицинское страхование 48 долларов в год. Сумма, по региональным понятиям, вполне приличная.

             Но, к сожалению, страховая  медицина не способна 100% охватить граждан  страны, т.к. она в принципе рассчитана на охват работающего населения  и содержание необходимого для этого минимума медицинских кадров. А жесткое ограничение экономического финансирования не позволяет внедрять в широкую практику новейшие технологии лечения и обследования бесплатно. В Москве на нерисковые программы медицинского страхования приходятся всего 20-30% взносов по ДМС, в регионах - более половины. Региональные предприятия, по-прежнему не понимая выгод классического страхования, предпочитают перечисление средств медучреждениям в полном соответствии с оказанными услугами. В регионах практически 100% взносов приходятся на крупных корпоративных клиентов. В Москве все больше взносов приходится на долю малого и среднего бизнеса (организации, где работает 50-100 сотрудников), а также на долю физических лиц. У них наибольшей популярностью пользуются программы ведения родов, детские и семейные программы.

             На выходе из поликлиник N220, "МЕДСИ", "Медицина" и Мединцентра  при ГлавУПДК были опрошены 163 пациента. 18% из них обращались в поликлиники за платными услугами, 82% - по полисам добровольного медицинского страхования.

             Страховые компании стараются  всё больше и больше внедрять систему  жёсткого контроля качества предоставляемых медцентрами медицинских услуг. Разработанные страховыми компаниями программные средства позволяют контролировать, например, соотношение первичных и повторных приемов врачей, приемов врачей специалистов и выполненных диагностических, лабораторных исследований, совместимость услуг, оказанных пациенту за 1 день и т.д. От того, насколько успешно складывается взаимодействие страховщика с медицинскими учреждениями, во многом (если не полностью) зависит качество и цена услуг, предлагаемых в рамках программ ДМС.

Информация о работе Российский рынок добровольного медицинского страхования (ДМС) в системе Программы «Сеть медицинских центров Московской области