Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:33, контрольная работа
Считается, что первый полис ДМС в России был продан компанией АСКО в 1989 году, когда не было даже закона «О медицинском обслуживании». 7-10 лет назад основными покупателями полиса ДМС в России были транснациональные корпорации и компании с участием иностранного капитала, которые привили отечественному рынку культуру использования ДМС в рамках компенсационного пакета. В настоящий период, по оценкам российских страховых компаний, портфель страховщиков по корпоративному ДМС поделен примерно поровну между российскими и зарубежными компаниями.
Российский
рынок добровольного
медицинского страхования (ДМС)
в системе Программы
«Сеть медицинских
центров Московской
области
Балаев Сергей Юрьевич
Член Гильдии Маркетологов,
эксперт-консультант по маркетингу и экономическому
анализу
(sergei-balaev@mail.ru)
Введение
Считается, что первый полис ДМС в России был продан компанией АСКО в 1989 году, когда не было даже закона «О медицинском обслуживании». 7-10 лет назад основными покупателями полиса ДМС в России были транснациональные корпорации и компании с участием иностранного капитала, которые привили отечественному рынку культуру использования ДМС в рамках компенсационного пакета. В настоящий период, по оценкам российских страховых компаний, портфель страховщиков по корпоративному ДМС поделен примерно поровну между российскими и зарубежными компаниями.
Российский рынок
Источниками информации для данного аналитического отчёта стали кабинетные исследования и опросы экспертов
Добровольное
медицинское страхование (ДМС)
Принципы ДМС
Цели ДМС: создание альтернативного бесплатному, платное медицинское страхование, формирование жёсткого контроля качества медуслуг, и мотивации к улучшению технической и технологической базы (Рисунок 1.).
Особенность определения
тарифных ставок в добровольном медицинском
страховании (ДМС) состоит в том,
что этот вид страхования, с одной
стороны, относится к видам страхования
жизни, что предполагает выплату страховой
суммы, с другой - для ДМС характерен вероятностный
характер выплат, что предполагает выплаты
на принципе возмещения ущерба
Рисунок 1. Схема формирования услуг по ДМС.
Пример
С 1999 года стабильно растёт
потребительский спрос на услуги ДМС и
количество клиентов по ДМС у страховых
компаний (Диаграмма 2.).
Диаграмма 2. Динамика изменения ёмкости рынка ДМС (по данным страховых компаний).
Постоянно увеличивающиеся
платёжеспособность населения и спрос
на качественное медицинское обслуживание
стимулирует рост цен на медицинские услуги
в России, что в свою очередь мотивирует
постоянный рост стоимости полисов ДМС
на 20%-40% в год (Рисунок 3.). Из-за постоянного
роста стоимости полисов ДМС работодателям
выгоднее заключать со страховщиком долгосрочные
договора. По этой же причине страховые
компании не рискуют страховать предприятия
больше чем на 1 год.
Рисунок 3. Схема структуры рынка ДМС.
Аналитики инвестиционной компании "АВК-Ценные бумаги" подсчитали, что емкость российского рынка добровольного медицинского страхования (ДМС) сейчас вплотную приблизилась к $1 млрд. При этом рынок растет очень активно - настолько, что к 2010 году его объем может составить уже $6,4 млрд. Страховщики полагают, что ДМС будет развиваться и дальше, особенно если государство предоставит ему налоговые стимулы.
По данным АВК, за последний год рост клиентской базы по ДМС составил 20%. Сейчас емкость этого сектора равна $978 млн - 11% от суммарных взносов по страховому рынку. В Государственном реестре страховщиков Минфина России на 01.01.2003 зарегистрировано 1408 страховых организаций.
Рост собираемой по ДМС премии в 2002 году составил менее 10%, в то время как, например: в имущественном страховании этот показатель равен 55%. Страховщики связывают это с налоговыми ограничениями. С 2002 года было разрешено относить на себестоимость предприятий страховые взносы по ДМС в размере 3% от фонда оплаты труда, хотя раньше они ограничивались 1% от выручки. Между тем возврат владельцам полисов ДМС части медицинской составляющей единого социального налога (1,8% зарплаты в месяц), предложенный Минэкономразвития с 2005 года, может увеличить объемы ДМС как минимум на 10%.
Участники рынка не сомневаются, что главной потребностью в страховании у россиян сейчас является именно страхование здоровья, и этот сектор рынка будет увеличиваться. "В этом году можно ожидать роста в 15-20%.
Согласно
Хорошую перспективу для развития ДМС представляет собой освоение регионов. Более 80% компаний, занимающихся этим видом страхования, по данным АВК, сейчас находится в столице. Пока активный спрос на эту услугу распространен в основном в Москве и нескольких крупных городах. Но ситуация начинает меняться: по подсчетам ВСС, спрос на ДМС в регионах за 2002 год вырос примерно на 10-15%.
Сейчас около 60-70% работающих
на рынке ДМС компаний можно уверенно
отнести к категории
Как правило, страховые компании не работают с районными поликлинниками, участвующими в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Страховщику выгоднее заключать договоры о медобслуживании с частично или полностью коммерческими лечебными учреждениями. Предприятию-работодателю также выгодно сотрудничество с платными и частными медицинскими учреждениями. В платных медцентрах нет очередей, а высокое качество лечения и обслуживания стимулирует быстрейшее выздоровление пациента, что в конечном итоге сокращает время отсутствия работника на рабочем месте. Замотивированность платных медцентров в быстрейшем излечении больного, совпадает с интересами работодателя. Доля услуг, оказываемых медучреждениями в рамках программ ДМС, составляет всего 1,5% от общего объема оказываемых медицинских услуг.
Последние 2-3 года на рынок ДМС всё в большем количестве и более активно вводятся и продвигаются новые виды медицинских услуг, например – личные, семейные врачи, врачи при офисе. Например, в современной Германии бесплатная, вернее помощь по страховому полису включает в себя лишь скорую мед.помощь, операции по жизненным показаниям и флюорографическое обследование; любые дополнительные манипуляции и лечения уже требуют дополнительной оплаты от пациента. В Росии многие страховые компании сейчас обзаводятся собственными сервисными службами и медицинскими организациями, имеющими свои автопарки. В частности, собственные службы "скорой помощи" в Москве имеют РОСНО ("Медэкспресс"), "Ингосстрах" ("ТИМ Ассистанс"), МАКС ("Медком"), "РЕСО-Гарантия", в Санкт-Петербурге - "Русский мир" ("Медобслуживание").
По данным страховых компаний и исследований журнала «Секрет фирмы» 87% доли рынка ДМС в Москве принадлежит основным операторам рынка страхования «РОСНО», «МАКС», «Ингосстрах», «АльфаСтрахование» (Диаграмма 4.).
Диаграмма 4. Долевое соотношение основных операторов-страховщиков в ёмкости рынка ДМС (по данным страховых компаний).
Стоимость наиболее популярных
сейчас полисов амбулоторно-
Страховые программы для сотрудников, как правило, покупают лишь те небольшие и средние организации, которые платят "белую зарплату". Социальная ориентированность тесно коррелирует с налоговой "порядочностью". Для таких организаций никакого серьезного ухудшения не произойдет: если средняя зарплата в компании составляет 500 долларов (при меньшей зарплате речь о ДМС обычно не идет), то отчисления на ДМС в год в среднем на одного сотрудника могут составить 180 долларов. Поскольку полисы, как правило, покупаются не всем, то сумма взноса на "оплачиваемого" сотрудника увеличивается вдвое-втрое, что является вполне приемлемым даже для московского уровня цен. Так что, по всей видимости, ведущие московские поликлиники и больницы не пострадают. Как ни странно, но и региональные предприятия и ведомственные медучреждения тоже не должны сильно пострадать: если средняя зарплата на предприятии составляет 4000 рублей, то из расчета на одного сотрудника можно будет отчислять на медицинское страхование 48 долларов в год. Сумма, по региональным понятиям, вполне приличная.
Но, к сожалению, страховая медицина не способна 100% охватить граждан страны, т.к. она в принципе рассчитана на охват работающего населения и содержание необходимого для этого минимума медицинских кадров. А жесткое ограничение экономического финансирования не позволяет внедрять в широкую практику новейшие технологии лечения и обследования бесплатно. В Москве на нерисковые программы медицинского страхования приходятся всего 20-30% взносов по ДМС, в регионах - более половины. Региональные предприятия, по-прежнему не понимая выгод классического страхования, предпочитают перечисление средств медучреждениям в полном соответствии с оказанными услугами. В регионах практически 100% взносов приходятся на крупных корпоративных клиентов. В Москве все больше взносов приходится на долю малого и среднего бизнеса (организации, где работает 50-100 сотрудников), а также на долю физических лиц. У них наибольшей популярностью пользуются программы ведения родов, детские и семейные программы.
На выходе из поликлиник N220, "МЕДСИ", "Медицина" и Мединцентра при ГлавУПДК были опрошены 163 пациента. 18% из них обращались в поликлиники за платными услугами, 82% - по полисам добровольного медицинского страхования.
Страховые компании стараются всё больше и больше внедрять систему жёсткого контроля качества предоставляемых медцентрами медицинских услуг. Разработанные страховыми компаниями программные средства позволяют контролировать, например, соотношение первичных и повторных приемов врачей, приемов врачей специалистов и выполненных диагностических, лабораторных исследований, совместимость услуг, оказанных пациенту за 1 день и т.д. От того, насколько успешно складывается взаимодействие страховщика с медицинскими учреждениями, во многом (если не полностью) зависит качество и цена услуг, предлагаемых в рамках программ ДМС.