Российский рынок добровольного медицинского страхования (ДМС) в системе Программы «Сеть медицинских центров Московской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:33, контрольная работа

Описание

Считается, что первый полис ДМС в России был продан компанией АСКО в 1989 году, когда не было даже закона «О медицинском обслуживании». 7-10 лет назад основными покупателями полиса ДМС в России были транснациональные корпорации и компании с участием иностранного капитала, которые привили отечественному рынку культуру использования ДМС в рамках компенсационного пакета. В настоящий период, по оценкам российских страховых компаний, портфель страховщиков по корпоративному ДМС поделен примерно поровну между российскими и зарубежными компаниями.

Работа состоит из  1 файл

insurance.doc

— 316.00 Кб (Скачать документ)

             На основании исследований, каждый страховщик работающий в системе  ДМС имеет договоры о сотрудничестве снесколькими медицинскими организациями, в направлении амбулаторно-поликлинических услуг - ~100 медцентров, в стационарном – около 25. Причём страховщики, в большенстве своём, имеют желание  увеличивать количество медцентров для расширения спектра услуг и снижения цен на медуслуги, путём увеличения конкурентной среды (Таблица 5). 

      Таблица 5. Количество медицинских  учреждений с которыми страховщики имеют договор о предоставлении медуслуг

      Наименование

      страховой

      компании

      Учреждения (медицинские  и иные), оказывающие оплачиваемые страховщиком услуги
      Стационар Амбула-торно-поликли-нические Нетрадиц. услуги  (народн. медицина) Транспор-тировка  больных* Уход  в стационаре и на дому*
      Ингосстрах 40 160 Нет Н.д. Н.д.
      Отечество 15 170** Нет 6* 4*
      Северная  Казна 15 20 Нет 5 5
      Стандарт-Резерв 15** 48** Нет 9* 6*
      РЕСО-Гарантия 80** 230** Нет 40** Н.д.
      РУКСО 5 8 Нет 2 Нет
      РК-Гарант*** 15 20 Нет 3 Н.д.

            * -  Отдельные договоры  с учреждениями  немедицинского профиля  (т.е. исключая  оказание указанных  услуг по договорам  с медицинскими учреждениями наряду с медицинскими услугами).

            ** - Есть потребность  увеличить число  договоров и изменить  состав контрагентов, отказавшись от услуг некоторых из них.

            *** - Есть договоры  со сторонними  организациями на  оказание иных  услуг, кроме перечисленных в таблице (РК-Гарант – 25).  

             Определить точное число  застрахованных достаточно сложно, поскольку  единой статистики нет. По оценкам компании «РОСНО», страховые полисы имеют  примерно 7-8% москвичей. А по опросам, проведенным компанией «КОМКОН», выходит, что в 2002 г. полисы были только у 2,2% жителей столицы, причем основными потребителями услуг ДМС в сегменте физических лиц являются «средние русские» (возраст - 27-42 года, доход - не менее 500 долл./ мес.) (Таблица 6.).

             По прогнозам заместителя  главы Минэкономразвития Михаила  Дмитриева рынок ДМС будет  расти в силу того, что с 2005 года владельцам полисов ДМС будет  возвращаться часть медицинской  составляющей единого социального налога. Пока речь идет о половине, то есть о 1,8% зарплаты ежемесячно, или 21,6% месячного оклада в год, но в дальнейшем, возможно, будет возвращаться и больше.

             Большим препятствием развитию ДМС является так называемый «теневой»  сектор. В нашей стране широко распространена ситуация, когда родственники или друзья пациентов платят врачам за то, чтобы те обеспечили должный уход и лечение больного. По оценкам «АВК», ежегодно в карманах врачей нелегально оседает примерно 55 млн долл. (это около 7% от всех бюджетных расходов на здравоохранение). Реальный же оборот теневого рынка медицинских услуг, который вообще очень трудно подсчитать, может быть намного выше. Все эти средства могли быть израсходованы на покупку полисов добровольного медицинского страхования, страховщик будет следить, на что расходуются средства и в случае необходимости всегда защитит интересы больного. 

      Таблица 6. Государственные  и частные расходы  на здравоохранение, (млрд. руб.*)

        1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
      Расходы государства на здравоохранение  
      5,8
       
      25,2
       
      51,3
       
      72,1
       
      98,5
       
      88
       
      137,7
       
      199,3
      Взносы  на добровольное личное медицинское страхование  
      0,06
       
      0,4
       
      1,2
       
      2,2
       
      3,4
       
      3,8
       
      7,2
       
      12,8
      Платные медицинские услуги населению  
      0,11
       
      0,6
       
      2,9
       
      5,6
       
      9,3
       
      11,4
       
      19,7
       
      27,5
      Расходы населения на лекарственные средства  
      Н. д.
       
      2,1
       
      8,1
       
      12,2
       
      19,8
       
      26,3
       
      51,7
       
      70,1

* - До 1998 г. – в  деноминированных  рублях 
 
 
 
 

Операторы рынка ДМС

             Наибольшей популярностью  среди потребителей ДМС пользуются медцентры уровня «VIP», например: поликлиники при Управлении делами президента РФ и уровня «средние», например: поликлиники при Минэкономразвитии, поэтому  около 70% клиентов покупающих полисы ДМС готовы платить за полис 250-1500 $ USA (Таблица 7.). Медицинские учреждения уровня поликлиник Минздрава – «стандартные», пользуются меньшим спросом у потребителей ДМС.

             По экспертным оценкам  представителей страховых компаний, количество медценров в Москве VIP и средней категорий составляет 10-15 операторов.

      Таблица 7. Перечень основных операторов рынка  медицинских услуг  по ДМС Москвы  (по данным страховых компаний).

      Вид

      обслуживания

      № п\п Наименование  мед. Учреждения
      стационарное обслуживание 1 ЦКБ медицинского центра Управления делами президента РФ
      2 Клиническая больница медицинского центра Управления делами президента РФ
      3 Объединённая больница с поликлиникой медицинского центра Управления делами президента РФ
      4 Клиническая больница №-1 медицинского центра Управления делами президента РФ
      5 Спецкорпус больницы им. Боткина
      6 Клиническая больница №-1 ГУ ГМЦ РФ
      7 Московская медицинская  академия им. Сеченова
      амбулаторно-поликлини-ческое обслужива-ние 8 Мединцентр при  ГлавУПДК
      9 Поликлиника №-1 медицинского центра Управления делами президента РФ
      10 ОАО Медицина
      11 Поликлиника ОАО Газпром
      12 ГУ поликлиника  №-220
      13 Поликлиника №-1 УДП РФ
      14 Поликлиника ЗАО Медси
      15 ОАО Моситалмед
      16 ЗАО Лечебный центр
      17 Поликлиникипри ЦБ №-6 МПС РФ
      18 Поликлиника Минэкономразвития  РФ
      19 Центральная поликлиника  Литфонда
 

             В сложившихся экономических  условиях, по экспертной оценке экономистов, частный сектор в России находится в условиях жесткой конкуренции. Многие частные клиники и центры имеют немалые преимущества перед государственными, но в целом они не составляют конкуренции таким клиникам, как ЦКБ, где работают первоклассные специалисты. Любая частная клиника даже при большом желании не сможет соперничать с уровнем медицинского обслуживания и методами работы в этих ведущих медицинских учреждениях.  

Услуги  по ДМС

             Наиболее представленными  на рынке ДМС являются такие медицинские  услуги, как амбулаторно-поликлинические услуги, стоматология, «скорая помощь». Наименее представленными являются услуги по онкологии и другим трудным заболевания, лечение которых или очень дорого или спонсируется государством.

             С примерно 2001-ого года страховщики и медцентры стали активно продвигать такой новый продукт, как услуги личного или семейного врача. Всё чаще, в последние годы, предлагается обзавестись врачом в офисе – бесплатно, в качестве бонуса к основной страховке. По прогнозам страховщиков, через 4-6 лет личные врачи могут полностью заменить поликлиническое обслуживание. В Европе 80% населения лечиться у семейного врача. Западный опыт показывает, что семейные врачи способны вылечить пациента самостоятельно в 70%-90% случаев. 

Цены  на услуги по ДМС

             В связи со стабильным ростом спроса в России на качественные медуслуги и услуги по ДМС, цены на медицинские услуги и соответственно стоимости полисов ДМС постоянно увеличиваются с приростом в 20%-40% в год.

             70% предприятий покупающих  полисы ДМС предпочитают полисы по ценам в  250-1500 $ USA (Таблица 8.), в зависимости от престижности медучреждения, качества и количества предоставляемых услуг.  

      Таблица 8. Средние стоимости  полисов ДМС на 2003-2004 годы по категориям медцентров.

       
      Категория медцентра
       
      Уровень медцентра
      Стоимость полисов ДМС ($/год)          

        на 1 чел.

      VIP Уровня поликлиники  при Управлении делами президента РФ 650-1500
      средние Уровня поликлиники  при Минэкономразвитии 250-750
      стандартные Уровня поликлиники  Минздрава 75-450
      Среднестатистическая стоимость полиса 500-800
 

             Цены на медицинское  обслуживание полисов ДМС на рынке  Москвы, на основании исследования журнала «Секрет фирмы», представлены в Приложении 1.

             Средняя стоимость услуг  «скорой помощи» равна 30-50$ в стоимости  полиса ДМС на одного человека, специальной стоматологической помощи – около 100$, личный (офисный) врач - ~100-350 $.

             На рынке существует система некоторого снижения цен  на медицинские услуги методом ценовых скидок (Таблица 9.) на 5%-50% от базовых тарифов 1) за большую численность застрахованного коллектива на одном предприятии, 2) за долгосрочность сотрудничества (в несколько лет). Страховщик иногда снижает стоимость полиса для «молодых» коллективов, т.е. предприятиям, где например - 70% сотрудников моложе 35 лет.

      Таблица 9. Средние величины ценовых скидок от базовых тарифов за медицинские услуги медцентров.

      Причина скидок Величина  скидок (%)
      При численности  сотрудников компании в 50-100 человек 15%-20%
      При численности  сотрудников компании в 100-150 человек До 40%
      При численности сотрудников компании более 150 человек До 50%
      За долгосрочность сотрудничества 5%-10%
 
 

Выгода  от ДМС для страховщиков 

  1. Увеличение  количества клиентов (проданных полисов) с меньшими издержками на их поиск и привлечение.
  2. Снижение издержек на организацию продаж страховых полисов, т.к. полис является коллективным.
  3. Наличие государственной поддержки в продвижении данного вида страховых услуг, в виде налоговых льгот.
  4. Увеличение количества предоставляемых страховых услуг
 
 

Выгода  от ДМС для предприятий

             Для предприятий полис ДМС даёт

      • значительный козырь при поиске первоклассных специалистов;
      • снижение косвенных издержек за счёт уменьшения времени отсутствия заболевшего сотрудника на рабочем месте, т.к. качество лечения и обслуживания стимулирует более быстрое выздоровление;
      • экономию на налогах, т.к. платежи по полисам ДМС не облагаются единым социальным налогом (ЕСН);
      • отнесение взносов на расходы, т.к. затраты на страховку в размере 3% от годового фонда оплаты труда (ФОТ) уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль;
      • контроль качества лечения сотрудников, причём за счёт ресурсов страховщика (косвенное снижение издержек на управление)

Информация о работе Российский рынок добровольного медицинского страхования (ДМС) в системе Программы «Сеть медицинских центров Московской области