Системный подход и комплексность АХД. Система показателей АХД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 06:54, лекция

Описание

Системный подход к экономическому анализу – это комплексное изучение объекта с позиции системного анализа. Объектом экономического анализа является хозяйственная система. Она представляет собой открытую систему и выступает как составная часть более сложной экономической системы. Экономическая система - это, прежде всего системные объекты, такие как вход, процесс, цель, выход, ограничения, обратная связь.

Работа состоит из  1 файл

AKhD.docx

— 97.60 Кб (Скачать документ)

     применения  связана с невозможностью обследования всех объектов совокупности или ввиду  их многочисленности (проверка количества и качества товара), или из-за возможных  потерь при обследовании (электролампочки, радио- и телеаппаратура). Выборка  дает правильное представление о массовом явлении тогда, когда вероятность подвергнуться обследованию одинакова для каждого объекта генеральной совокупности, обеспечена достаточная полнота выборки, ее представительность.

     Выборочный  метод может быть широко применим в анализе использования трудовых ресурсов, прежде всего рабочего времени, использования основных производственных фондов, качества продукции и т. д.

10. Выборочный анализ: ошибки выборки. 

11. Маржинальный анализ: принципы, ограничения,  методика.

     Маржинальный  анализ - это метод оценки и обоснования  эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные; анализ, основанный на использовании предельных величин (относительных приростов) для исследования экономических процессов. Согласно маржинальной доктрине хозяйственные индивиды принимают решения, исходя из стремлений достичь максимальной предельной полезности (приращение полезности на дополнительную единицу затрачиваемых ресурсов, затрат).

     Методика  маржинального анализа может  быть: 1 - на основе информации об общем  объеме продаж и затратах в целом  по предприятию, 2 - на основе  показателей маржинального дохода в расчете на ед. продукции.

     маржинальный  анализ, т. е. анализ дохода (выгоды) и  издержек введения в оборот дополнительной единицы блага. Суть его в том, что в любой ситуации люди хотят  максимизировать чистый доход, т. е. разницу между валовым доходом  и валовыми издержками. Чтобы добиться этого, они могут изменять некий  важнейший параметр своей деятельности. Его обычно называют контрольной  переменной.

     Сущность  маржинального анализа заключается  в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости  и прибыли на основе прогнозирования  уровня этих величин при заданных ограничениях. В его основе лежит  деление затрат на переменные и постоянные. На практике набор критериев отнесения  статьи к переменной или постоянной части зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей  анализа и от профессионализма соответствующего специалиста.

     Проведение  маржинального анализа требует  соблюдения ряда условий:

     1. Необходимо  деление издержек на две части:  переменные и постоянные;

     2. Постоянные  издержки не изменяются в пределах  релевантного объема производства (реализации) продукции, т.е. в  диапазоне деловой активности  предприятия, который установлен, исходя из производственной мощности  предприятия и спроса на продукцию;

     3. Соблюдается  тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;

     4. Эффективность  производства, уровень цен на  продукцию и потребляемые производственные  ресурсы не будут подвергаться  существенным колебаниям на протяжении  анализируемого периода.

     Методика  маржинального анализа показателей  рентабельности основывается на утверждении, что на уровень рентабельности влияет изменение объема реализации и продаж. И прибыль, и издержки предприятия  изменяются пропорционально объему реализации, в результате чего происходит изменение рентабельности под воздействием данного фактора.

12. Обоснование безубыточного  объема продаж  и зоны безопасности  фирмы.

     Безубыточность  – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка  покрывает только затраты. Безубыточный объем продаж можно выразить в  количестве единиц продукции, которую  необходимо продать, чтобы покрыть  затраты, после чего каждая дополнительная единица реализованной продукции  будет приносить предприятию  прибыль.

     Зона  безопасности (запас финансовой прочности, зона прибыли) – разность между фактическим  количеством реализованной продукции  и безубыточным объемом продаж. Чем  она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

     Порог рентабельности (критическая точка, точка безубыточного объема продаж, точка самоокупаемости) – выручка  от реализации, при которой предприятие  уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли.

     Безубыточный  объем продаж и зона безопасности предприятия – основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, менеджер, экономист.

     Для определения названных показателей  можно использовать графический  и аналитический способы. Аналитический  способ менее трудоемкий, а значит более удобный. Можно вывести  ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.

     Маржинальный  доход:

     

     где Н – постоянные затраты,

     П – прибыль от реализации продукции,

     В –  выручка от реализации продукции,

     Рп  – переменные расходы.

     Точка безубыточного объема продаж:

     

     где Ду – удельный вес маржинального  дохода в выручке от реализации продукции.

     Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному  объему, который принимается за 100%, используют формулу:

     

     Безубыточный  объем реализации в натуральных  единицах:

     

     Где К – количество проданной продукции в натуральных единицах,

     Дс – ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции:

     

     где Ц – цена единицы продукции,

     V –  удельные переменные затраты.

     Определение объема реализации для получения  определенной суммы прибыли: 

       

     При многономенклатурном производстве этот же показатель в стоимостном  выражении:

       

     Зона  безубыточности

     - по  стоимостным показателям:

       

     - по  количественным показателям (для  одного вида продукции):

       

     Критический уровень переменных затрат на единицу  продукции при заданном объеме продаж, цене и сумме постоянных затрат определяется по формуле:

       

     Подводя итог изучения маржинального анализа, можно сделать следующие выводы. Методика маржинального анализа  основана на делении затрат на постоянные и переменные и использовании  категории маржинальной прибыли. Для  обеспечения системного подхода  при изучении факторов изменения  прибыли от реализации и прогнозировании  ее величины, следует учитывать и  прямое и косвенное влияние объема продаж на изменение финансового  результата.

     Такой порядок определения финансового  результат позволяет определить влияние каждого вида затрат на формирование его величины, выявить и конкретизировать причины убытков и определить основные направления их снижения.

Информация о работе Системный подход и комплексность АХД. Система показателей АХД