Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:08, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в проведении стратегического анализа конкурентной среды ООО ПТК «Леди-Прима»
В соответствии с целью ставились и решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ состояния проблемы формирования конкурентных преимуществ на основе стратегических факторов в современной литературе;
2. Изучить конкурентоспособность и конкурентные преимущества фирмы;
3. Проанализировать деятельность фирмы на примере ООО ПТК «Леди-Прима»;
4. Разработать методику совершенствования системы управления ООО ПТК «Леди-Прима».
Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты стратегического анализа конкурентной среды 5
1.1 Понятие стратегического анализа конкурентной среды и его особенности…… ……………………………………5
1.2 Необходимость анализа конкурентного положения и информация, необходимая для анализа конкурентов 8
1.3 Методики анализа конкурентоспособности……………………………..11
1.4 Этапы проведения анализа конкурентной среды…………………….…14
ГЛАВА 2 Некоторые результаты стратегического анализа конкурентоспособности организации на примере ООО «Леди-Прима» 19
2.1 Организационно-управленческая характеристика ООО «Леди-Прима»…………………………………………………19
2.2 Анализ конкурентной среды……………………………………………...22
2.3 SWOT-анализ ООО «Леди-Прима» 25
2.4 Матрица Томпсона и Стрикленда……………………………………..…30
Рекомендации……………………………………………………………………35
Заключение 36
Список использованных источников 38
Для российских предприятий подобное поверхностное исследование неприемлемо. Ситуация на большинстве отечественных рынках чрезвычайно нестабильна и тот, кто вчера был совсем неизвестен, уже завтра может выбиться в лидеры и наоборот. Связанно это со множеством особенностей и макрофакторов. Такую ситуацию можно охарактеризовать как "непредсказуемость собственного положения и положения соседей на рынке". А как предугадать изменения ситуации в отрасли через год, через ряд лет? Для ответа на поставленный вопрос необходимо достаточно подробное изучение конкурентов.
Всю информацию о конкурентах можно разделить на две группы: первичную и вторичную.
Данные, специально полученные для анализа конкретных сторон деятельности конкурента, являются первичной информацией. Основными методами сбора первичной информации являются опросы, наблюдения и эксперименты. С помощью которых устанавливаются интересующие факты, количественно и качественно описываются действия конкурента. Главными источниками первичной информации о конкурентах являются: каналы распределения продукции, поставщики и потребители продукции; специальные аналитические службы, торговые агенты, рекламные агентства, маркетинговые фирмы, обслуживающие конкурента, инженерный, торговый и управленческий персонал предприятия конкурента [35, С. 158].
Основным достоинством первичной информации считается быстрота ответа на интересующие вопросы, простота последующего ее сведения в нужную форму, представление "живого" мнения о деятельности конкурента.
Недостатками являются: неполнота, субъективность, высокая степень недостоверности, сложность доступа и дороговизна.
Вторичная информация о конкуренте включает в себя данные, прошедшие предварительную аналитическую обработку, цели которой не совпадают с целями анализа. Данная информация требует проведения дополнительных процедур выбора, ранжирования и компиляции, приводящих ее в вид, необходимый для проведения анализа. К основным источникам вторичной информации относятся: справочные издания о конъюнктуре рынка, тенденциях и проблемах его развития, включающие данные о конкуренте, отчеты о производственно-хозяйственной деятельности, статьи о деятельности конкурента в периодической печати, публикуемые интервью управленческого персонала и руководства компании, мнения потребителей о характеристиках продукции конкурента [26, С. 49].
Методы оценки состояния рыночных позиций должны основываться на процессах закрепления фирмы на рынке в динамике. Учетной базой этих методов может служить жизненный цикл продукции, с момента ее появления на рынке и до исчезновения (вытеснения более совершенным товаром). К основным стадиям жизненного цикла относятся: внедрение, рост, зрелость (насыщение), старение (спад). На каждой стадии предприятие может реализовать продукцию в определенных масштабах, что объективно сказывается на его доле рынка - и динамике продаж. Эффективно должна использоваться методика последовательного усиления рыночных позиций предприятий (расширения контролируемой доли рынка) на основе поэтапного приближения качественных и стоимостных характеристик продукции к запросам потребителей с учетом стратегии конкурентов и стадий жизненного цикла продукции [33, С. 78].
Важным этапом анализа конкурентных преимуществ является проведение отраслевого анализа. Элементы окружения фирмы, существенно влияющие на возможности формировать и развивать свои конкурентные преимущества, непосредственно связаны с понятием «отрасли», которая представляет собой совокупность предприятий, производящих и распределяющих аналогичные товары или услуги, которые конкурируют на одном потребительском рынке. В данном случае отрасль охватывает производство, распределение и потребление определенных товаров и услуг.
Исходя из такого определения отраслевой анализ объединяет в себе анализ среды поставщиков, потенциальных и реальных конкурентов, производителей товаров-заменителей, клиентуры, непосредственных торговых посредников фирмы. Целью анализа является определение привлекательности отрасли и отдельных товарных рынков внутри нее. Такой анализ позволяет понять структуру и динамику отрасли, определить ключевые факторы ее успеха и формирует базу для сравнения потенциала компании с характеристиками конкурентов. Основными показателями при анализе отрасли выступают: перспективы роста рынка, стадия жизненного цикла товара, масштабы конкуренции, структура издержек, прибыльность, барьеры входа в отрасль.
Также широкое распространение при анализе конкурентных преимуществ получили методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов, выраженных в количественной и/или качественной форме с целью подготовки информации для принятия решений лицом, принимающим решение (руководством). Для проведения работы по методу экспертных оценок создают рабочую группу, которая и организует деятельность экспертов, объединенных в экспертную комиссию [12, С. 223].
Одним из важнейших направлений
анализа конкурентных преимуществ
является оценка конкурентоспособности
продукции. Решение по выбору номенклатуры
параметров, используемых при оценке
конкурентоспособности
1. База сравнения - потребность
покупателей: выбор
2. База сравнения - величина необходимого
потребителю полезного эффекта
продукции, а также сумма
3. База сравнения - образец. Применяется,
если оцениваемая продукция
4. База сравнения - гипотетический
образец, который представляет
собой среднее значение
5. База сравнения - группа аналогов,
отобранных с точки зрения
согласования, классификационных параметров
образца и оцениваемой
Моделирование и оценка уровня конкурентоспособности являются важным этапом в принятии решения об инвестировании в дорогостоящие НИОКР, о создании новых производственных мощностей, повышает вероятность коммерческого успеха нового товара.
Оптимальные пути повышения
При оценке уровня конкурентоспособности
продукции применяются
- дифференциальный (основан на использовании единичных показателей конкурентоспособности);
- комплексный (базируется на применении групповых и интегральных показателей);
- смешанный (основан на совместном применении единичных и комплексных показателей).
Наиболее важные показатели используются как единичные. Остальные единичные показатели объединяются в группы, для каждой из которых определяются групповые показатели. На основе полученной совокупности групповых и единичных показателей качества оценивается уровень конкурентоспособности дифференциальным методом [41, С. 189].
Данный метод имеет ряд
Таким образом, оценка конкурентоспособности
является исходным элементом для
производственно-хозяйственной
Перечислим основные этапы анализа конкурентной среды:
Этап 1: Выявление конкурентов, определение места компаний-конкурентов на рынке и оценка их рыночной доли. Предполагает систематизацию информации о наличии конкурентов в отрасли. Цель: Выделить основных конкурентов, провести анализ, сделать выводы по занимаемой доле рынка.
Доля предприятия на рынке - доля в общем спросе на продукцию, которая поставляется определенным производителем или торговой фирмой, определяется по формуле:
Д (%) = (П субъекта / П общая)*100%,где П субъекта - количество продукции, которое поставлено на рынок хозяйствующим субъектом; П общая - общий объем поставки продукции на рынок всеми хозяйствующими субъектами [8, С. 54].
Для наглядности возможно построить Карту стратегических групп. Алгоритм составления карты стратегических групп:
1. Определение характеристик,
которые дифференцируют
В конкретных случаях используются дополнительные, важные для анализа характеристики.
2. Размещение предприятий на двухкоординатной карте с использованием пар указанных характеристик.
3. Объединение предприятий,
Этап 2: Изучение деятельности конкурентов, выявление сильных и слабых сторон, определение возможных действий конкурентов. Цель: изучить деятельность конкурентов.
Процедура проведения анализа каждого конкурента предполагает шесть стадий анализа:
Этап 3: Выделение ключевых факторов успеха (КФУ) и оценка конкурентоспособности предприятия на рынке. Проводится экспертный анализ ранее полученной информации и "внутренней" информации предприятия.
Задача аналитиков на данном этапе анализа заключается в том, чтобы выделить путем ранжирования 3-5 наиболее важных на ближайшую перспективу ключевых факторов успеха предприятия. КФУ не одинаковы для разных отраслей, а для конкретной отрасли могут меняться во времени. Тем не менее, можно выделить базовые ключевые факторы успеха: основанные на научно-техническом превосходстве; связанные с организацией производства; основанные на маркетинге; основанные на обладании знаниями и опытом; связанные с организацией и управлением [12, С. 119].
Информация о работе Стратегический анализ конкурентной среды на примере ООО ПТК «Леди-Прима»