Теория потребительского выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:42, курсовая работа

Описание

Теория потребительского выбора исследует компромиссы, без которых невозможно представить жизнь потребителя. Например, если он приобретет большее количество некоего товара, ему придется ограничить закупки других продуктов. Если индивид предпочитает труду отдых, ему придется смириться с неотвратимым снижением доходов и ограничением других потребностей. Так что же толкает потребителя сделать свой выбор в ту или иную сторону?

Содержание

Введение

1. Экономические блага и их классификация

1.1 Классификация экономических благ

1.2 Долговременные и недолговременные блага

1.3 Прямые и косвенные блага

1.4 Предметы роскоши и товары массового потребления

1.5 Взаимодополняемые и взаимозаменяемые блага

1.5.1 Взаимодополняемые блага

1.5.2 Взаимозаменяемые блага

2. Предпосылки теории потребительского выбора

3. Экономические теории и модели потребительского выбора

3.1 Модель поведения потребителя

3.2 Полезность как цель и основа выбора потребителя

3.3 Особенности потребительского спроса

3.4 Бюджетное ограничение

4. Неэкономические факторы потребительского выбора

4.1 Классификация неэкономических факторов потребительского выбора

4.2 Факторы культурного порядка

4.2.1 Культура

4.2.2 Субкультура

4.2.3 Социальное положение

4.3 Факторы социального порядка

4.3.1 Референтные группы

4.3.2 Семья

4.3.3 Роли и статусы

4.4 Личностные факторы

4.4.1 Возраст и этап жизненного цикла семьи

4.4.2 Род занятий

4.4.3 Экономическое положение

4.5 Тип личности и представление о самом себе

4.6 Факторы психологического порядка

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

«Теория потребительского выбора»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Содержание

 

 

Введение

 

1. Экономические блага и их  классификация

 

1.1 Классификация экономических  благ

 

1.2 Долговременные и недолговременные  блага

 

1.3 Прямые и косвенные блага

 

1.4 Предметы роскоши и товары массового потребления

 

1.5 Взаимодополняемые и взаимозаменяемые  блага

 

1.5.1 Взаимодополняемые блага

 

1.5.2 Взаимозаменяемые блага

 

2. Предпосылки теории потребительского  выбора

 

3. Экономические теории и модели  потребительского выбора

 

3.1 Модель поведения потребителя

 

3.2 Полезность как цель и основа  выбора потребителя 

 

3.3 Особенности потребительского  спроса

 

3.4 Бюджетное ограничение 

 

4. Неэкономические факторы потребительского  выбора

 

4.1 Классификация неэкономических  факторов потребительского выбора

 

4.2 Факторы культурного порядка

 

4.2.1 Культура

 

4.2.2 Субкультура 

 

4.2.3 Социальное положение 

 

4.3 Факторы социального порядка

 

4.3.1 Референтные группы 

 

4.3.2 Семья 

 

4.3.3 Роли и статусы 

 

4.4 Личностные факторы

 

4.4.1 Возраст и этап жизненного цикла семьи

 

4.4.2 Род занятий 

 

4.4.3 Экономическое положение 

 

4.5 Тип личности и представление  о самом себе 

 

4.6 Факторы психологического порядка

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

Введение

 

 

Выбрав тему «теория потребительского выбора», в первую очередь, хотелось бы отметить, что рассматривать ее я буду не только с точки зрения экономики, так как проблемой выбора занимаются практически все научные дисциплины. Даже досконально изучив основные экономические законы поведения потребителя, никогда не получится стопроцентно сказать, как поступит тот или иной человек в каждой конкретной ситуации. При формулировке любого экономического закона, каждый ученый обязательно оставляет один очень важный фактор: индивидуальные особенности человека и окружающей его реальности.

 

Теория потребительского выбора исследует  компромиссы, без которых невозможно представить жизнь потребителя. Например, если он приобретет большее  количество некоего товара, ему придется ограничить закупки других продуктов. Если индивид предпочитает труду отдых, ему придется смириться с неотвратимым снижением доходов и ограничением других потребностей. Так что же толкает потребителя сделать свой выбор в ту или иную сторону?

 

Поведение потребителя - это процесс  формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом существующих цен.

 

Наш выбор товаров и услуг  для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.

 

Предпочтения потребителя - это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими.

 

Предпочтения покупателя являются субъективными. Субъективными также  являются и оценки полезности каждого  выбираемого блага. Но выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он ограничен также ценой выбираемых продуктов и его доходом. Так же как и в масштабах экономики, ресурсы индивидуального потребителя ограничены. Практическая неограниченность потребностей потребителя и ограниченность его ресурсов приводят к необходимости выбора из различных комбинаций благ, то есть к необходимости потребительского выбора.

 

Целью исследования данной темы является теоретическое обоснование выбора, который делает потребитель, формулировка и доказательство основных законов такого выбора.

 

Задачи исследования: изложить законы потребительского поведения, связать  их между собой, показать закономерности возникновения тех или иных потребительских  реакций.

 

В учебной литературе теория потребительского выбора входит в раздел «Микроэкономики» и рассматривается параллельно с основами теории производства фирмы. Материал достаточно широко представлен как в отечественной, так и в зарубежной литературе, в следствие того, что является необходимым и обязательным в ходе изучения предмета.

1. Экономические блага и их  классификация

 

 

Экономические блага - это средства для удовлетворения потребностей, доступные  в orpaниченном количестве.

 

Как определить стоимость экономического блага? К.Маркс предлагал рассчитывать ее, исходя из трудовых затрат на производство этого товара. А по мнению неоклассиков (последователей классической теории экономики), стоимость благ зависит от того, насколько они редки (то есть от степени их ограниченности), то есть от интенсивности потребности в благе и от количества блага, способного эту потребность удовлетворить. При этом предполагается, что каждая потребность может быть удовлетворена несколькими видами благ, а каждое экономическое благо может быть использовано для удовлетворения нескольких потребностей.

 

1.1 Классификация экономических  благ

 

 

 

 

рис.1

 

 

На данном рисунке представлены рычажные весы, отражающие двойственность благ. При этом на рисунке показан  случай, когда однотипное благо (1-4) в левой части рычажных весов, полностью соизмеримо со своим взаимодополнительным благом в правой части рычажных весов, т.е. эти блага соотносятся между собой по "курсу конвертации" 1:1.

1.2 Долговременные и недолговременные  блага

 

 

Экономические блага можно разделять  на долговременные и недолговременные. От чего зависит это разделение? От срока использования этого блага. Есть блага, которые служат нам долго, и для своих нужд мы можем использовать их не один раз. Например, если мы купим дом, то будем жить в нем не один год, а значит, будем пользоваться этим благом долго. Если мы приобретаем книгу, то после прочтения (использования или потребления этого блага) поставим ее на полку - и она никуда не денется. И книга, и дом - это долговременные блага. Другие блага могут исчезнуть уже в процессе самого потребления, использования этого блага. Например, еда. Мы каждый день потребляем пищу, которая исчезает уже в процессе потребления, в процессе удовлетворения потребности человека в еде. Если мы разводим костер и разжигаем его при помощи спичек, то сожженные спички мы уже не сможем использовать снова. Бутерброд и коробок спичек - это недолговременные блага. Нам одинаково необходимы как долговременные, так и недолговременные, в зависимости от наших текущих нужд и целей использования этих благ. Недолговременные блага мы приобретаем чаще.

 

Долговременные блага - предполагают многоразовое использование.

 

Недолговременные исчезают после (или в процессе) разового использования (потребления).

 

1.3 Прямые и косвенные блага

 

 

Блага бывают прямые и косвенные. Что же это значит? Прямые блага (или настоящие) - это уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению. Косвенными (или будущими) благами называют ресурсы. Потому что благодаря ресурсам только могут быть произведены прямые (настоящие), готовые блага. Например, хлеб - это готовый продукт. А мука, вода и дрожжи - это компоненты для производства (выпечки) хлеба. Эти компоненты -только будущий хлеб, а не готовый продукт, а значит, они являются косвенными благами. Если назначение прямых благ изменить практически невозможно, то косвенные блага могут предназначаться для производства нескольких товаров. Например, те же муку и дрожжи мы можем использовать для выпечки как хлеба, так и сдобных булочек или пирожных. Прямые блага предназначены для непосредственного потребления, поэтому иначе они еще называются потребительскими. Косвенные блага используются в производстве потребительских благ, поэтому иначе они еще называются - производственными или ресурсами.

 

Прямые (потребительские) блага - это готовые для потребления блага.

 

Косвенные (производственные) блага - блага, используемые в процессе производства.

 

1.4 Предметы роскоши и товары  массового потребления

 

 

В тетради Вы пишете авторучкой или  карандашом, у многих из Вас есть мобильный телефон или персональный компьютер, Вы носите одежду и т.д. Мы все окружены предметами, необходимыми нам ежедневно и удовлетворяющими наши повседневные потребности. Эта продукция производится массово: у нас похожие ручки и тетради, Вы можете встретить на улице человека в похожей куртке, потому что эти блага производятся фирмами в большом количестве и стоят относительно недорого. А кто из Вас пишет перьевой ручкой фирмы «Паркер»? У кого из Вас есть мобильный телефон, украшенный инкрустацией и крошками драгоценных камней? Многие ли из Вас носят эксклюзивную одежду от известных дизайнеров? Пожалуй, нет. Это очень дорогая продукция, которую себе может позволить далеко не каждый потребитель. Подобные блага называют предметами роскоши. С точки зрения потребительских качеств, может ничего не измениться: ведь пользуясь обычным телефоном и очень дорогим, мы одинаково слышим и говорим. Потому что потребительские качества - не единственная и не ключевая особенность товаров роскоши. Основная функция, которую выполняют подобные товары - это престижность. Например, два пиджака могут быть одинакового качества, цвета и т.д. При этом разница в цене будет существенной, потому что один пиджак произведен на фабрике массового производства и в огромном количестве, а другой - в мастерской известного дизайнера и в единственном экземпляре. Приобретая второй пиджак, потребитель платит не только за необходимое качество, но и за «имя» (или брэнд) производителя.

 

Предметами роскоши являются продукты эксклюзивного, престижного производства. Продуктами массового потребления являются блага, выпускаемые в большом количестве по одному образцу

 

1.5 Взаимодополняемые и взаимозаменяемые  блага

 

1.5.1 Взаимодополняемые блага

 

Взаимодополняемыми называются товары или услуги, которые удовлетворяют  потребности (используются) только в комплексе друг с другом.

 

Это блага (товары или услуги), которые  потребитель не может использовать по отдельности. Например, лыжи совершенно бесполезны, если к ним нет креплений. В тетради мы пишем ручкой, в  чай сыплем сахар, а автомобиль - не поедет без бензина.

 

Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага (готовые), но и производственные - то есть ресурсы: капитал и труд, печь и топливо, швейная машина и ткань и т.д.

 

Взаимодополняемые блага иначе  называются комплементарными товарами (от английского complementary - дополнительный, добавочный, взаимно дополняющий) или благами - комплементами.

 

Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой) и относительной. Жесткая  взаимодополняемость характеризуется  тем, что одному из благ-комплементов соответствует вполне определенное количество другого. Например, к паре лыж необходима пара креплений. При относительной взаимодополняемости нет четкого заданного количества. Например, в бак автомобиля водитель может залить и один и три литра - машина начнет двигаться и в том, и в другом случае. В чай можно добавить любое количество ложек сахара в зависимости от индивидуальных предпочтений. При абсолютной взаимодополняемости одному благу в дополнение требуется определенное количество другого, а при относительной - нет.

 

Взаимодополняемость ресурсов, так  же как и потребительских благ, тоже может быть абсолютной или относительной. Так, например, топливо для печи можно  подбрасывать в разных количествах, а для запуска производства или покупки ресурсов необходим вполне определенный размер денежных средств (капитала) и т.д.

 

1.5.2 Взаимозаменяемые блага

 

Потребитель часто находится перед  выбором: приобрести этот товар или  вместо него другой? Воспользоваться  услугами одной фирмы или другой? Например, из Москвы в Петербург можно поехать на поезде (то есть воспользоваться услугами железнодорожного транспорта) или полететь на самолете (услуги авиакомпании). В выходной день можно пойти в кино или цирк, на ужин можно купить мясо или рыбу, а в перерыве на обед выпить чашечку чая или кофе.

 

Взаимозаменяемыми благами называются такие товары или услуги, которые  удовлетворяют потребности (используются) только за счет друг друга. Взаимозаменяемыми (как и взаимодополняемыми) могут  быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы. Например, в качестве топлива можно использовать уголь или нефть или газ, а вместо металлических деталей можно использовать пластмассовые и т.д.

 

Взаимозаменяемые блага иначе  можно назвать благами-заменителями или субститутами (от английского substitute - замена, заменитель, заместитель).

 

По аналогии с взаимодополняемостью взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относительной. Совершенная  взаимозаменяемость характеризуется  ситуацией, при которой одно из благ-субститутов может целиком и полностью заменить другое. При относительной взаимозаменяемости одно благо можно заменить другим только частично. Например, выбирая вид культурного отдыха на вечер буднего дня, я могу позволить себе купить билеты либо в цирк, либо на киносеанс, а за обедом могу выпить две чашки кофе или одну чашку кофе и одну чашку чая.

 

При совершенной взаимозаменяемости одно благо целиком заменяется другим, а при относительной - может и  частично. Производителям (фирмам) очень важно иметь в виду и использовать свойства взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ, потому что они влияют на поведение потребителей при покупках и потреблении благ, на потребительский выбор

2. Предпосылки теории потребительского  выбора

 

 

Теория потребительского выбора изучает, каким образом потребитель формирует свою потребительскую корзину, т. е. набор товаров и услуг, который он покупает, и каким образом формируется спрос на товары из этого набора.

 

Теория потребительского выбора исходит  из следующих предпосылок.

 

1. Свобода потребительского выбора  и независимость потребителя.  Потребитель независим в своем  выборе и свои поведением («голосованием  деньгами») определяет структуру  и объемы производства фирм. Свобода  потребителя не безгранична. В  своем выборе потребитель ограничен рыночными ценами товаров и своим доходом.

 

2. Рациональность потребителя.  Потребитель выбирает наилучший  набор из возможных при заданных  ресурсах. Такой набор называется  оптимальным.

 

3. Совершенство информации. В процессе  выбора потребителю доступна вся информация, необходимая ему для осуществления оптимального выбора.

 

Таким образом, цель потребителя заключается  в максимизации полезности от приобретения товаров при ограничении со стороны  дохода.

 

Существуют две теории потребительского выбора.

 

1. Кардиналистская (количественная) теория предполагает, что потребитель  может точно количественно определить  полезность каждого товара в  каких-либо единицах. Представителями  данной теории были Герман  Генрих Госсен (1810 – 1858), Уильям  Стенли Джевонс (1835 – 1882), теоретики австрийской школы – Карл Менгер (1840 – 1921), Фридрих Визер (1851 – 1926), Евгений фон Беем-Баверк (1851 – 1919).

Информация о работе Теория потребительского выбора