Теория потребительского выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:42, курсовая работа

Описание

Теория потребительского выбора исследует компромиссы, без которых невозможно представить жизнь потребителя. Например, если он приобретет большее количество некоего товара, ему придется ограничить закупки других продуктов. Если индивид предпочитает труду отдых, ему придется смириться с неотвратимым снижением доходов и ограничением других потребностей. Так что же толкает потребителя сделать свой выбор в ту или иную сторону?

Содержание

Введение

1. Экономические блага и их классификация

1.1 Классификация экономических благ

1.2 Долговременные и недолговременные блага

1.3 Прямые и косвенные блага

1.4 Предметы роскоши и товары массового потребления

1.5 Взаимодополняемые и взаимозаменяемые блага

1.5.1 Взаимодополняемые блага

1.5.2 Взаимозаменяемые блага

2. Предпосылки теории потребительского выбора

3. Экономические теории и модели потребительского выбора

3.1 Модель поведения потребителя

3.2 Полезность как цель и основа выбора потребителя

3.3 Особенности потребительского спроса

3.4 Бюджетное ограничение

4. Неэкономические факторы потребительского выбора

4.1 Классификация неэкономических факторов потребительского выбора

4.2 Факторы культурного порядка

4.2.1 Культура

4.2.2 Субкультура

4.2.3 Социальное положение

4.3 Факторы социального порядка

4.3.1 Референтные группы

4.3.2 Семья

4.3.3 Роли и статусы

4.4 Личностные факторы

4.4.1 Возраст и этап жизненного цикла семьи

4.4.2 Род занятий

4.4.3 Экономическое положение

4.5 Тип личности и представление о самом себе

4.6 Факторы психологического порядка

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

 

4.3.3 Роли и статусы

 

Индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень положительной оценки ее со стороны общества. Человек часто останавливает свой выбор на товарах, говорящих о его статусе в обществе. Так, президенты фирм ездят на автомобилях "Мерседес" или "Кадиллак", носят дорогие, прекрасно сшитые костюмы. Деятели рынка осознают потенциальные возможности превращения товаров в символы статуса. Однако подобные символы оказываются различными не только для разных общественных классов, но и для разных географических районов.

 

4.4 Личностные факторы

 

4.4.1 Возраст и этап жизненного  цикла семьи

 

С возрастом происходят изменения  в ассортименте и номенклатуре приобретаемых людьми товаров и услуг. В первые годы человеку нужны продукты детского питания. В годы взросления и зрелости он питается самыми разнообразными продуктами, в пожилом возрасте - специальными диетическими. С годами меняются и его вкусы.

 

Характер потребления зависит и от этапа жизненного цикла семьи. В некоторых работах последнего времени классификацию проводят по психологическим этапам жизненного цикла семьи. Взрослый человек переживает в своей жизни определенные периоды трансформации.

4.4.2 Род занятий

 

Определенное влияние на характер приобретаемых человеком товаров  и услуг оказывает род его  занятий. Рабочий может покупать рабочую одежду, рабочую обувь, коробки  для завтрака, принадлежности для  игры в кегли. Президент фирмы  может покупать себе дорогие синие костюмы, путешествовать самолетом, вступать в члены привилегированных загородных клубов, купить себе большую яхту. Деятель рынка стремится выделить такие группы по роду занятий, члены которых проявляют повышенный интерес к его товарам и услугам. Фирма может даже специализироваться на производстве товаров, нужных какой-то конкретной профессиональной группе.

 

4.4.3 Экономическое положение

 

Экономическое положение индивида в огромной мере сказывается на его  товарном выборе. Оно определяется размерами расходной части доходов, размерами сбережений и активов, кредитоспособностью и взглядами на расходование средств в противовес их накоплению.

 

4.5 Тип личности и представление  о самом себе

 

 

Каждый человек имеет сугубо специфический тип личности, оказывающий влияние на его покупательское поведение.

 

Знание типа личности может оказаться  полезным при анализе потребительского поведения, когда существует определенная связь между типами личностей  и выбором товаров или марок.

 

Многие занимающиеся маркетингом исходят в своей деятельности из представления, имеющего непосредственное отношение к личности, - представления человека о самом себе (именуемого также образом собственного "я"). У всех нас существует сложный мысленный образ самих себя.

4.6 Факторы психологического порядка

 

 

На покупательском выборе индивида сказываются также четыре основных фактора психологического порядка: мотивация, восприятие, усвоение, убеждения  и отношения.

Заключение

 

 

Выбор индивида является результатом  сложного взаимодействия факторов экономического, культурного, социального, личного и психологического характера. Многие из этих факторов не поддаются влиянию со стороны рынка. Однако они оказываются полезными для выявления покупателей с повышенной заинтересованностью в товаре. Другие факторы поддаются воздействию со стороны деятеля рынка и подсказывают ему, как разработать и оценить товар, наладить его распространение и стимулирование сбыта, чтобы вызвать наиболее сильную ответную реакцию потребителей.

 

Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:

 

1. Множественность видов потребления.  Каждый потребитель желает потреблять  множество разнообразных индивидуальных  благ.

 

2.Ненасыщенностъ. Потребитель стремится  иметь большее количество любых  товаров и услуг, он не пресыщен  ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.

 

3.Транзитивность. Теория потребительского  выбора исходит из постоянства  и определенной согласованности  вкусов потребителя. Логически  это может быть выражено следующим  образом: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.

 

4.Субституция. Потребитель согласен  отказаться от небольшого количества  блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

 

5.Убывающая предельная полезность.

 

Таким образом, теория потребительского выбора лежит в основе и составляет скелет современных рыночных отношений.

Список использованной литературы

 

 

1. Базылев Н.И., Базылева М.Н., Экономическая теория: учебное пособие. Минск: Книжный Дом «Мисанта», 2005.

 

2. Курс экономической теории/ Под  ред. М.И.Плотницкого. Минск: Книжный  Дом «Мисанта», 2005.

 

3. Курс экономической теории /Под  ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.  Киров, изд: АСА, 1997.

 

4. Микроэкономика / Под ред. Плотницкого  М. И. – Минск: Новое знание, 2002.

 

5. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 2000.

 

6. Самуэльсон П., В.Д.Нордхаус, Экономика.  Москва, 1999.

 

7. Экономическая теория; Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 1999.

 

8. Экономическая теория /Под ред.  Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн., 2002.

 

9. #"#">#"#">http://dic.academic.ru/

 

12.   http://www.market-journal.com/mikroekonomika/index.html


Информация о работе Теория потребительского выбора